Шибряева Ирина
Конспект занятия с дошкольниками «Земноводные»
▼ Скачать + Заказать документы
ЗЕМНОВОДНЫЕ
Цель:
• познакомить детей с классом земноводных.
Задачи:
• обогатить знания учащихся новыми сведениями о жизни лягушек, жаб, тритонов, саламандр;
• их значением для природы и человека;
• воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
• продолжать формировать умение высказывать свою точку зрения;
• развивать творческие способности.
• Развивать мелкую моторику
Публикация «Конспект занятия с дошкольниками „Земноводные“» размещена в разделах
- Земноводные и пресмыкающиеся
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2023
Ход занятия:
На сегодняшнем занятии мы с вами поговорим о земноводных. (слайд 1) Земноводные — животные, у которых кожа голая, нежная. Земноводные – это сложное слово, состоит оно из двух слов. Кто догадался, каких? (Ответы детей)
Часть жизни они проводят на земле (то есть на суше, а часть — в воде, за что и получили свое название. Для земноводных нужна как суша, так и вода.
Выделяют три отряда земноводных : бесхвостые, хвостатые, безногие. (слайд 2)
Представители червяг (отряд безногие) внешне похожи на больших, толстых, упитанных червей. Живут в тропических лесах.
Давайте поговорим о самых ярких представителях отряда хвостатых. Посмотрите на экран и попробуйте отгадать, что на нем зашифровано. (слайд 3)
(Ответы детей) (слайд 4)
Я хочу рассказать о тритоне. Он имеет уникальное тело, хвост и короткие конечности. Хвост для него – дело наживное: рыба ли хвост отхватит, рак ли – тритону эта беда не беда: он не то что хвост – даже новую лапку может отрастить. Летом встречается в лесу, в трухлявых пнях, под корой упавших деревьев, в пруду, канаве. Это безобидное, симпатичное животное. Всю зиму спит в кучах листвы, в разных подземельях. Весной устремляется к водоему для размножения. Это полезное животное, уничтожающее большое количество комаров, в том числе и малярийных.
Следующий представитель отряда хвостатых саламандра. (слайд 5,6)
Живут саламандры в сырых, тенистых лесах. Тело большинства из них окрашено в черный цвет с золотисто–желтыми пятнами. Кожа голая, покрыта слизью. Есть такая легенда, что саламандры не тонут в воде и не горят в огне. Если посадить саламандру на горячие угли, то ее кожа покрывается большим количеством слизи, которая хотя и не может спасти от огня, но от жара предохранит. Отсюда и пошел рассказ о том, что саламандра в огне не горит. Многие саламандры окрашены ярко. Это предупреждающая окраска говорит о том, что они опасны, т. к. кожные железы могут вырабатывать ядовитое вещество. С помощью яда саламандры защищаются от врагов.
Подробней остановимся на отряде бесхвостых - самом многочисленном. Отгадайте загадку и узнаете самого яркого представителя этого отряда.
В лесу мы и в болоте,
Нас везде всегда найдё те:
На поляне, на опушке,
Мы – зелёные…
Ответ: ЛЯГУШКИ (слайд 7,8)
Давайте немного разомнемся
Физкультминутка
Видим, скачут по опушке
(Повороты в стороны.)
Две зеленые лягушки.
(Полуприседания вправо-влево.)
Прыг-скок, прыг-скок,
(Переступание с носка на пятку.)
Прыгать с пятки на носок.
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
(Руки на поясе, полуприседания вправо-влево.)
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
(Выполнять движения в соответствии с текстом.)
Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вправо наклонялись,
Влево наклонялись.
Вот здоровья в чем секрет,
(Ходьба на месте.)
Всем друзьям физкультпривет!
Что вы знаете о лягушках? (Ответы детей)
Лягушку можно узнать по гладкой коже, косточке, выпирающей на спине под кожей, и, конечно, по строению лап. На лапах у них хорошо видны перепонки, которые служат, как ласты, для плавания. А благодаря длинным и сильным задним лапам, лягушка высоко и ловко прыгает.
Лягушки — хищники. Они изрядные обжоры, они питаются комарами, мухами, насекомыми, причём в огромном количестве. В жаркие сухие дни лягушка сидит, забившись в укрытие. Дело в том, что лягушки дышат и лёгкими, и кожей, а кожа у них голая и покрыта слизью, поэтому если слизь высохнет – лягушка погибнет. У лягушки очень интересный язык: он широкий и липкий. Когда лягушка видит летящее мимо неё насекомое. Она выбрасывает язык вперёд, и жертва прилипает к нему. Для размножения лягушки собираются у водоемов. Весной они мечут икру в воду, откладывая ее комками, недели через две из икринок появляются головастики, похожие на рыбку, затем у них вырастают лапки, отпадает хвост и появляются маленькие лягушата, которые со временем вырастают и становятся взрослыми лягушками.
А теперь посмотрите на еще одного представителя отряда бесхвостых. (слайд 9) Кто-нибудь догадался кто это? (Ответы детей)
А кто знает, как отличить жабу от лягушки? (Ответы детей)
Педагог обобщает:
У жабы толстое, почти круглое тело, кожа шершавая покрыта бугорками, задние ноги не такие длинные по сравнению с передними, как у лягушки. В отличие от лягушек, прыгает она тяжело, неуклюже, а чаще всего ходит по земле, переступая лапами. У лягушки голова приподнята вверх. Так как она охотится за летающими насекомыми, а у жабы голова ближе к земле, так как насекомые, которыми она питается, ползают по земле. Жабы – животные ночные, днём они отдыхают, спрятавшись под листьями в прохладном и влажном месте, а ночью охотятся. Живёт жаба 40 лет, но ей редко удаё тся прожить столько: слишком много врагов у жабы – хищные птицы, ежи, ужи. Как защищается она от своих врагов? На спинке у жабы есть ядовитые железы, которые выделяют жидкость, отпугивающую врагов. Ядовитые железы начинают действовать только тогда, когда жабу схватят, сделают ей больно. Для человека этот яд безвреден.
Многие дети и даже взрослые боятся лягушек и жаб. Это не справедливо, потому что они абсолютно безопасные животные; от них не могут появится какие-либо болезни, в народе считают, что бородавки от жаб — это не правда!
Как вы думаете, приносят ли жабы и лягушки какую-либо пользу природе и человеку? (Ответы детей) (уничтожают много вредных насекомых)
Все земноводные приносят природе только пользу, уничтожая вредных насекомых. Присмотритесь к земноводным, поймите — они беззащитны перед человеком! Нельзя их уничтожать, причинять зло!
Посмотрите внимательно на экран и скажите, кто из этих животных относится к земноводным. (слайд 11)
Теперь давайте каждый из нас сделает себе лягушонка. (от оставшегося времени на занятии зависит выбор оригами)
Что нового вы узнали на занятии? (Ответы детей)
Можно ли уничтожать земноводных? (Ответы детей) Почему? (Ответы детей)