Елена Климова
Конспект занятия с детьми старшей группы «Развитие речи с Дедушкой Грамотеем»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия с детьми старшей группы
Конспект занятия с детьми старшей группы
Разработала Климова Е. В. воспитатель высшей категории
Тема: «Развитие речи с Дедушкой Грамотеем»
Образовательные области: Речевое развитие, Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Образовательные технологии: Здоровьесберегающая, игровая, технология сотрудничества
Цель: развитие всех компонентов речи
Задачи: о. о. Речевое развитие
Связная речь –
- закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением
- продолжать развивать умение составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ
Грамматический строй речи
- совершенствовать умение согласовать прилагательные с существительными;
- упражнять в подборе глаголов, обозначающих действия,
- совершенствовать навык словообразования относительных прилагательных
Звуковая культура речи
- упражнять в дифференциации звуков С- Ш в прямых слогах
- закреплять умение выделять голосом заданный звук в слове
- развивать артикуляционный аппарат и речевое дыхание
о. о. Познавательное развитие
- систематизировать знания детей об осени, осенних явлениях, признаках
о. о. Социально-коммуникативное развитие
- продолжать формировать у детей навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности
о. о. Физическое развитие
- создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.
- проведение физминутки, развитие мелкой моторику пальцев рук
Индивидуальная работа: следить за правильным произношением слов, построением предложений
Методические приемы:
1. Словесные – вопросы, объяснения, словесная игра, составление предложений, составление рассказов.
2. Наглядные – рассматривание иллюстраций, показ.
3. Практические – дидактические игры и упражнения, проведение физминутки, создание игровой проблемной ситуации
Предварительная работа: Д/И «Подбери предмет к признакам», «Много об одном», «С какого дерева листок». Чтение стихотворений об осени А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, П. М. Плещеева. Рассматривание картин и иллюстраций на осеннюю тематику. Дифференциация звуков С, Ш в прямых слогах, словах.
Дидактический материал: игрушка Дед Грамотей, ковралин в рамке, сосновая шишка, буквы С, Ш, картинки барсука и медведя, конверт с картинками- шумовками
Раздаточный материал: - осенние листики на ниточке для развития речевого дыхания на каждого ребенка.
- картинки с осенними признаками на липучке
- осенние листики с картинками со звуками С, Ш.
Ход ООД:
Организационный момент. Введение в тему.
Восп. - Ребята, какой сегодня день недели?
Дети: Понедельник
Восп. : А это значит, к нам придёт в гости (пауза)
Дети: Дедушка Грамотей!
Восп. : А вот и он!
Дед Грамотей: Здравствуйте мои хорошие! Сегодня мы с вами побываем в осеннем лесу. Составим рассказ об осени, поиграем, поможем лесным жителям и получим загадочный конверт. Готовы?
Дети: Готовы!
Основная часть:
Для начала сделаем зарядку для язычка.
1. Проводится артикуляционная гимнастика (комплекс для свистящих и шипящих звуков) и дыхательное упражнение с осенними листиками.
Дед Грамотей: – Ребята, давайте поговорим об осени–какая она?
2. «Подбери слова – признаки»
Осень (какая) – холодная, красивая…
Ветер (какой) – сильный, порывистый, холодный…
Дождь (какой) – холодный, мокрый, частый, крупный, мелкий, сильный, косой…
Листья (какие) – красивые, резные, багряные…
Небо (какое) – хмурое, тяжелое, пасмурное, дождливое, облачное, серое, темное.
Дед Грамотей:
– Осенью на улице бывает разная погода. То ветер разыграется, то дождь сильный польёт, то листопад начнётся. Я буду называть слова, а вы отвечайте.
3. «Подбери слова – действия»
Ветер (что делает? — дует, вьется, бушует, воет.
Дождь (что делает) — идет, капает, льёт, моросит.
Дети (что делают) — гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются…
Листочки (что делают) – опадают, летают, кружатся, засыхают…
4. Составление предложений
(На столе лежат перевернутые картинки с признаками осени)
Дед Грамотей: Подходите к столу, берите себе по одной картинке. Вам надо придумать по картинке предложение, которое должно начинаться со слов: «Осенью…» и прикрепить картинку на ковролин.
- Осенью день становится короче, а ночь длиннее.
- Осенью солнце светит реже.
- Осенью часто идут дожди.
- Осенью дует холодный ветер.
- Осенью листья меняют цвет и опадают.
- Осенью насекомые прячутся и засыпают.
- Осенью птицы улетают в теплые края.
- Осенью животные делают на зиму запасы.
- Осенью у животных шерсть становится густой, некоторые меняют окрас.
- Осенью медведи, ежи и барсуки впадают в спячку.
- Осенью люди собирают в лесу грибы и ягоды.
5. Составление рассказа
Дед Грамотей: Молодцы! Предложения у вас получились, но как же нам получить рассказ?
Дети: (ответы детей) Надо объединить предложения вместе.
Дед Грамотей: Послушайте, какой рассказ получился из ваших предложений:
Осенью день становится короче, а ночь длиннее. Солнце светит редко, часто идут дожди.
Дует холодный ветер. Листья на деревьях меняют цвет и опадают. Насекомые прячутся и засыпают. Птицы улетают в теплые края. Животные делают себе на зиму запасы.
Некоторые животные впадают в спячку. Шерсть у животных становится густой. Некоторые животные меняют цвет. Люди собирают в лесу грибы и ягоды.
По мимо рассказа у нас получилась картина! Кто хочет попробовать рассказать рассказ по картине? (2-3 ребенка рассказывают рассказ)
6. Словообразование относительных прилагательных
Дед Грамотей: А сейчас я с вами поиграю. Я буду показывать листик, вы будете говорить с какого он дерева и подбирать слова.
Лист с березы – березовый, роща – березовая, лапти -березовые
Лист с осины – осиновый, роща – осиновая, лес- осиновый, листья- осиновые
Лист с тополя- тополиный, аллея – тополиная, сережки- тополиные
Кленовый лист – с клёна, аллея- кленовая, сироп- кленовый
Каштановый лист- с каштана, у Саши много – каштанов
Дубовый лист – с дуба, роща- дубовая, в парке много- дубов
Приготовьте пальчики для игры
7. Речь с движением «Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять,
(Маршируют)
Будем листья собирать.
(Сжимаем и разжимаем кулачки.)
Листья берёзы,
(Загибаем пальчики, начиная с большого.)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём.
(Маршируют)
8. Выделение заданного звука в слове
Дед Грамотей: (Показывает сосновую шишку) Что у меня есть?
Дети: Сосновая шишка
Дед Грамотей: Нам с вами нужно найти в этом предмете две буквы. Вы их угадаете, выделив первые звуки в этих словах
Дети: Сосновая - С, шишка – Ш
Дед Грамотей: Правильно! (показать буквы) А вот и звери, которым нужна наша помощь (картинки барсука и медвежонка)
Кто это? И что эти звери делают осенью?
Дети: Барсук и медведь, готовятся к спячке
В названии какого животного встречается буква и звук С?
Дети: БарСук
Дед грамотей: А кому же принадлежит буква и звук Ш? (ответы детей) Как изменить слово медведь, что бы в нем появился звук и буква Ш?
Дети: Мишка, мишутка, мишенька
Дед Грамотей: Молодцы! Теперь прикрепим буквы над животными (один из детей)
Зверятам пора спать, а они не могут поделить листья. Вам надо сделать одеяло из листьев.
Перед вами листочки, с одной стороны, у них картинка. Как нам понять кому какой листик дать?
Дети: (предположения детей)
Дед Грамотей: листик с картинкой в названии которой встречается звук С, мы отдадим барсуку, а в названии которой звук Ш- мишутке. Вы произнося слово, выделяете голосом нужный звук, и укрываете листиком животное.
Дети называют слова выделяя в них звуки С, Ш и прикрепляют листик, закрывая им животное. (маШина, камыШ, Шапка, Сыр, ноС и т. д.)
Дед Грамотей:Теперь зверятам морозы не страшны, вы их хорошо укрыли листочками.
9. Рефлексия
Дед Грамотей: Молодцы ребята! Мне, понравилось, как вы сегодня занимались и выполняли задания! А вам понравилось? Что было самым интересным? Самым трудным?
Из чего получился у вас рассказ? Какие буквы нашли? Как помогли животным?
Вот вам загадочный конверт, давайте его откроем. Здесь картинки - шумовки, в свободное время вы можете раскрасить спрятанные картинки, которые начинаются на звуки С и Ш.