Ирина Ткачева
Конспект занятия с детьми старшей группы «Вода-знакомая незнакомка»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира.
Понимая значение экспериментирования, для психического развития детей и работая по программе «Детство», мы в группе оборудовали мини – лабораторию, с помощью которой находим ответы на детские вопросы.
Представленное занятие, одно из серии занятий, по теме: «Вода вокруг нас», раздел «Ознакомление детей с природой». С помощью этого занятия, через опыты, дети узнают о способах фильтрации воды. Учатся самостоятельно делать фильтр, а затем фильтровать воду. Дети прослеживают переход воды из одного агрегатного состояния в другое. Закрепление трех агрегатных состояний воды идет на протяжении всего занятия. Дети учатся схематически изображать все три состояния воды.
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2015
»
цель: формирование у детей интереса к окружающему миру посредством ознакомления с состоянием воды. Познакомить детей со способом очистки воды – фильтрованием.
Задачи:
1. Формировать у детей представление о возможности перехода воды из одного агрегатного состояния в другое.
2. Учить детей изображать агрегатное состояние воды схематично.
3. Развивать умение детей самостоятельно решать проблемную ситуацию, через использование предложенного подручного материала.
4. Воспитывать у детей активность, самостоятельность и интерес к явлениям окружающего мира.
Материал к занятию :
-магнитная доска;
-карточки для схематичного изображения состояний воды для воспитателя и детей ;
-воронки;
-ткань, марля, ситечко;
-активированный уголь;
-марганец;
-термос с горячей водой;
-стаканы;
-зеркало;
- стеклянная банка с водой;
- фломастеры;
- комнатные цветы;
Ход занятия
Формирование положительной мотивации:
Доброе утро! Я вам говорю!
Доброе утро! Я всех вас люблю!
Желаю вам хорошо заниматься!
Слушать внимательно, ума набираться!
Ребята, помните, вчера мы с вами, на прогулке, набрали снега в ведро и занесли в группу. Как вы думаете, что с ним произошло? (снег растаял) Проверим? Действительно, снег растаял. Кто помнит, какой был снег, когда мы его набрали в ведро? (чистый) Да, снег с первого взгляда, был чистый. Посмотрим что получилось? Чтобы вам лучше было видно, я перелью воду в стеклянную банку. Кто знает, как называется такая вода? Такая вода называется – талая. Давайте вместе повторим – талая. Посмотрите, какая вода? (грязная, мутная, не прозрачная) правильно, вода – грязная, мутная, не прозрачная) а как вы думаете, куда можно использовать эту воду? (никуда, потому что она грязная; помыть пол) Жалко выливать воду, ведь вода наше природное богатство, и ее надо беречь. Я читала в книге, что талой водой полезно поливать комнатные растения. Только что-то такой мутной водой я не хочу поливать наши цветы. Как вы думаете, что можно сделать? (очистить, профильтровать) Правильно, воду нужно профильтровать. Вы хотите этим заняться? (да) Как вы думаете, из чего можно сделать фильтр? (из ткани, из марли, из ситечка) Какие в молодцы. Как много вы знаете.
У вас на столах лежат различные предметы и материалы, из которых вы сами сделаете фильтр, а затем профильтруете воду. Каждому в стакан я налью талой воды. Всем все понятно? Тогда приступайте к работе. (по ходу выполнения задания оказываю необходимую помощь тем детям, у кого возникают затруднения) Все закончили? (да) Сережа, расскажи, из чего ты сделал фильтр? (из кусочка марли) Какая у тебя стала вода после фильтрования? (чистая, прозрачная) Твой фильтр справился? (справился) Арина, а у тебя из чего сделан фильтр? (из ткани) А твой фильтр справился? (справился) Вот теперь мы можем полить наши растения очищенной талой водой. Возьмите свои стаканы и полейте растение. (дети встают и поливают приготовленные цветы, а затем садятся на свои места) Молодцы ребята, а как вы думаете, все можно отфильтровать с помощью ваших фильтров? (да, нет) Хотите проверить? (да) Посмотрите, у меня в баночке какое-то вещество. Как вы думаете, что это? (порошок, уголь, марганцовка) Это вещество называется – марганец. Кто знает, что случится с водой, если в нее положить марганец? (помутнеет, станет непрозрачной, закрасится, ничего не случится) Хотите проверить? (да) Смотрите, (ставлю на стол трех литровую банку с водой) я беру несколько кристалликов марганца и бросаю в воду, и перемешиваю. Какая стала вода? (розовая, вода окрасилась) Теперь проверим ваши фильтры. (разливаю воду по стаканам и раздаю детям) Приступайте. Что у вас получилось? (вода осталась розовой, фильтр не справился) А как вы думаете, из чего можно сделать фильтр, чтобы вода стала прозрачной? (ответы детей) Сейчас я вам покажу. Я приготовила вот этот фильтр, сейчас мы его проверим, а затем, я расскажу из чего он сделан. Выливаем осторожно воду на наш фильтр, вода бежит так же быстро, как через марлю или нет? (нет) Правильно, вода через марлю бежала быстро, а через этот фильтр бежит тонкой струйкой. Саша, скажи, какая бежит вода? (чистая, прозрачная) Правильно, прозрачная. Значит, мой фильтр справился. А вы хотите узнать, из чего состоит мой фильтр? (да) Смотрите, сначала в воронку я положила плотную ткань, затем наложила вот этот порошок.
(показываю прозрачную баночку с активированным углем) Как вы думаете, что это? (порошок, уголь) Этот порошок, ребята, называется – активированный уголь. Он продается в аптеке, в виде таблеток и если их растолочь, то получится вот такой порошок. Именно он задерживает даже очень мелкие частички, и наша вода из розовой опять стала прозрачной. И сверху я также положила плотную ткань. Вот такой фильтр.
Физ. минутка:
Очень всем нужна вода
Делай раз и делай два.
Звери из ручья попили
Влево, вправо наклонились.
Вместе на носочки встали
Тучку лапками достали.
Дождик вдруг полил с утра
За работу нам пора.
Чем мы сегодня с вами занимались? (фильтровали воду, переливали) Мы переливали воду из одного стакана в другой, значит вода это жидкость.
(ставлю на доску карточку, на которой нарисован стакан с водой) Я вам предлагаю схематически изобразить воду, как на моей карточки. Возьмите карточки, которые лежат на краю стола. Приступайте к работе.
Мы с вами изобразили жидкое состояние воды. Отложите карточки на край стола, они нам еще пригодятся.
Но вода бывает не только в жидком состоянии. Посмотрите, что это?
(показываю термос) Правильно, это термос. Для чего нужен термос?
(наливать чай, наливать воду, заваривать травы) Термос, ребята, сохраняет тепло. Любая жидкость остается горячей в нем долгое время. Смотрите, ребята, я открываю крышку термоса. Что вы видите? (пар) Как вы думаете, почему из термоса выделяется пар? (потому, что вода горячая) Да, я вскипятила воду и налила в термос, здесь очень горячая вода. А как вы думаете, что такое пар? (вода испаряется и получается пар) Предлагаю вам проверить. Я приготовила зеркало. Смотрите, я накрываю термос зеркалом, немного подождем. Как вы думаете, что будет с зеркалом? (оно запотеет, покроется капельками воды) Поднимаю зеркало и показываю детям. Что вы видите? (капельки воды) Пар поднимался из термоса и на зеркале превратился в капельки воды. Значит пар – это вода. И так, (показываю указкой на карточку, стоящую на доске) первое состояние воды – жидкое. Второе состояние мы определили сейчас. Когда вода превращается в пар, такое состояние воды называется – газообразное. Повторим все вместе: газообразное. Как вы думаете, как можно изобразить это состояние воды?
(если дети затрудняются, то подсказываю, что обычно газообразное состояние воды изображают волнистыми линиями, снизу вверх, как будто пар поднимается вверх, показ) Возьмите чистую карточку и изобразите газообразное состояние воды. Молодцы. Отложите карточки на край стола.
Кто мне сможет назвать третье состояние воды? Какой еще может быть вода? (твердой, лед) Когда вода превращается в лед? (когда на улице сильный мороз, когда попадает в морозилку) Правильно ребята, если мы нальем в кружку воды и поставим в морозильную камеру, или вынесем на улицу, на мороз, то вода превратится в лед. А если мы занесем кружку со льдом в тепло, то он растает и снова превратится в воду. И так, сделаем вывод, что третье состояние воды называется твердое. Но это не только лед. А где в природе мы наблюдаем третье состояние воды? Правильно, это и снег, и град, и иней. Давайте тоже зарисуем третье состояние воды – твердое. (ставлю карточку на доску, дети рисуют)
А теперь мы закрепим то, что сегодня узнали. Я предлагаю вам загадки о воде и ее состоянии. Ответ вы будете не говорить, а показывать свою карточку, соответствующую состоянию воды: жидкое, твердое, газообразное. Приступаем.
Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно. (лед)
Детки сели на карниз и растут все время вниз. (сосульки)
Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет.
И никуда я не иду, покуда он идет. (дождь)
Что за звездочки сквозные на пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные, а возьмешь вода в руке. (снежинка)
Бегу я как по лесенке, по камушкам звеня.
Издалека по песенке узнаете меня. (ручеек)
На всех садится, никого не боится. (снег)
Кругом вода, а с питьем беда. (море)
Пушистая вата плывет куда-то
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (облака)
Дождь прошел, а я осталась на дорожке во дворе.
Воробьи во мне купались на потеху детворе.
Но до завтрашнего дня солнце высушит меня. (лужа)
Сегодня на нашем занятии мы говорили о воде. Что нового вы узнали?
(мы узнали, что вода имеет три состояния : жидкое, твердое, газообразное; мы научились сами делать фильтры; мы научились схематически изображать все три состояния воды)
Вода нужна всем. Без воды все живое на земле погибнет. Вода – это жизнь, и воду надо беречь.
Мы привыкли, что вода – наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться, не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить – без воды нам не прожить!
Но это уже другая история. Об этом я предлагаю поговорить на следующем занятии. Согласны?
Мне было приятно с вами работать, большое спасибо. Занятие окончено.