Дехнич Ольга
Конспект занятия «Русская изба»
▼ Скачать +Заказ
Приобщение детей к патриотическому воспитанию на основе формирования интереса к русской культуре и любви к традициям русского народа.
Программное содержание:
обучающие:
познакомить детей с предметами домашнего обихода, их названиями и для чего они предназначены; закрепить знания детей о жилище на Руси, о предметах русского быта.
Публикация «Конспект занятия „Русская изба“» размещена в разделах
расширять словарный запас: ухват, садник, прялка, веретено, кудель, коромысло, лапти, люлька,печь
развивающие:
развивать память, мышление; речь умения фантазировать, закрепить умение работать с ножницами, красками, рисовать узоры
воспитательные:
воспитывать бережное отношение к старинным предметам, проявлять уважение к традициям; патриотизм, трудолюбие.
Предварительная работа: посещение музея находящийся в детском саду, разучивание народных песен, русского фольклора.
(Начало занятия)
Встреча детей в русском народном сарафане)
Здравствуйте, добры молодцы, Здравствуйте, красны девицы! Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Ребята, поздоровайтесь с гостями.
Проходите, да расскажите, где живёте да как страна ваша называется?
-А город ваш как называется?
А знаете ли вы, что такое Родина?
(Ответы детей)Родина- это место, где ты родился и вырос.
В старые времена, да и в наше время у каждого человека был и есть дом. Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?
— Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?»
(Ответы детей)
Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Набраться сил.
— А из чего люди раньше могли построить себе дом? Правильно, из дерева. Давным-давно, на Руси люди строили себе жилище из бревен. Такой дом называли — изба. И всё в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель и многое другое. Сегодня я хочу вас пригласить посетить наш музей " Русская изба". Проходите.
— А как выдумаете, что же в избе было самым главным? Отчего в доме тепло?
(Ответы детей)
В избе-самое главное печь. Сейчас в каждом доме, в каждой квартире есть электричество, газ. В домах тепло. А вот раньше ничего этого не было. Печь — кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки, сушили грибы, ягоды и даже одежду. Как встанет хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица. Как вы думаете, почему так называли?
(Ответы детей)
-Ребята, а как вы думаете что хозяйка в печку ставит, кто -то знает? В чем раньше готовили? (в чугунках) Да, ребята. Это- чугунок. Он был незаменим в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.
Как же можно было достать из печи горячий чугунок?Здесь был нужен помощник. Вот он какой (показ картинки)Кто знает, как называется этот предмет быта? Ответы (Ухват) Как вы думаете, почему ему дали такое название?
Ухват- это деревянная палка с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь чугунки. Под каждый размер чугунка был свой ухват. Другое название ухвата- рогач. Посмотрите, правда ведь напоминают рога. Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки с вкусной кашей. Рядом с ухватом всегда стояли еще вот такие предметы. (Картинка с садник) На что он похож? Какой предмет вам напоминает? Как вы думаете для чего предназначен этот?
(Ответы детей)
Это ребята-садник, хлебная лопата. Предназначался для отправки хлеба или пирога в печь. Русские мастера изготавливали предмет из сплошного куска древесины, осины или ольхи. С появлением печи эти предметы стали незаменимыми в домашнем хозяйстве. Они всегда были под рукой. Ставили лопату только ручкой вверх, и запрещалось ее использовать не по назначению. Считалось: тот, кто нарушит это правило, будет болеть, дети перестанут расти, хлеб перестанет подниматься, и такой лопатой в дальнейшем пользоваться было нельзя. Нельзя было выносить из дома хлебную лопату и ухват.
-Ребята, вы, наверное, устали, давайте с вами отдохнём, поиграем в игру «Ловишки»
Садитесь, молодцы!
Сейчас мы с вами поговорим о другом предмете: отгадайте загадку
Стригли, щипали, а после чесали, чисто пушисто-к доске привязали!
(Прялка)
(Ответы детей)
Это, ребята, -прялка. Долгими зимними вечерами пряли с их помощью пряжу. В старые добрые времена пряжу для вязания не продавали. Ее изготовляли сами рукодельницы со стриженой овечьей шерсти. Нарядную прялку мастерил добрый молодые мужчины в подарок своей невесте, дарил на память муж жене, отец дочери. И потому её старались украсить и сделать особенно нарядной. Прялку подарок бережно хранили всю жизнь и передавали как великую ценность следующему поколению. Состоит прялка из донца, на котором сидят, и-лопасти, куда привязывают кудель. Кудель-это пучок вычесенного льна или шерсти.
Во время работы женщины садилась на донце и скручивала нить из кудели на веретено. Веретено – выточенная палочка, его крутили, вертели и наматывали нить (показ картинки как женщины пряли)
Отгадайте ещё одну загадку «Чем больше я верчусь, тем больше я толстею» Послушайте загадку про ещё один предмет, который был необходим хозяйкам в стародавние времена:
Оно, ложась на чьи-то плечи,
Носило воду в дом из речки.
Потом в один прекрасный год
В дом провели водопровод.
И вот теперь оно, ребята,
Лежит в музее экспонатом. (ответы детей) коромысло
Два брата пузатеньких под гору бегут
Один горбатинький их за вихор держит?
Правильно ребята это коромысло.
При помощи коромысла женщины носили воду из реки. Используют ли его сейчас (Ответы детей)
Может быть там, где нет водопровода и используют. Но мы можем увидеть только в музеях.
В далёкие времена темными зимними вечерами люди собирались в избе, где они пели песни, рассказывали сказки, разные интересные истории. Такие вечера назывались посиделками. А еще играли в разные народные игры. Ребята давайте и мы свами поиграем, поиграем в русскую народную игру.
Русская народная игра «Колокольцы бубенцы»
Молодцы, садитесь! А теперь послушайте ещё загадку:
«У бабушки сейф-он давно уж не новый,
К тому же совсем не стальной, а- дубовый.
Он скромно стоит у нее в уголочке.
В нем бабушка держит халаты, носочки,
Отрезы на платье, немножечко пряжи,
Пуховый платочек и пенсию даже.
Но только не дверца, а крышка на нем
Тяжелая очень с висячим замком»
-Что же это? (сундук)
Верно, ребята, это –сундук. Он стоял в каждом доме. Ну а если их было, несколько-то семья считалась зажиточной. В сундуках хранили одежду, посуду, ценности. В некоторых домах сундук исполнял роль стола, стула и даже кровати. Крышка сундука была откидная или съемная. Сейчас мы с вами посмотрим, что же хранится в нашем сундуке.
(Открываем приготовленный сундук в котором лежат платки,сарафаны, лапти)
- Чего тут только нет! Показывает всё. Платки…Посмотрите, какие на них узоры красивые. Лапти… (старинная обувь, сплетённая из лыка) Посмотрите ребята, тут даже ложки есть. Из чего они сделаны?
Верно, из дерева.
Ложки мастера изготавливали из о берёзы и клёна. В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой.. А ещё деревянные ложки на Руси были музыкальным инструментом, а людей, которые играли на ложках называли ложкарями.
- Ребята, понравилась ли вам наше путешествие в старину? Что вы запомнили? Какие новые предметы вы узнали?
Спасибо всем?