Юлия Киселёва
Конспект занятия с использованием музыкально-дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Веселое приключение»
Цель: Применять музыкально – дидактические пособия и игры в различных видах музыкальной деятельности. Развивать музыкальный слух и координацию движений в игровой форме.
Задачи:
Уточнять и закреплять восприятие средств музыкальной выразительности : ритм, регистр, тембр, мажорный и минорный лад.
Публикация «Конспект занятия с использованием музыкально-дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Старшая группа
- Темочки
Побуждать дошкольников петь выразительно, передавая ладовый характер музыки.
Развивать способности передавать в движение ладовое изменение музыки, точного воспроизведения ритма музыки, определения жанра произведения, умения играть согласованно в оркестре.
Развивать слуховое внимание, воображение, творческую фантазию, коммуникативные навыки.
Расширять словарный запас дошкольников понятиями : мажор, минор, стоккато, легато.
Стимулировать творческие проявления
Воспитывать эмоционально-эстетического отношение к музыке.
Л. Бетховен, «Весело – грустно»
И. Штраус, «Венская полька»
А. Петров, «Вальс с шарфами»
С. Железнов, Е. Железнова, «Карнавал»
Сл. и муз. Л. А. Старченко, «Звёздочка моя». Журнал «Колокольчик» № 20, 2001г.
Оборудование.
• Музыкальный центр
• Дидактические игры: «Сладкий колпачок», «Музыкальная поляна», «Кубик – оркестр», «Шахматное королевство», «Весёлые шляпки», «Петушиная семейка»
• Детские музыкально-шумовые инструменты
Ход
Дети входят в зал, приветствуют друг друга.
Музыкальный руководитель : Ребята, обратите внимание, буквально сегодня в нашем зале появился новый житель. Как вы думаете, кто же это может быть? (Паук на паутине.) Но, к сожалению, он не успел закончить плести свою паутину, как в неё уже что-то поймалось. Интересно, давайте посмотрим. Это послание. Прочитаем?
«Здравствуйте, ребята! Я приготовил для вас сюрприз, но к моему несчастью я спрятал его под один из своих колпачков, но под какой забыл. Когда я создавал для вас сюрприз, то рисовал рисунок. Он вам поможет найти ответ. Я желаю вам удачи ребята! До свидания! Ваш друг, Петрушка».
Музыкальный руководитель : Посмотрите, ребята, а что изображено на рисунке у Петрушки?
Ответы детей : Радуга.
Музыкальный руководитель : Давайте подумаем, а для чего Петрушка нарисовал радугу? (Предположения детей)
Музыкальный руководитель : Наверное, потому что именно цвета радуги и музыкальные краски смогут помочь найти этот сюрприз, ведь мы знаем, что музыка может звучать по — разному и имеет свои краски. А называются они средства музыкальной выразительности. Ну что, ребята, я думаю, что пришло время начать искать этот сюрприз? Если вы готовы, то самое время посмотреть, что же скрывается под первым калпочком?
Дети по очереди, согласно цветовой палитре радуги открывают колпачки, где находятся атрибуты к играм или рисунки, указывающие на игру. Под одним из колпачков находится рисунок для песенки. Колпачков должно быть большее количество (10-15, чтобы дети имели возможность выбирать цвета радуги. Дети играют в игры, исполняют песню, под одним из последних колпачков обнаруживают сюрприз от Петрушки.
Красный колпачок (под ним лежат несколько цветков).
Музыкальная поляна
(Дидактическая игра на усвоение знаний о длительности звуков. Составление простой попевки).
Игровой материал: зелёное поле, на нём ёлочки и фигурка девочки, большие и маленькие цветы.
Музыкальный руководитель : Как же здорово летом! Мы бегали по зеленой травке, загорали, ныряли в воду и прибежали на поляну. А там Мишутка собрал цветочки, да не простые, а музыкальные. И получилась песенка.
- Василек, василек, мой любимый цветок.
Все дети отхлопывают ритм ладошками и поют попевку. После чего выкладывают на фланеграфе цветочками ритм попевки (большие цветы – половинные длительности, маленькие – четвертные).
Оранжевый колпачок (под ним находится детский музыкальный инструмент).
Кубик-оркестр
(Дидактическая игра на развитие чувства ритма).
Дети под веселую и ритмичную музыку передают кубик по кругу, проговаривая слова:
Кубик движется по кругу,
Передайте кубик другу.
Кубик может показать,
На чем тебе теперь играть!
(Е. Ю. Матвиенко, «Весёлые кубики», журнал «Музыкальный руководитель» № 5, 2008г.)
Каждый ребенок по очереди кидает кубик, берет выпавший инструмент со стола и кладет на свой стульчик. Игра повторяется, пока все дети не возьмут себе инструменты. Затем все вместе играют в «оркестр».
Можно сыграть в оркестре произведение С. Железнова, Е. Железновой «Карнавал» или любое другое произведение
(на усмотрение музыкального руководителя).
Жёлтый колпачок (под ним находится шахматная фигурка).
Шахматное королевство
(Дидактическая игра на развитие чувства ритма и музыкальной памяти).
Игровой материал: плоскостной дворец, шахматное поле, фигурки Короля и Королевы (сделанные из пластмасса или дерева, фигурки придворных.
Фигурки Короля и Королевы стоят в центре у края шахматного поля, фигурки придворных в руках у детей по бокам шахматного поля.
Музыкальный руководитель : Ребята, сегодня в шахматном королевстве объявлен бал. И Королева с Королём захотели обучить всех придворных танцевать свои любимые танцы.
Музыкальный руководитель, взяв фигурку Королевы и выстукивает ритмический рисунок.
Дети стараются повторить ритм фигурками придворных. После чего, показывается ритм фигуркой короля. Ритмы даются по сложности (от легкого до более сложного). Ритмы также можно демонстрировать детям, исполняя их на фортепиано.
Также, можно использовать произведения различных жанров, например
«Венская полька» И. Штрауса и «Вальс с шарфами» А. Петрова.
Зелёный колпачок (под ним находится рисунок с изображением шляпы и палочки)
Весёлые шляпки
(Дидактическая игра на развитие музыкальной памяти и творчества).
Игровой материал. Палочки, 2-3 шляпки.
Правила игры – в постоянной передаче шляп друг другу.
Не разрешается убегать со шляпой или поднимать ее слишком высоко вверх, не давая подошедшему ребенку снять ее с палочки. На спокойную (в данном случае грустную) часть музыки тот, у кого в данный момент шляпа, надевает ее себе на голову. Все с палочками в руках ходят и кланяются друг другу. Под подвижную (весёлую) – передают шляпу друг другу.
муз. Л. Бетховена «Весело – грустно».
Голубой колпачок (под ним спрятана фигурка цыплёнка)
Петушиная семейка
(Дидактическая игра на определение высоты звуков и движение мелодии)
Игровой материал: куклы петуха и курицы, поле с нотным станом, фигурки цыплят.
Музыкальный руководитель : Жили – были петушок и курочка, и были у них детки – цыплятки, весёлые ребятки. Петушок с курочкой очень беспокоились о своих детках, очень они любили побегать, поиграть на нотном стане. Никогда не поймёшь, куда побегут: то вверх, то вниз, то прыгают на одном месте, того глядишь свалятся. И тогда они решили тоже поиграть вместе со своими детками: они стали играть на музыкальных инструментах, а цыплятки слушали и если песенка звучала на низком одном звуке – прыгали внизу, на высоком – вверху, мелодия двигалась вверх – бежали вверх, если вниз – бежали вниз. Давайте и мы с вами послушаем, какие мелодии будут играть курочка и петушок, и покажем, куда побегут цыплята.
Цыплята любят поиграть,
Любят бегать и скакать.
И на холмике играть,
То вверху, а то внизу.
Дети определяют высоту звука, и прикрепляют фигурку цыплёнка на определённую высоту на нотный стан (до1, соль1 и до2)
Синий колпачок (под ним находят рисунок, со словом мама и нарисованную звёздочку).
Исполняю песню «Звёздочка моя» сл. и муз. Л. А. Старченко.
Фиолетовый колпачок – под ним находится сюрприз для детей (любой).
Музыкальный руководитель. Вот мы и нашли сюрприз от Петрушки. Петрушка разукрасил радугу. А мы познакомились с музыкальными красками, это знакомство мы будем продолжать при каждой встречи с музыкой.
Есть у радуги семь красок,
А у музыки семь нот.
На земле для нашей радости
Вечно музыка живёт!