Надежда Разумова
Конспект занятия с средней группе «Дары леса»
Конспект НОД в средней группе на тему «Дары леса»
Цель: закрепить знания детей о грибах и ягодах, растущих в местных лесах, о правилах их сбора, воспитывать уважительное отношение к природе.
Материалы и оборудование: аудиозапись со звуками леса, корзина с грибами и ягодами, слайды.
Предварительная работа: чтение сказки «Война грибов с ягодами», рассматривание иллюстраций и беседа о том, что растет в лесу.
Содержание организованной образовательной деятельности детей
Звучит аудиозапись со звуками леса
Воспитатель. Как вы думаете, куда мы сегодня с вами отправимся?
Ответы детей
Сегодня мы с вами отправляемся в лес.
Публикация «Конспект занятия с средней группе „Дары леса“» размещена в разделах
Мы в лес шли, шли, на полянку пришли.
Здравствуй старый лес, полный сказок и чудес…
Выходит белочка (переодетый взрослый) с корзиной, в которой лежат либо настоящие, либо муляжи грибов и ягод.
Белочка. Посмотрите дети, что есть у меня в корзинке.
Грибы – это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов.
Что есть у грибов? Ножка, шляпка, корни-грибница. Грибы размножаются спорами. Споры – это маленькие частицы, которые прячутся в шляпках грибов. Когда грибы созревают, споры падают на землю. Из спор вырастают молодые грибочки. Через корни – ниточки грибы получают из земли воду и полезные вещества. Людей, которые идут в лес за грибами называют грибниками. Съедобные грибы очень вкусные и полезные. Их можно варить, жарить, мариновать, сушить.
У каждого гриба есть свой дом, где он растет. Белый гриб-боровик растет в сосновом и еловом лесу. Растут они семьями.
В сосновом лесу растут маслята, шляпка у масленка скользкая, словно маслом смазана.
Какой гриб мы нашли под осинкой?
Какой под березкой?
А вот в густой траве выросли лисички - рыжие лисички.
Ай, а это что за чудо-пень? Весь усыпан грибами. Это опята, растут они большими семьями на пеньках.
- На полянке мы увидели красивый гриб: красный с белыми пятнами. Это мухомор. Когда мухомор состарится, края его шляпки загнутся кверху, и он превратится в блюдечко. Пройдет дождь, в блюдечке останется вода. Не простая – ядовитая. Напьется этой воды муха и погибнет. Поэтому и называют его Мухомор.
Пальчиковая гимнастика
Топ-топ. В туесочке пять грибов.
Мухомор красный – гриб опасный.
А второй – лисичка, рыжая сестричка
Третий гриб – волнушка, розовое ушко.
А четвертый гриб – сморчок, бородатый толстячок.
Пятый гриб – белый, ешь его смело.
Белочка. Теперь слушайте мои загадки про грибы и отгадывайте их.
Этот гриб живет под елью, под ее огромной тенью.
Мудрый бородач-старик, житель бора -. (боровик)
Я в красной шапочке расту среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту - зовусь я –. (подосиновик)
На пеньке сидят братишки. Все - в веснушках шалунишки.
Эти дружные ребята называются. (опята)
В лесу, на радость людям, средь молодых сосенок,
В блестящей темной шляпке растет грибок. (масленок)
В платьях тонких на опушке водят хоровод подружки.
Платья – шелк в полоску: красный, белый, розовый, атласный.
В день осенний на опушке как красивы, вы. (волнушки)
Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички – золотистые. (лисички)
Возле леса на опушке, украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый, как Петрушка, ядовитый. (мухомор)
Посмотрите-ка, ребята: тут лисички, там – опята
Ну, а это на полянке ядовитые. (поганки)
Воспитатель. Но белочка, ведь в лесу растут не только грибы. Дети, скажите, что ещё мы можем насобирать в лесу.
Ответы детей.
Физкультминутка Мишки
Мишки по лесу гуляли, (идем вперевалочку)
Мишки ягоды искали. Вот так, вот так
(ставим одну руку на бочок – это «корзинка»)
Мишки ягодки искали. Сладку ягодку малинку
положили всю в корзинку вот так, вот так.
(собираем ягоды и складываем в «корзинку»)
Положили всю в корзинку.
Как малинкой угостились,
Все на травке развалились.
Вот так, вот так (гладим себя по животику)
Все на травке развалились.
А потом Мишки плясали лапки кверху поднимали
Вот так, вот так (выставляем ножки на пятку, поднимаем руки вверх)
Белочка. Да, ребята, в нашем лесу растет много разных ягод.
Ягоды – это небольшие сочные плоды кустарников и травянистых растений. Что есть у ягод? Корень, стебель, листочки и плоды.
Земляника любит много света, поэтому ее можно найти на солнечных полянках.
Бруснику собирают на высохших болотных кочках.
Клюква растет на болоте.
Белочка. А теперь мои загадки:
Под листом на каждой ветке сидят маленькие детки.
Тот, кто деток соберёт, руки вымажет и рот. (Черника)
Мы нагнёмся до земли, чтоб наполнить кузовки.
Стебельки раздвигаем - огоньки собираем. (Земляника)
Я красна и кисла, на болоте росла.
Дозревала под снежком,
Ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква)
Бусы красные висят, из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти дети, пчёлы и медведи. (Малина).
Воспитатель. Вот и подошло наше путешествие в лес. Нашей белочке пора возвращаться.
Белочка. Дарю вам свой кузовок. Здесь много ягод и грибов. Приходите в гости в лес. Но запомните простые правила сбора ягод и грибов.
- не срывать, не топтать ядовитые грибы – они нужны лесным обитателям.
- срезать грибы аккуратно, чтобы не повредить грибницу.
- не вырывать кустики ягод.
- собирать только знакомые ягоды и грибы.
До свидания, дети.
Дети прощаются с Белочкой.