Штыба Олеся Анатольевна
Конспект занятия с использованием ИКТ для детей старшей логопедической группы «Летят перелетные птицы»
Вид занятия: открытие нового знания.
Группа детей по структуре речевого нарушения: ОНР-III уровня.
Лексическая тема: «Перелётные птицы».
Образовательные области: приоритетная - речевое развитие.
Цель: обобщить и углубить знания детей по теме «Перелетные птицы».
Коррекционно-образовательные задачи:
- продолжить формировать у детей представление о разнообразии мира птиц, их отличительных признаках;
Публикация «Конспект занятия с использованием ИКТ для детей старшей логопедической группы „Летят перелетные птицы“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
- активизировать словарный запас детей по теме, познакомить с новыми словами (клин, вереница, стайка, вожак, скворечник) и их лексическим значением;
- совершенствовать грамматический строй речи детей (образование прилагательных от существительных, глаголов и наречий).
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать связную речь детей с помощью приемов мнемотехники;
- развивать диалогическую речь детей;
- развивать общую и мелкую моторику детей, речевое дыхание.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к птицам.
Планируемые результаты (целевые ориентиры):
1. Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей.
2. Ребенок проявляет любознательность, интересуется причинно –следственными связями.
3. Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы.
4. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь н6а свои знания и умения в различных видах деятельности.
Оборудование: мультимедийная презентация, сюжетные картинки с изображением птиц, материал для изготовления коллективной работы, скворечник.
Ход занятия:
Создание мотивационного поля
Дети с логопедом встают в круг и приветствуют друг друга.
1. Приветствие
«Здравствуй, солнышко родное!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, матушка – земля!
Здравствуй, ты, и здравствуй, я!»
Логопед. Упражнение " Настроение".
Логопед предлагает подойти к столу. Перед вами тучки и солнышко выдерите ту картинку, которая подходит вашему настроению. (Отмечает, какое настроение у каждого ребёнка в начале занятия.)
Логопед. Каждый новый день надо начинать с хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и весёлым, давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла и любви, что живёт в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта. (Берёт в руки зажженную свечу.)
- Посмотрите, какая искорка зажглась от наших сердец. Пусть она сопровождает вас всё занятие. Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения.
Дети. Удачного дня.
2. Введение в игровую ситуацию
(Логопед разыгрывает сценку. В гости прилетел Грач.)
-Здравствуйте, ребята!
-Я долго летел, устал и решил залететь к вам, отдохнуть. А летел я из дальних тёплых стран, ведь я, Грач — перелётная птица.
- А вы, ребята, знаете, почему перелётные птицы так называются?
- Правильно! Потому что они прилетают с юга обратно домой.
Есть птицы зимующие, которые зимой никуда не улетают. А есть перелётные птицы, которые с наступлением холодов улетают на юг, в тёплые страны.
- Ребята, а для чего они возвращаются в родные края? (Чтобы вывести птенцов.)
-Почему именно весной они прилетают? (Становится тепло, появляются насекомые, освобождаются ото льда водоемы.)
II. Актуализация знаний
Логопед. Ребята, как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить. Правильно о перелетных птицах.
Логопед. Наш гость прилетел к вам не один. Он позвал к вам своих друзей - перелетных птиц.
III. Открытие детьми нового знания.
Беседа о птицах с демонстрацией презентации.
1 слайд Наступила долгожданная, теплая, солнечная весна. Из теплых стран возвращаются перелетные птицы. Они тоже рады весне.
2 слайд Они летят стаями и кричат. Птицы торопятся, ведь за весну им надо успеть построить и отремонтировать свои дома, отложить яйца, высидеть их и вывести свое потомство – птенцов. А когда птенцы вылупятся из яиц, родители – птицы их будут выкармливать, учить летать. А осень снова соберутся в стаи и улетят зимовать в теплые страны.
Логопед: Вот какую длинную, трудную дорогу преодолевают птицы, которые возвращаются из теплых краев. А как вы думаете, как летят птицы? Как им вздумается или существует какой-то порядок, они как-то строятся?
Гуси, утки, лебеди летят вереницей. (Показ картинки-схемы.)
Ласточки, скворцы летят стайкой. (Показ картинки-схемы)
Журавли летят клином. (Показ картинки-схемы.)
А кукушки летят поодиночке. (Показ картинки-схемы.)
Как называют птицу, которая летит впереди, ведет за собой всех птиц в стайке, веренице или клине? (Это вожак.) Какой должна быть эта птица? (Самая сильная, выносливая, умная.)
3 слайд Грач. Самые первые к нам прилетают черные грачи. Они первые вестники весны. Грачи крупные птицы, покрыты черными перьями. У них крупный, немного изогнутый клюв. Грачи строят гнезда на деревьях. Питаются насекомыми, семенами. Послушайте, как они кричат.
4 слайд Скворец. Птица небольшого размера. Перья черного цвета с фиолетовым отливом и белыми крапинками. Клюв скворца мощный. На голове черный хохолок. Скворец живет в скворечнике. Питается скворец жуками, гусеницами, бабочками и другими насекомыми.
5 слайд Ласточка. Ласточка маленькая птичка. Прилетают ласточки самые последние, когда становится тепло и появляется насекомые. Спинка, крылья, головка покрыта темными перьями, на животе белые перышки. Хвост у ласточки длинный, раздвоенный. Голос негромкий, послушайте, как ласточки кричат. Ласточки бывают городские, деревенские и береговые. Живет ласточка в гнезде. Большую часть времени ласточки летают в воздухе, в погоне за добычей. Ловит комаров, мошек, мух, мелких насекомых.
Физкультминутка.
Подвижная игра «Ласточки летели» Координация речи с движением.
Ласточки летели,
Все люди глядели. Бегут по кругу, взмахивая руками как крыльями.
Ласточки садились,
Все люди дивились. Приседают, сложив руки за спиной.
Сели, посидели, Делают ритмичные наклоны головой.
Взвились, полетели.
Полетели, полетели,
Песенки запели. Опять бегут по кругу, взмахивая руками.
6 слайд Соловей. Соловей маленькая, серенькая, неприметная птичка. Но поет соловей прекрасно, заслушаешься. Послушайте песню соловья. Соловей живет в гнезде. Питается насекомыми.
7 слайд Кукушка. Кукушка небольшая серенькая, пестренькая птичка. Живет кукушка поодиночке. Свои яйца подкидывает в чужие гнезда. И кукушат выкармливают другие птицы. Послушайте, как кукует кукушка.
8 слайд Журавль. Журавль крупная птица. У журавля длинная шея, длинный клюв, широкие крылья, длинные ноги. Журавли бывают серые и белые. Послушайте, как кричит журавль, вытягивая свою длинную шею. Вот семья журавлей: папа, мама и их птенец. Посмотрите на гнездо журавля. Чье это гнездо? – Гнездо журавля.
9 слайд Аист. Он похож на журавля. Аист тоже крупная птица. Перья белого цвета, по краю крылья черные. Клюв – длинный, острый, красный. Крылья широкие, длинные, большого размаха. Хвост кроткий, широкий, Лапы длинные, тонкие, мощные. Питается аист лягушками, рыбой, насекомыми и растительной пищей. Посмотрите на гнездо аиста с птенцами. Послушайте, какие они издают звуки. Чье это гнездо? – Гнездо аиста.
10 слайд Цапля. Цапля крупная птица. Живет она у водоемов. У цапли крупное тело, длинные, мощный клюв, длинные ноги. Посмотрите, как она важно вышагивает по воде и послушайте как она кричит. Бывают цапли с белым и серым опереньем. Питается цапля лягушками, рыбой, насекомыми и растениями. Цапля может подолгу стоять, и даже спать на одной ноге. Давайте попробуем постоять как цапля.
Упражнение статистическое «Цапля».
Дети стоят на одной ноге, согнув вторую в колене, руки на поясе. Затем меняют ногу.
11 слайд Лебедь. Это гордая, грациозная птица средних размеров. У лебедя длинная изогнутая шея. Клюв плоский и сильный. Лебеди бывают белого и черного цвета. Лапки у лебедя короткие, с перепонками. Лебедь водоплавающая птица, живет на озерах, прудах и реках. Питается рыбой, водорослями и мелкими рачками.
12 слайд Дикий гусь.
Перелетная птица. По весне возвращается рано. У них короткие лапы и длинная шея. Лапы большие перепончатые. Приспособленные для загребению воды при плавании. В момент перелета дикие гуси держаться стаями. При перелете выстраиваются клином. Питаются на водоемах, где кормятся побегами водных растений. На земле щиплют молодую травку.
IY. Самостоятельное применение нового знания на практике
Логопед: — Ребята мыс вами познакомились с перелетными птицами. Они очень красивые и разные.
Игровое упражнение “У кого кто?”
— У грача – грачонок — грачата.
— У утки – утёнок — утята
— У лебедя – лебедёнок — лебедята
— У соловья – соловьёнок — соловьята
— У журавля – журавлёнок — журавлята
— У дрозда – дроздёнок — дроздята
— У чижа – чижонок — чижата.
— У аиста – аистёнок — аистята
— У скворца – скворчонок — скворчата.
Игровое упражнение “Кто о ком заботится?”
— Аист заботится об аистятах.
— Грач заботится о грачатах.
— Журавль заботится о журавлятах.
— Лебедь заботится о лебедятах.
— Чиж заботится о чижатах.
— Соловей заботится о соловьятах.
— Дрозд заботится о дроздятах.
— Утка заботится об утятах.
— Скворец заботится о скворчатах.
— Гусь заботится о гусятах.
Игровое упражнение “Чей хвост у кого?”
— Журавлиный хвост у кого? (Журавлиный хвост у журавля)
— Грачиный хвост у кого? (Грачиный хвост у грача)
— Лебединый хвост у кого? (Лебединый хвост у лебедя)
— Утиный хвост у кого? (Утиный хвост у утки)
— Гусиный хвост у кого? (Гусиный хвост у гуся)
— Аистиный хвост у кого? (Аистиный хвост у аиста)
— Соловьиный хвост у кого? (Соловьиный хвост у аиста)
Игровое упражнение “Кто кем станет?”
— Грачонок станет грачом.
— Соловьёнок станет соловьём.
— Скворчонок станет скворцом.
— Лебедёнок станет лебедем.
— Утёнок станет уткой.
— Аистёнок станет аистом.
— Журавлёнок станет журавлём.
Игра «Какой? Какая?» Образование сложных прилагательных.
- Ребята, скажите, как можно назвать аиста, если у него длинный клюв.
Аист какой? – Длинноклювый.
У Аиста красный клюв – красноклювый.
У Грача черные глаза – черноглазый.
У Лебедя длинная шея – длинношеий.
У журавля широкие крылья – ширококрылый.
У Цапли длинные ноги – длинноногая.
У Лебедя короткие лапы – коротколапый.
Игра «Перелетная или зимующая»
На столе разложены картинки с изображением разных птиц. Детям предлагается выбрать только перелетных птиц. Затем детям предлагается превратиться в выбранных птиц и полетать. Подвижная пауза.
Физкультминутка.
Птички прыгают, летают. Дети прыгают,
Крошки птички собирают. Клюют,
Перышки почистили, изображают,
Клювики почистили.
Птички летают, поют, машут руками,
Зернышки клюют. Приседают и клюют.
Игра «Четвертый лишний?»
На слайдах демонстрируются изображение разных птиц, а дети выбирают лишний объект и словесно обосновывают свой выбор.
Голубь, ласточка, скворец, кукушка. Кто лишний? – голубь, так как он зимующая птица.
Ворона, воробей, голубь, скворец.
Соловей, жаворонок, воробей, ласточка.
Сорока, грач, снегирь, синица.
Лебедь, цапля, голубь, аист.
Игра «Собери разрезную картинку»
Каждому ребенку даются конверты с разрезными картинками с изображением птиц. По ходу выполнения задания с детьми закрепляется названия птиц.
Логопед: Как вы понимаете выражение о том, что птицы наши верные друзья и помощники. (Птицы спасают деревья, растения от вредителей, разных насекомых и их личинок. Этим они помогают сохранить урожай, деревья, растения.)
Логопед: И надо, поэтому птиц нам беречь,
Зимой подкормить, а весною привлечь
Пернатых друзей на поля и сады.
Участие примете в этом вы?
(Логопед показывает детям построенный заранее скворечник для птиц, уточняет название домика и сообщает о том, что скворечник во время прогулки будет прикреплен к дереву и будет готов к встрече перелетных птиц.)
Y. Рефлекс
ия. [/b]
Логопед: Давайте вспомним «Правила друзей птиц». Я буду вам рассказывать случаи, которые могут произойти с вами весной во время отдыха на природе вместе с вашими родителями, а вы должны ответить, что нельзя делать в этих ситуациях. Свой ответ начните со слова: «Нельзя … .»
1. Вы оказались рядом с гнездом птицы, вам хочется взять в руки, поближе рассмотреть яйцо или только что вылупившегося птенца. Что нельзя делать? (Нельзя брать в руки птичье яйцо или маленького птенчика, потому что …».
2. Вы увидели на тропинке маленького птенца, который только учиться летать. Вам хочется поднять и забрать его домой. Что нельзя делать? (Нельзя забирать домой выпавшего из гнезда птенца, потому что …».
3. Вы увидели, как другие дети разоряют птичье гнездо или целятся в птицу из рогатки. Что нельзя делать? (Нельзя разорять птичьи гнезда и убивать птиц, потому что …».
О ком мы сегодня с вами говорили? Какие птицы прилетают к нам весной из теплых стран? Птицы приносят большую пользу в природе. Они поедают вредных насекомых. Поэтому птиц нужно беречь. Зимой мы птиц подкармливали. А летом птицы сами могут находить себе корм. Птиц нельзя пугать, обижать, и нельзя разорять гнезда.