Ажиматова Майрамгул Назаралыевна
Конспект занятия «Семейные традиции» по развитию речи в разновозрастной группе к Году семьи и детства в России
▼ Скачать + Заказать документы
ЧАСТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Беби Сити»
на тему «Семейные традиции»
по развитию речи в разновозрастной группе «Знайки»
к Году семьи и детства в России
(СЛАЙД 1)
Воспитатель:
Ажиматова Майрамгул Назаралыевна
Якутск 2024
ФИО педагогического работника дошкольного образования Ажиматова Майрамгул Назаралыевна
Место работы ЧДОУ «Беби Сити», филиал по ул. Свердлова 9/1
Публикация «Конспект занятия „Семейные традиции“ по развитию речи в разновозрастной группе к Году семьи и детства в России» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
Возрастная группа Разновозрастная группа «Знайки»
Методика дошкольного образования (образовательная область) Познавательное развитие
Тема занятия «Семья. Семейные традиции»
Цель занятия и задачи
Образовательные:
Обобщать, систематизировать и расширять знания детей о семье, членах семьи, родственных отношениях, семейных традициях.
Формировать элементарные представления о образе своей семьи, о традициях и обычаях.
Активизировать и обогащать словарный запас детей.
Подвести детей к пониманию слова «традиция».
Воспитательные:
Воспитывать доброе и заботливое отношение, любовь и уважение к членам своей семьи, интерес к семейным традициям.
Воспитывать желание активно участвовать в ходе НОД, смело отвечать на вопросы, отстаивать свою точку зрения.
Побуждать детей к добрым делам для семьи, родного дома.
Развивающие :
Развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о семейных традициях.
Развивать воображение, мышление.
Способствовать развитию детского творчества в процессе продуктивной деятельности.
Развивать умение обобщать и делать выводы.
Развивать связную речь.
Активизация словаря: семья,
традиция; прилагательные:
музыкальная, спортивная,
заботливая, многодетная,
дружная.
Развивать самоконтроль над собственной речью.
Используемая образовательная программа Рабочая программа по развитию речи, разработанная в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, а также с учетом инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Предварительная работа с воспитанниками Беседа «Моя семья», разучивание стихотворений о семье, рисование членов семьи. Просмотр мультипликационных фильмов, создание проблемных ситуаций и их решение по теме «Моя семья». Рассматривание семейных фотографий, беседы. Совместная работа с родителями и детьми. Чтение художественной литературы; загадки на тему: «Семья». Составление рассказов о своей семье. Проговаривание пословиц и поговорок о семье; заучивание стихов о семье; оформление уголка для родителей «Семейные традиции».
Материалы и оборудование Ребус «7Я», графический диктант «Дом», ручка, семейные фотографии, обручи, предметные картинки, чемоданчик.
Структура занятия I. Вводная часть:
1. Орг. момент. Приветствие
2. Правила поведения на занятии
II. Основная часть:
1. Постановка темы. Ребус «7Я»
2. Игра «Семейный круг»
3. Мозговой штурм + игра с мячом
4. «Назови ласково»
5. Пальчиковая гимнастика «Семья»
6. Графический диктант «Дом»
7. Физкультминутка
8. Игра «Какая это семья?»
9. Беседа «Семейные традиции»
III. Заключительная часть:
1. Игра «Чемоданчик пожеланий»
2. Рефлексия
Использованная литература 1. Вераксы Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Программа «От рождения до школы». – М. : Мозайка синтез, 2010. Инновационная программа
2. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией
М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой
Методы и приемы Словесный метод:
- рассказывание;
- беседа;
- ответы на поставленные вопросы.
Наглядный метод:
- использование информационно-коммуникативных технологий;
- предметные картинки.
Практический метод:
- физкультминутка;
- пальчиковая гимнастика;
- создание игровой ситуации
Ход занятия
I. Вводная часть
Организационный момент (1 мин)
Цель: ввести в начало занятия, пробуждать интерес к познанию новых знаний.
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Сегодня к нам пришли почётные гости. Поздоровайтесь с ними. (дети здороваются с гостями)
Воспитатель: Мы начинаем занятие по развитию речи.
II. Основная часть занятия
Цели и задачи:
Образовательные: обобщать, систематизировать и расширять знания детей о семье, членах семьи, родственных отношениях, семейных традициях. Формировать элементарные представления о образе своей семьи, о традициях и обычаях. Способствовать формированию у детей навыков составлять короткий рассказ о своей семье, членах семьи. Активизировать и обогащать словарный запас детей. Подвести детей к пониманию слова «традиция».
Воспитательные: Воспитывать доброе и заботливое отношение, любовь и уважение к членам своей семьи, интерес к семейным традициям. Воспитывать желание активно участвовать в ходе НОД, смело отвечать на вопросы, отстаивать свою точку зрения. Побуждать детей к добрым делам для семьи, родного дома.
Развивающие : Развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о семейных традициях. Развивать воображение, мышление. Способствовать развитию детского творчества в процессе продуктивной деятельности. Развивать умение обобщать и делать выводы. Развивать связную речь. Развивать и обогащать активный словарь по теме «Семья».
Постановка темы занятия. Самоопределение деятельности. (1 мин)
Воспитатель: Ребята, к нам пришло письмо с просьбой от мальчика Ивана, который тоже ходит в детский сад. Он просит помочь разгадать ребус, найти значение этого слова. Посмотрите на экран. (На экране изображена картинка 7Я) Что вы видите?
Дети: Цифра 7 и буква я (СЛАЙД 2)
Воспитатель: Какое слово спряталось?
Дети: семья (СЛАЙД 3)
Воспитатель: Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?
Дети: о семье
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о самом главном, о самом дорогом, что есть у каждого из нас – о семье.
Мозговой штурм + игра с мячом (вопрос-ответ) (3 мин)
Цель: развивать речь, подвести детей к пониманию значения слова «семья»
Воспитатель: Давайте поможем мальчику найти значение этого слова. Что такое семья?
Дети: Это люди, которые живут вместе и очень друг друга любят, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково. (СЛАЙД 4 КАКУЮНИБУДЬКАРТИНКУ)
Воспитатель: Зачем человеку нужна семья?
Дети: Чтобы жалели, любили, хвалили, помогали, заботились.
Воспитатель: А как вы думаете, как должны люди относиться друг к другу в семье?
Дети: В семье должны уважать друг друга, защищать, ухаживать, любить, заботиться друг о друге.
- Молодцы, дети. Теперь мальчик Иван знает значение слова семья.
Игра «Доскажи словечко» (2 мин)
Цель: развивать речь, обогащать словарный запас
- Семьи бывают разные, главное, чтобы в семье все друг друга уважали и любили. Семью почитали еще с древних времен, народ сложил много пословиц о семье. Попробуйте угадать, какое слово на конце пословиц.
- в гостях хорошо, а дома… (лучше).
- семья вместе, так и душа на (месте).
- семья в куче – не страшна (туча).
Пальчиковая гимнастика «Семья» (1 мин) СЛАЙД 5
Цель: развивать речь, подготовить руки к письму
Первый пальчик - дедушка,
Второй пальчик - бабушка,
Третий пальчик - папочка,
Четвёртый пальчик - мамочка,
Пятый пальчик - Я.
Вот и вся моя семья!»
Графический диктант «Дом» (5 мин)
Цель: развивать навыки письма и ориентировки на листе
Физкультминутка. (2 мин)
Цель: снять утомление мышц, активизировать мышление детей, создать положительные эмоции и повысить интерес к занятию.
Воспитатель: Вы все любите отдыхать с семьей, а я вам предлагаю отдохнуть сейчас. Слушайте задание и выполняйте. (дети выполняют задания)
-Те, у кого есть старший брат – встаньте и хлопните в ладоши.
- У кого есть сестра или сестренка - помашите над головой рукой.
-Кто помогает дома близким - встаньте и хлопните в ладоши.
-У кого в семье живут домашние животные–поднимите руки вверх.
-Кто очень любит свою семью – хлопните в ладоши.
Игра «Какая семья?» (1 мин)
Цель: способствовать обогащению словарного запаса детей
1) Если в семье все заботятся друг о друге. То какая это семья?
- Заботливая семья -
2) - В семье все дружат друг с другом. Какая семья?
- Дружная семья -
3) -В семье все играют на муз. инструментах, слушают музыку. Какая семья?
- Музыкальная семья -
4) - В семье все занимаются спортом. Какая семья?
-Спортивная семья,
5) - В семье много детей. Какая семья?
- Многодетная семья -
Беседа «Семейные традиции» (5 мин)
Цель: Подвести детей к пониманию слова «традиция». Воспитывать доброе и заботливое отношение, любовь и уважение к членам своей семьи, интерес к семейным традициям
Воспитатель: Семьи все разные. Каждая семья отличается своим укладом, привычками, обычаями, атмосферой, традициями. Традиция - от латинского "передача". Это слово означает сложившиеся и передаваемые в течение длительного времени из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения).
Воспитатель: Мы сегодня с вами рассмотрим фотографии, которые вы принесли из дома. Ребята, а как будет называться фотография, где изображена семья?
Дети: семейная
Воспитатель: Как назовем нашу выставку?
Дети: выставка семейных фотографий
Воспитатель: Собирать и хранить фотографии в альбоме – это очень добрая и важная семейная традиция, и эта традиция есть в каждой семье. СЛАЙД 6
- Традиции бывают разные, но у каждой семьи – свои традиции : встречать и угощать гостей, проводить праздники и дни рождения и т. д.
-Дети, а кому каждый вечер мама читает сказки? (Ответы детей)
Чтение книги – это тоже семейная традиция. Традиция эта очень хорошая, ведь из книг можно узнать много интересного и полезного. Такая традиция называется – семейное чтение.
-Кто мне расскажет об интересных традициях в ваших семьях, например, как вы празднуете дни рождения? А рассказ можно начинать вот так: «Мы всегда вместе….» (Ответы детей)
-Как встречаете Новый год? (Ответы детей)
-А теперь расскажите, как вы проводите дома выходной день? (Ответы детей)
-Дети, а есть ли традиции у нас в детском саду? (Ответы детей)
- А какие, например? ( Ответы детей: «День именинника», «В гости к другой группе» и т. д.)
- Правильно, дети. У нас в детском саду есть свои традиции, мы ведь тоже как одна семья. Какая у нас семья?
( Ответы детей: «Мы живем в детском саду большой и дружной семьей»)
-Молодцы, ребята!
III. Заключительная часть
Рефлексия. (2 мин)
Цель: обобщить пройденный материал, подвести итоги.
Воспитатель: Что мы с вами делали на занятии, что узнали нового?
В какие игры мы с вами играли, какая игра больше понравилась?
Воспитатель: Я дарю каждому из вас вот такое сердечко, которое наполнено всеми ценностями. Чтобы у каждого из вас была дружная, счастливая, любящая, крепкая семья! СЛАЙД