МААМ-картинки

Конспект занятия с детьми старшей группы «Развитие речи с Дедушкой Грамотеем»

Елена Климова
Конспект занятия с детьми старшей группы «Развитие речи с Дедушкой Грамотеем»
▼ Скачать +Заказ

Конспект занятия с детьми старшей группы

Разработала Климова Е. В. воспитатель высшей категории

Тема: «Развитие речи с Дедушкой Грамотеем»

Образовательные области: Речевое развитие, Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие

Образовательные технологии: Здоровьесберегающая, игровая, технология сотрудничества

Цель: развитие всех компонентов речи

Задачи: о. о. Речевое развитие

Связная речь –

- закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением

Публикация «Конспект занятия с детьми старшей группы „Развитие речи с Дедушкой Грамотеем“» размещена в разделах

- продолжать развивать умение составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ

Грамматический строй речи

- совершенствовать умение согласовать прилагательные с существительными;

- упражнять в подборе глаголов, обозначающих действия,

- совершенствовать навык словообразования относительных прилагательных

Звуковая культура речи

- упражнять в дифференциации звуков С- Ш в прямых слогах

- закреплять умение выделять голосом заданный звук в слове

- развивать артикуляционный аппарат и речевое дыхание

о. о. Познавательное развитие

- систематизировать знания детей об осени, осенних явлениях, признаках

о. о. Социально-коммуникативное развитие

- продолжать формировать у детей навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности

о. о. Физическое развитие

- создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.

- проведение физминутки, развитие мелкой моторику пальцев рук

Индивидуальная работа: следить за правильным произношением слов, построением предложений

Методические приемы:

1. Словесные – вопросы, объяснения, словесная игра, составление предложений, составление рассказов.

2. Наглядные – рассматривание иллюстраций, показ.

3. Практические – дидактические игры и упражнения, проведение физминутки, создание игровой проблемной ситуации

Предварительная работа: Д/И «Подбери предмет к признакам», «Много об одном», «С какого дерева листок». Чтение стихотворений об осени А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, П. М. Плещеева. Рассматривание картин и иллюстраций на осеннюю тематику. Дифференциация звуков С, Ш в прямых слогах, словах.

Дидактический материал: игрушка Дед Грамотей, ковралин в рамке, сосновая шишка, буквы С, Ш, картинки барсука и медведя, конверт с картинками- шумовками

Раздаточный материал: - осенние листики на ниточке для развития речевого дыхания на каждого ребенка.

- картинки с осенними признаками на липучке

- осенние листики с картинками со звуками С, Ш.

Ход ООД:

Организационный момент. Введение в тему.

Восп. - Ребята, какой сегодня день недели?

Дети: Понедельник

Восп. : А это значит, к нам придёт в гости (пауза)

Дети: Дедушка Грамотей!

Восп. : А вот и он!

Дед Грамотей: Здравствуйте мои хорошие! Сегодня мы с вами побываем в осеннем лесу. Составим рассказ об осени, поиграем, поможем лесным жителям и получим загадочный конверт. Готовы?

Дети: Готовы!

Основная часть:

Для начала сделаем зарядку для язычка.

1. Проводится артикуляционная гимнастика (комплекс для свистящих и шипящих звуков) и дыхательное упражнение с осенними листиками.

Дед Грамотей: – Ребята, давайте поговорим об осени–какая она?

2. «Подбери слова – признаки»

Осень (какая) – холодная, красивая…

Ветер (какой) – сильный, порывистый, холодный…

Дождь (какой) – холодный, мокрый, частый, крупный, мелкий, сильный, косой…

Листья (какие) – красивые, резные, багряные…

Небо (какое) – хмурое, тяжелое, пасмурное, дождливое, облачное, серое, темное.

Дед Грамотей:

– Осенью на улице бывает разная погода. То ветер разыграется, то дождь сильный польёт, то листопад начнётся. Я буду называть слова, а вы отвечайте.

3. «Подбери слова – действия»

Ветер (что делает? — дует, вьется, бушует, воет.

Дождь (что делает) — идет, капает, льёт, моросит.

Дети (что делают) — гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются…

Листочки (что делают) – опадают, летают, кружатся, засыхают…

4. Составление предложений

(На столе лежат перевернутые картинки с признаками осени)

Дед Грамотей: Подходите к столу, берите себе по одной картинке. Вам надо придумать по картинке предложение, которое должно начинаться со слов: «Осенью…» и прикрепить картинку на ковролин.

- Осенью день становится короче, а ночь длиннее.

- Осенью солнце светит реже.

- Осенью часто идут дожди.

- Осенью дует холодный ветер.

- Осенью листья меняют цвет и опадают.

- Осенью насекомые прячутся и засыпают.

- Осенью птицы улетают в теплые края.

- Осенью животные делают на зиму запасы.

- Осенью у животных шерсть становится густой, некоторые меняют окрас.

- Осенью медведи, ежи и барсуки впадают в спячку.

- Осенью люди собирают в лесу грибы и ягоды.

5. Составление рассказа

Дед Грамотей: Молодцы! Предложения у вас получились, но как же нам получить рассказ?

Дети: (ответы детей) Надо объединить предложения вместе.

Дед Грамотей: Послушайте, какой рассказ получился из ваших предложений:

Осенью день становится короче, а ночь длиннее. Солнце светит редко, часто идут дожди.

Дует холодный ветер. Листья на деревьях меняют цвет и опадают. Насекомые прячутся и засыпают. Птицы улетают в теплые края. Животные делают себе на зиму запасы.

Некоторые животные впадают в спячку. Шерсть у животных становится густой. Некоторые животные меняют цвет. Люди собирают в лесу грибы и ягоды.

По мимо рассказа у нас получилась картина! Кто хочет попробовать рассказать рассказ по картине? (2-3 ребенка рассказывают рассказ)

6. Словообразование относительных прилагательных

Дед Грамотей: А сейчас я с вами поиграю. Я буду показывать листик, вы будете говорить с какого он дерева и подбирать слова.

Лист с березы – березовый, роща – березовая, лапти -березовые

Лист с осины – осиновый, роща – осиновая, лес- осиновый, листья- осиновые

Лист с тополя- тополиный, аллея – тополиная, сережки- тополиные

Кленовый лист – с клёна, аллея- кленовая, сироп- кленовый

Каштановый лист- с каштана, у Саши много – каштанов

Дубовый лист – с дуба, роща- дубовая, в парке много- дубов

Приготовьте пальчики для игры

7. Речь с движением «Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять,

(Маршируют)

Будем листья собирать.

(Сжимаем и разжимаем кулачки.)

Листья берёзы,

(Загибаем пальчики, начиная с большого.)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём.

(Маршируют)

8. Выделение заданного звука в слове

Дед Грамотей: (Показывает сосновую шишку) Что у меня есть?

Дети: Сосновая шишка

Дед Грамотей: Нам с вами нужно найти в этом предмете две буквы. Вы их угадаете, выделив первые звуки в этих словах

Дети: Сосновая - С, шишка – Ш

Дед Грамотей: Правильно! (показать буквы) А вот и звери, которым нужна наша помощь (картинки барсука и медвежонка)

Кто это? И что эти звери делают осенью?

Дети: Барсук и медведь, готовятся к спячке

В названии какого животного встречается буква и звук С?

Дети: БарСук

Дед грамотей: А кому же принадлежит буква и звук Ш? (ответы детей) Как изменить слово медведь, что бы в нем появился звук и буква Ш?

Дети: Мишка, мишутка, мишенька

Дед Грамотей: Молодцы! Теперь прикрепим буквы над животными (один из детей)

Зверятам пора спать, а они не могут поделить листья. Вам надо сделать одеяло из листьев.

Перед вами листочки, с одной стороны, у них картинка. Как нам понять кому какой листик дать?

Дети: (предположения детей)

Дед Грамотей: листик с картинкой в названии которой встречается звук С, мы отдадим барсуку, а в названии которой звук Ш- мишутке. Вы произнося слово, выделяете голосом нужный звук, и укрываете листиком животное.

Дети называют слова выделяя в них звуки С, Ш и прикрепляют листик, закрывая им животное. (маШина, камыШ, Шапка, Сыр, ноС и т. д.)

Дед Грамотей:Теперь зверятам морозы не страшны, вы их хорошо укрыли листочками.

9. Рефлексия

Дед Грамотей: Молодцы ребята! Мне, понравилось, как вы сегодня занимались и выполняли задания! А вам понравилось? Что было самым интересным? Самым трудным?

Из чего получился у вас рассказ? Какие буквы нашли? Как помогли животным?

Вот вам загадочный конверт, давайте его откроем. Здесь картинки - шумовки, в свободное время вы можете раскрасить спрятанные картинки, которые начинаются на звуки С и Ш.

Публикации по теме:

Фотоотчёт занятия по развитию речи детьми старшей группы «Различение звуков [С] и [Ш]» (продолжение)Фотоотчёт занятия по развитию речи детьми старшей группы «Различение звуков [С] и [Ш]» (продолжение) Сделать игру – это одно, а вот суметь рассказать о ней, представить свою работу – совсем другое. С детьми старшей группы, в рамках работы.

Конспект занятия по развитие речи «Пересказ сказки «Лиса и кувшин» для старшей группы»Конспект занятия по развитие речи «Пересказ сказки «Лиса и кувшин» для старшей группы» Задачи: учить детей рассказывать сказку без наводящих вопросов воспитателя, выразительно передавать разговор лисы с кувшином. Учить в процессе.

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы «От весны до зимы»Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы «От весны до зимы» Цель: развивать речь детей с опорой на экологическую тематику. Задачи: - закрепить приметы разных времен года, учить видеть отличия;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия с детьми старшей группы «Развитие речи с Дедушкой Грамотеем»
Опубликовано: 13 ноября 2024 в 22:19
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия с детьми старшей группы «Развитие речи с Дедушкой Грамотеем»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Климова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД