ирина птушко
Конспект занятия с детьми «Моя семья-мои корни»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: формировать элементарные представления о том, что такое род и родословие; вызвать интерес, чувство гордости и уважение к предкам.
Задачи: дать детям знание о жизни и быте древних славян, их душевных качествах, представление о родственных отношениях; развивать взаимосвязь педагогов с родителями в работе по формированию у детей представлений о родословной; воспитывать любовь и уважение к членам семьи.
Публикация «Конспект занятия с детьми „Моя семья-мои корни“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Чуковский, К.И. Любимый писатель
- Темочки
Материалы и оборудование: сундучок с загадкой и пословицами, презентация на тему: «Жизнь и быт древних славян»; аудиозаписи: русская народная мелодия «Во горнице», инструментальная музыка А. Климова; картинка «Родовое дерево»; раздаточный материал с картинками, где изображено генеалогическое дерево и фотографии членов семьи детей.
Ход занятия
Ритуал приветствия
Посмотрите на нас!
Игра в кругу
Посмотрите вы на нас!
(Руки в центр круга)
Мы - ребята, суперкласс!
(Руки к себе, большой палец – вверх)
Дружные и смелые,
(Обнялись, руки на плечи соседа)
А ещё – умелые!
Можем многое мы делать,
(Шагаем на месте)
Клеить, резать, шить, плести,
(Движения по тексту)
Хорошо себя вести!
(Обняли себя за плечи)
Посмотрите вы на нас!
(Руки в центр круга)
Мы - ребята, суперкласс!
(Руки к себе, большой палец – вверх)
1. Вводная часть. (Дети встречают гостей с хлебом. Гости рассаживаются на свои места. Звучит русская народная мелодия «Во горнице», начинается показ презентации).
Воспитатель: «Давным – давно в стране, где мы живем, не было ни огромных городов с красивыми домами, ни больших сел. А были одни только поля да густые темные леса, в которых обитали дикие звери. По берегам рек стояли деревни. Люди в этих деревнях были трудолюбивы. Они ходили на охоту, чтобы добывать пищу, из меха и кожи зверей делали себе на зиму теплую одежду, много работали в поле, сеяли хлеб, пасли стада, ловили рыбу в реках и озерах.
Славяне были дружелюбными и гостеприимными. Они хорошо и ласково обращались со своими друзьями, бедными людьми, странниками. Когда к ним в гости заходил какой-нибудь бедный человек, его приветливо встречали и угощали. Каждая семья – отец, мать, дети – жила в своей избе (так тогда назывались дома) отдельно от других таких же семей. Когда у отца вырастали сыновья, они женились, у них появлялись свои дети и все: дети и внуки – жили со своими родителями. Это была очень большая и дружная семья. Самым главным считался старший член семьи – его все почитали (относились с глубоким уважением, советовались с ним). Дети не только играли и веселились, у них было много дел по дому: навести порядок, с младшими сестренками и братьями поиграть, в саду, огороде родителям помочь. Вот так жили наши предки.
Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришла Белогорочка. Вы с ней уже знакомы. Белогорочка пришла к нам не с пустыми руками, а пришла она к нам с сундучком. Она хочет, чтобы мы заглянули в него. (Дети смотрят в сундучок) И что же мы там увидели? Это, ребята, загадка:
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная. (семья).
- Верно, ребята, это семья.
И сегодня на нашем занятии мы поговорим о семье.
Беседа «Моя семья».
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что такое семья?
Дети: Семья - это мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра.
Воспитатель: Да, действительно, самые близкие, самые любимые и любящие, самые родные люди - мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры – ваша семья. Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.
- Семья может быть и маленькой – например, мама и ребенок, но если они любят друг друга – это настоящая семья. Хорошо, если семья большая. Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге.
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре. (Хлопаем в ладоши.)
Кто живёт у нас квартире? (Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре, пять. (Прыжки на месте.)
Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)
Папа мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)
Кошка Мурка, два котёнка, (Наклоны туловища вправо-влево.)
Мой сверчок, щегол и я – (Повороты туловища вправо-влево.)
Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.)
Я предлагаю вам поиграть в игру «Поменяйся местами». (Дети становятся в круг. Ответы детей)
-кто сегодня пришел в сад с мамой?
- кого привел папа? Брат?
- у кого есть младшая сестренка? Старший брат?
- кого сегодня привел дедушка?
Ребята, а скажите, пожалуйста, как одним словом мы можем назвать: мама, папа, дедушка, тетя, дядя, двоюродный брат. (Родня, родственники)
А сейчас мы немножко поиграем. Мальчики садятся за один стол, а девочки-за другой.
Мальчики, вам такое задание: надо разложить картинки от самого молодого до самого старого.
А девочки распределят обязанности по дому. Вот у нас папа, мама и ребенок.
А вот предметы: кастрюля – готовить, молоток – делает ремонт, таз – стирает, деньги – зарабатывает, лейка – поливает цветы, тряпка – протирает пыль.
Сейчас мы проверим, кто и как справился со своим заданием.
Замечательно, все сегодня справились с заданием. И победила дружба.
Беседа по картине «Родовое дерево»
Воспитатель. Посмотрите на эту картину.
Как вы думаете, что здесь нарисовано? Но это не обычное дерево.
Кто знает, как это дерево называется? Правильно: «родовое» или по-другому – «генеалогическое».
Очень часто люди сравнивали семью с большим и крепким деревом, у которого корни это дедушки и бабушки, ствол папа и мама, а ветки дети. Такое дерево называют сложным словом: «генеалогическое» дерево. Оно нужно для того, чтобы все знали о своих предках – помнили и гордились ими.
И нас с вами уже есть такое дерево, их у нас много. Каждый из вас заранее со своими мамами и папами потрудились и составили генеалогическое древо дома. И сейчас некоторые ребята расскажут нам о своем роде, который изображён на их древе. (Рассказы детей)
Беседа с детьми
- Как вы думаете, зачем люди создают семью?
Верно! Чтобы жить вместе, помогать друг другу, растить и учить детей. Ребята, а давайте мы ещё разок заглянем в сундучок нашей Белогорочке. Посмотрите там ещё что- то есть. А это пословицы о семье.
Недаром говорится в народе: «Не нужен и клад, коли в семье лад», «Согласная семья – счастливая семья».
- Что же такое согласная семья? (Ответы детей)
Правильно! Это семья, где живут в согласии. Каждый – и старый, и малый – ощущает любовь и поддержку всех остальных членов семьи, испытывает чувство защищённости, не стесняется открыто проявлять свои чувства, высказывать желания и быть уверенным, что вас поймут. Ребята, а какие вы ещё знаете пословицы о семье. (Ответы детей)
«Родительское сердце – в детках!», «Дети не в тягость, а в радость». А как вы понимаете эту пословицу. Правильно. Это означает, что родители самые близкие вам люди. И что они вас любят больше всего на свете.
«Дитя плачет, а у матери сердце болит», «Нет ближе дружка, чем родима матушка» - примечают люди. (Ответы детей) Мать малыша и накормит, и напоит, и приласкает, и пожалеет, и научит. А если ребёнок заболеет, то вылечит.
«Отец сына худому не научит», - говорится в народе. Папа – тоже самый близкий и дорогой ребёнку человек! Когда он дома, для детей настоящий праздник. С папой можно интересно провести время и многому научиться! И не только умениям и навыкам, но и выдержке, спокойствию, доброжелательному отношению к людям
Ну, а самые старшие и уважаемые члены семьи – это бабушки и дедушки. Они могут находиться рядом или жить далеко от вас, но вы должны помнить о том, что бабушки и дедушки дали жизнь вашим родителям, а значит и вам.
Пока вы маленькие, ваши родные заботятся о вас. Когда вы подрастёте и станете самостоятельными, то и вам нужно будет позаботиться о них.
Работа с родителями.
Воспитатель: А какие пословицы о семье знают наши родители? (Ответы родителей)
Воспитатель: В русских народных пословицах и поговорках заключена народная мудрость, они подтверждают великую ценность семьи.
Послушайте, какое хорошее стихотворение про семью знают наши дети.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Воспитатель: Ребята, а как называется государство, в котором мы живём? (Ответы детей). Правильно. А что помогает нашему государству быть не похожим на другое. (Ответы детей). Правильно, герб и флаг. Так и у каждой семьи, как в маленьком государстве должен быть свой герб и флаг. Поэтому вам с родителями нужно сейчас создать герб своей семьи. Его можно нарисовать на листе бумаги.
(Родители вместе с детьми подходят к столам, на которых лежит лист бумаги и карандаши. Звучит музыка)
Итог занятия
Воспитатель: Вот теперь и у вас есть свое родовое дерево и герб семьи.
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом.
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром.
Если вы будете друг друга любить, уважать, беречь, не забывать, ваше родословное дерево будет всегда живым, крепким, будет расти и расти… А на память о сегодняшнем занятии мы с Белогорочкой вручим вам памятные медали.