Ирина Рыбакова
Конспект занятия с детьми младшей группы по ознакомлению с окружающим на тему: «Вот так чудо зимний лес, полон сказок и чудес»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Формировать представления детей о природе зимой.
Программное содержание:
• Игровая ситуация «Тетушка Метелица».
• Звукодвигательное дыхательное упражнение «Песенка метели».
• Словесная игра «Эхо».
• Игровой момент «Облако».
• Беседа «В зимнем лесу».
• Динамическая пауза «Зайка».
• Просмотр видеофрагмента «Зима в лесу».
• Отгадывание загадок.
• Игровой самомассаж.
• Сюрпризный момент «Волшебное облако».
• Гимнастика для глаз «Необычный снегопад».
Публикация «Конспект занятия с детьми младшей группы по ознакомлению с окружающим на тему: „Вот так чудо зимний лес, полон сказок и чудес“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Сказки, стихи, литература
- Зимний лес. Конспекты путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
• Сюрпризный момент «Веселый снеговик».
• Анализ занятия.
• Сладкое угощение.
Программные задачи:
• Воспитывать интерес к окружающему миру.
• Воспитывать внимание и интерес к природе.
• Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей (хвойное дерево, град).
• Формировать представления о состоянии природы зимой, повадках диких животных в холодное время года, показать особенности хвойных деревьев в зимний период.
• Обучать умению вести диалог с педагогом, слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.
• Учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже, употреблять существительные с предлогами (на, под).
• Учить детей двигаться в соответствии с текстом.
• Закрепить навыки сравнения двух предметов по высоте, величине.
• Развивать интерес к игровым действиям, любознательность, наблюдательность.
• Создать хорошее настроение вызвать эмоциональный подъём.
Методические приемы:
Игровой, словесный, наглядный, технический, практический.
Материал:
Костюм метелицы, снежинки на каждого ребенка, облако, ёлки (высокие и низкие, снегири, игрушка заяц, белая ткань, тюль, снеговик, снежинки большие и маленькие, телевизор, DVD проигрыватель, магнитофон, диски: учебно – развивающая программа «Времена года», фонограмма «Метель», «Зайчик», «Танец звездочек».
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы по теме «Зима», заучивание стихотворений, загадок, рассматривание иллюстраций, наблюдение во время прогулок, просмотр обучающей программы по теме «Времена года».
Используемая литература:
Т. А. Шорыгина «500 загадок считалок для детей». - М. : ТЦ Сфера, 2010. – 96с. (500).
Г. В. Лаптева «Развивающие прогулки для детей 3 – 4 лет»: Программа для детского сада и не только. - СПб. : Речь; М. : Сфера, 2010. – 176 с.
Н. В. Рыжова «Развитие речи в детском саду»: Для детей 3 – 4 лет / Н. В. Рыжова. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 160с. : ил. – (Детский сад: день за днём. В помощь воспитателям и родителям).
Ход организованной образовательной деятельности:
1. Организационный момент (1,5 минуты).
Область: «Речевое развитие».
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох; учить выполнять пару «быстрых вдохов» и пропевать на выдохе гласный звук (У).
Группа оформлена в виде зимнего леса. Дети входят в группу, встают полукругом.
Воспитатель:
«Я приглашаю вас в необычное путешествие по зимнему лесу. Но, сегодня, я не Ирина Александровна, а….(надевает костюм метелицы) тетушка – Метелица.
Послушайте, как красиво и долго я пою песенку? (Педагог делает пару «быстрых вдохов» и на мягкой атаке поет звук У). Теперь вы будете петь, а я послушаю, кто поёт красиво и дольше всех. Следите за моими руками».
Вначале рука воспитателя поднимается вверх, что служит сигналом к выполнению пары «быстрых вдохов», затем в процессе пения звуков рука медленно опускается вниз. (Дети по инструкции педагога выполняют звукодвигательное дыхательное упражнение «у-у-у»).
Воспитатель:
«Правильно, молодцы все старались, и пели очень красиво».
«Я люблю играть со снежинками, вы хотите быть моими снежинками?»
(Дети – «да»).
«Тогда вы сегодня не ребятки, а снежинки. Превращаю вас.»
(Раздаёт мальчикам - голубые, девочкам – белые снежинки).
2. Словесная игра «Эхо»(1 минута).
Область: «Социально – коммуникативное развитие».
Цель: воспитывать потребность в речевом общении, учить детей внятно произносить отдельные слова (прилагательные).
Воспитатель: «Скажите, какие снежинки?» (Пушистые, белые, лёгкие, резные, красивые, холодные, серебристые, маленькие, нежные)
(Если дети не справляются с заданием, повторяют слова за воспитателем).
«Я повторю все слова, которые мы говорили о снежинках, а вы послушайте и, если я забыла назвать какое – то слово, мне напомните.
Какие вы красивые, как я вас люблю!»
3. Создание положительной мотивации: «Полёт на волшебном облаке» (0,5минуты).
Область: «Познавательное развитие».
Цель: способствовать созданию радостного настроения, обеспечивать профилактику переутомления.
Воспитатель: «Приглашаю всех на волшебное снежное облачко».
(Звучит фонограмма «Метель», дети встают на «облако»).
Воспитатель: Мы на облаке летим,
Далеко вперёд глядим.
(руку приставить ко лбу, всматриваясь вдаль)
Нас встречает зимний лес
Полон сказок и чудес.
(Дети повторяют движения вместе с педагогом).
«Вот мы и прилетели, как тихо в лесу зимой. Вдыхаем свежий, чистый воздух через нос, ротик не открываем (делают глубокий вдох, это очень полезно для здоровья».
4. Беседа (закрепление) «В зимнем лесу». (1,5 минуты).
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Цель: Продолжать учить детей сравнивать и называть отличительные признаки ёлки, активизировать словарь малышей: вечнозелёное, хвойное.
Воспитатель: «Как, здесь красиво, что за деревья растут в этом лесу?» (ответы детей – елочки). «Чем покрыты веточки ёлки?» (ответы детей - иголочками). «Дети ёлка – хвойное дерево».
Воспитатель: обращается к одному из детей и просит ребенка повторить предложение: «Даша повтори: ёлка - хвойное дерево». Ребенок повторяет. «Коля повтори: ёлка - хвойное дерево». Ребенок повторяет. «А теперь повторим все вместе». Хоровые ответы.
«Правильно, молодцы. Какого цвета, иголочки?» (ответы детей - зелёного). «Видите, ёлка и зимой остаётся зелёной – это вечнозеленое дерево». (повтори Арсений, повтори Саша, все вместе повторим). «Замечательно!»
Педагог просит, подойти одного из детей к высокой ёлке, и достать рукой её макушку, не получилось почему? Ёлка высокая, а мы подойдём к другой елочке – получается, почему? Ёлочка – низкая.
5. Речевое упражнение: «Кто, где сидит?» (2 минуты).
Область: «Речевое развитие».
Цель: учить детей использовать в речи пространственные предлоги «на», «под», развивать грамматический строй речи.
Воспитатель: Обращает внимание детей на высокую ёлочку.
«Ой, птички прилетели, назовите их?» (ответы детей – снегири).
«Где сидят снегири?» (ответы детей – на елочке).
«На какой ёлочке?» (ответы детей - на высокой).
Воспитатель: обращается к одному из детей и просит ребенка повторить предложение. «Гриша повтори: снегири сидят на высокой ёлочке». Ребенок повторяет.
«А сколько снегирей?» (много).
Воспитатель подходит к низкой ёлке.
«А кто - же, здесь прячется?» (ответы детей – зайчик).
«Где сидит зайчик?» (ответы детей - под елочкой).
«Под какой ёлочкой?» (ответы детей - под низкой).
Воспитатель: обращается к одному из детей и просит ребенка повторить предложение. «Настя повтори: зайчик сидит под низкой ёлочкой». Ребенок повторяет.
«А сколько зайчиков?» (ответы детей - один). «Давайте с ним поиграем».
6. Динамическая пауза «Зайка» (физкультминутка под музыку, 35 секунд).
Область: «Физическое развитие».
Цель: повышать двигательную активность детей, учить согласовывать движения с музыкой и текстом.
Зайка прыгал, прыгал, прыгал, прыгал и устал,
Хвостиком пошевелил, ушки вверх поднял.
Зайка прыгал, прыгал, прыгал, прыгал и устал,
Хвостиком пошевелил, ушки вверх поднял.
И услышал зайка тихий, очень тихий звук,
Посмотрел по сторонам, в норку прыгнул вдруг.
7. Видеофрагмент «Зима в лесу». (1,5 минуты).
Область: «Познавательное развитие».
Цель: расширять представления детей о поведении зверей зимой.
Воспитатель: «Ребята посмотрите, следы на снегу, интересно, чьи они? Да здесь ещё один зайчик, ребята, мне кажется, он кого-то испугался, смотрите, смотрите лису».
(Педагог комментирует отрывок из обучающей программы для детей «Времена года»).
«Убежал шустрый зайчик, молодец».
8. Отгадывание загадок. Игровой самомассаж. (2,5 минуты).
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Цель: расширить представления детей об окружающем мире, способствовать развитию логического мышления, растить детей физически крепкими и здоровыми.
Воспитатель: «Наше путешествие продолжается, посмотрите – это поляна чудес, здесь много снежинок. Какие снежинки?» (ответы детей - большие, маленькие). «Выбирайте снежинку, которая вам нравится, и присядьте на нее. Отгадайте-ка, мои загадки. Если верно отгадать, произойдёт чудо».
Педагог загадывает загадки, а ответы показывает в действии. Дети повторяют за ним.
1. Крупно, дробно зачастил,
И всю Землю намочил. (дождь).
Игровой массаж «Дождик» (подушечками пальцев правой руки массировать левую руку от кисти к плечу и от плеча к кисти, затем поменять руки, при этом проговаривают: «кап – кап – кап»).
2. На дворе переполох –
С неба сыплется горох. (град)
Игровой массаж «Град» (кулачком правой руки стучать по левой руке от кисти к плечу, затем от плеча к кисти, руки поменять, при этом проговаривают: «тук – тук – тук»).
3. С неба падают зимой
И кружатся над землёй
Легкие пушинки
Белые… (снежинки).
Воспитатель: «Молодцы, правильно отгадали. Вот теперь произойдёт чудо, у меня есть волшебное облако, сейчас мы узнаем, что из него пойдёт: дождь, град или снег».
Звучит музыка, облако раскрывается.
«Посмотрите, как красиво. Снег пошёл, волшебный снегопад. Понаблюдайте за снежинками глазками» (гимнастика для глаз).
В это время оживает снеговик.
9. Итог. Сюрпризный момент «Снеговик». (2 минуты).
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Цель: снятие психо-эмоционального напряжения, создание положительной мотивации.
Снеговик: Я, ребята, Снеговик.
К снегу, холоду привык.
Меня слепили очень ловко -
Вместо носа, тут морковка.
Снеговик я не простой
Любопытный, озорной.
Анализ организованной образовательной деятельности проводит снеговик:
• На чем вы прилетели в сказочный лес?
• Кого вы здесь встретили?
• Какие деревья растут в нашем лесу?
• А вы запомнили, какое ёлка дерево? (хвойное);
• Какие елочки растут в лесу? (высокие, низкие);
• Как называют ледяные капельки, которые стучат тук – тук - тук? (град).
Сюрпризный момент «Подарок снеговика».
Дети благодарят Снеговика. Воспитатель приглашает детей на облако.
Воспитатель: Все снежинки покружились
И в ребяток превратились