Наталья Логинова
Конспект занятия по ПДД с использованием элементов наглядного моделирования «Приключение дорожных знаков»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: совершенствование представлений о дорожных знаках и навыках звукобуквенного анализа и синтеза путем применения наглядных моделей.
Задачи:
• систематизировать представления о дорожных знаках;
• поддерживать стремление детей узнавать и переводить в буквенные обозначения звуковую модель слова;
• создать условия для развития способностей узнавать условные обозначения (символы) звуков [и их мягкие варианты];
• развивать слуховое внимание, зрительное и пространственное восприятие;
Публикация «Конспект занятия по ПДД с использованием элементов наглядного моделирования „Приключение дорожных знаков“» размещена в разделах
- Дорожные знаки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ПДД, светофор. Конспекты занятий
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
• развивать интерес к совместной деятельности со сверстниками, формировать дружеские взаимоотношения.
Способы: игровая мотивация, отгадывание звуков по символам, звукобуквенный анализ двуслогового слова, расшифровка звуковой схемы слова, составление предложений по опорным словам.
Средства:
Мультимедийная доска, слайды: дорожные знаки, ролик с выступлением инспектора, схемы-алгоритмы звукового анализа слова, условные обозначения звуков, карточки с «зашифрованными» словами, схемы предложений, кассы.
Предварительная работа:
моделирование условных обозначений звуков, составление рассказов о буквах по схеме, игры по формированию звукового анализа и синтеза: «Назови первый и последний звук в слове», «Все о звуке», «Куда спрятался звук», «Цепочка слов», «Составь слово», «Составь предложение по схеме».
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед. К нам в д/с пришло срочное сообщение, что на улицах нашего города случилась беда с дорожными знаками: злой волшебник заколдовал их, заменил непонятными обозначениями. Водители взволнованы, они не знают, что делать,могут возникнуть аварийные ситуации.
Демонстрируется слайд 1- машины в пробке на дороге
Движение в городе остановилось. Нужно срочно восстановить порядок на дорогах.
Вы готовы помочь водителям избежать аварийных ситуаций?
Ответы детей
2. Соотнесение звуков со зрительным символом, повторение характеристикизвуков.
Демонстрируется слайд 2-дорожный знак (состоящий из символов звуков)
Логопед. Ребята, что это за обозначения на дорожном знаке?
Дети. Это символы звуков
Логопед. Мы сможем восстановить знак, если вы назовете выбранный символ звука, расскажите, какой это звук (гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий) и правильно определите его место в слове.
Дети выбирают на столе символ звука, называют его, дают характеристику и садятся за столы.
3. Упражнение на определение позиции звука в слове
А теперь определяем, где звук слышится в слове
Игра «Поднимите символ и назови звук, с которого начинается слово (заканчивается слово)»
Логопед называет слово, дети, чей звук слышится в начале (конце) слова,поднимают символ, называя его.
Демонстрируется слайд 3 -появляется светофор.
Логопед. Молодцы! Расколдовали дорожный знак.
С виду грозный и серьезный
Очень важный светофор.
С перекрестка, с перекрестка
Он на нас глядит в упор.
Все, что хочет он сказать
Надо по глазам читать.
Какую работу выполняет светофор на перекрестке?
Ответы детей (Светофор регулирует движение транспорта и пешеходов световыми сигналами)
Демонстрируется слайд 4 –движение машин на дороге
Молодцы ребята, начинается движение на дорогах, светофор показывает водителям и пешеходам, кто что должен делать.
1. «Расшифровка» символов слов.
Демонстрируется слайд 5- зашифрованные слова
Логопед. Ребята, посмотрите впереди разноцветный знак, водители теряются в догадках, продолжать им путь или остановиться. Нам нужно как можно быстрее им помочь. Настоящий знак появится, если вы расшифруете эти слова.
Демонстрируется слайд 6-7-8-9: зашифрованные символами слова: магазин, стадион, парк, улица.
- УЛИЦА
- МАГАЗИН
После названного слова следует его буквенное обозначение. Чтение слов.
Логопед. Молодцы. Ребята, вы справились с этим трудным заданием.
Появляется слайд 10- «Пешеходный переход»
Логопед Что должны делать водители, увидев этот знак
Ответы детей. (Это предупреждающий знак. Он предупреждает водителей, что на этом участке дороги нужно остановиться и пропустить пешеходов
Логопед. А вам полосатая лошадка подскажет на пути, где дорогу перейти.
Демонстрируется слайд 11-дорожный знак, на котором нарисована схема слогового разбора слова.
Логопед. Ребята посмотрите:
Вот в ряд дома стоят, 1,2,3.4 подряд. Квадратными глазами, друг на друга глядят. Что это?
Во дворе каждой улицы
Водителям надо быть бдительным.
Ехать тихо, осторожно
А то всякое возможно.
Это новая улица, на которую заезжают новоселы. Помогите новоселам занести вещи в свои дома. На картинках-вещах закрасьте столько кирпичиков, сколько слогов в слове. В первый дом «заносим» вещи, в названии которых 1 слог, во второй с 2 слогами, в 3- с 3 слогами, а в 4- слова, в названии которых 4 слога:
Ответы детей.
Логопед. Молодцы! Справились с заданием. А какой знак должен напомнить водителям, что нужно ехать тихо, осторожно?
Появляется слайд 12- «Жилая зона»
Что обозначает этот знак? Ответы детей
(Этот знак указательный, он обозначает территорию, на которой пешеходам разрешается ходить как по тротуарам, так и по проезжей части.
Логопед:Спасибо ребята, вы выполнили очень сложные задания. А теперь угадайте этот дорожный знак, который позволит участникам движения отдохнуть, ведь водители могут находиться в дороге очень долго.
Если ты устал в дороге, если ехать далеко,
Отдохни шофер немного. Место здесь отведено.
Как называется этот знак? (Ответы детей)»
Появляется слайд 13 -«Место отдыха». Давайте и мы с вами отдохнем
5. Физкультминутка
Дети выполняют действия в соответствии со словами физкультминутки.
Вижу дети, вы устали
Все на ноги быстро встали
Руки вверх мы протянули (тянут прямые руки вверх)
Опустили вниз, стряхнули
Ногу правую подняли
И немножко постояли
На ноге стоим другой
Вот размялись мы с тобой
6. 3вукобуквенный анализ двусоставного слова с открытыми слогами.
Демонстрируется слайд 14 -дети идут в школу
Логопед. Солнце сонно улыбается,
Ветер листьями шуршит,
И стараясь собираются
Утром в школу малыши.
А чтобы с ними по пути в школуничего не случилось, дети и водители должны быть всегда внимательны. А поможет в этом удивительный знак, который мы узнаем, если сделаем звуковой анализ слова «Школа».
Демонстрируется слайд 15-схема звукового анализа
(Дети за столами выполняют полный звукобуквенный анализ слова «школа»)
Дети. Школа - это слово, обозначаем длинной полоской;
делим слово на слоги (хлопками, в слове 2 слога, обозначаем 2 короткими полосками;
выделяем ударный слог «тянем» слово рукой, сжимая кулачок:шко-о-о-ола) Ударение падает на 1 слог, ставим «шапочку-ударение на первый слог);
выделяем звуки : 1 звук [ш], согл., глух. ,всегдатв., обозначаем синим квадратом с условным обозначением : стрелочка вверх и овал.
2 звук --[к], согл., глух., тв., обозначаем синим квадратом с капельками
3 звук [о], он гласный, обозначаем красным квадратом с овалом;
4 звук; [Л], обозначаем синим квадратом со стрелочкой
5 звук [а], он гласный, обозначаем красным квадратом с кругом
Сколько всего звуков в слове? сколько согласных звуков? сколько гласных звуков? Ответы детей.
Какое правило мы знаем про гласные звуки?
Дети. Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Каждый звук обозначаем буквой; (дети выкладывают слово буквами)
7. Работа над предложением.
Логопед Ребята, придумайте предложение, в котором должно быть слово «Школа»
Дети составляют предложения.
Логопед. Молодцы, ребята, все предложения интересные. Запишите схему своего предложения в тетради. Один ребенок выполняет схему предложения на доске.)
Что мы должны помнить, когда составляем схему предложения.
Дети. Первое слово пишется с большой буквы, поэтому его обозначаем черточкой, слова в предложении обозначаем отдельно друг от друга и в конце ставим точку. Сколько слов в этом предложении ___ ___.
Логопед. Молодцы! Посмотрите на схему предложения (анализ предложения)
Какое первое слово в предложении? 2? 3?
Я предлагаю вам поиграть. Закройте глаза. В это время убирается второе слово. «Читаем» предложение. Какое слово я спрятала? Повторяем игру 2 раза.
Логопед: Молодцы! Вы справились и с этим заданиями.
Демонстрируется слайд 16-«Осторожно, дети».
Что обозначает этот знак?
Ответы детей
Логопед:Ай-ай-ай, какая жалость
Что-то вдруг у нас сломалось
Знак нам этот говорит
«Здесь машинный Айболит!
Демонстрируется слайд 17-со словом «колесо»
Знак появится, если вы из букв слова «Колесо», составите новые слова. (осел, кол, лес, сок, лесок, сокол, лоск, село)
Молодцы, ребята, вы очень много слов «нашли» в одном слове колесоПоявляется слайд 18-«Техническое обслуживание автомобилей»
Демонстрируется слайд 19-уличного движения.
8. Итог занятия
Логопед:город снова ожил, все дорожные знаки помогают водителям и пешеходам соблюдать правила дорожного движения
Появляется ролик с инспектором ДПС:
«Дорогие ребята! Дорожно-патрульная служба благодарит вас за помощь в восстановлении (наведении) порядка на дорогах нашего города. Благодаря вашим знаниям все дорожные знаки восстановлены и понятны водителям. Жители города могут быть спокойны, аварийных ситуаций на дорогах не будет. За участие в этой работе, за отличные знания дорожных знаков и правил дорожного движения, мы награждаем вас памятными медалями.
Инспектор награждает детей памятными медалями.