Троцюк Евгения Леонидовна
Конспект занятия-развлечения по закреплению правил этикета и культуры общения «Путешествие в страну этикета»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия-развлечения по закреплению правил этикета и культуры общения «Путешествие в страну этикета»
Подготовительная группа
Образовательные области: «Речевое развитие», «Познание», «Коммуникация», «Социализация»,
Цель:
Формировать первоначальные представления о социально приемлемых нормах и правилах поведения.
Задачи:
· Дать детям представление о хороших и плохих поступках.
Публикация «Конспект занятия-развлечения по закреплению правил этикета и культуры общения „Путешествие в страну этикета“» размещена в разделах
- Вежливость, день вежливости. Сценарии развлечений
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
· Воспитывать умение правильно оценивать себя и других.
· Закрепить правила поведения в общественных местах.
Развивать навыки речевого общения в коллективе.
Воспитывать вежливость, аккуратность, взаимовыручку и культуру поведения дошкольников.
Воспитывать умение вести себя в соответствии с правилами и нормами этикета.
Формировать ценностное отношение детей к другому человеку, развивать дружелюбие.
Ход занятия:
Воспитатель:
Посмотрите на меня!
Ваш экскурсовод сегодня я.
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Возьми все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!
Мы отправимся сегодня
в Царство вежливых наук.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем говорить об этикете или другими словами о правилах вежливости и культуре поведения. Ваши мамы и папы хотят, чтобы вы выросли вежливыми и культурными. А, что значит быть вежливым, воспитанным и культурным человеком? (Ответы детей)
- Хочу добавить, что воспитанный человек разговаривает вежливо, умеет сочувствовать, всегда поможет слабому, никогда не будет смеяться над бедой другого, а если пообещает, то обязательно сдержит свое слово. Всему этому нужно учиться каждый день, тогда вы, действительно, вырастите культурными и воспитанными людьми, и ваши мамы и папы будут вами гордиться.
- Один из героев известного вам мультфильма показался мне довольно подходящим для нашего сегодняшнего занятия.
(Звучит песня из мультфильма «Кот Леопольд» — «Если добрый ты» музыка Савельева, слова Пляцковского, вызываю ребенка, надеваю маску Леопольда
- Ребята, что вы можете сказать о коте? (Ответы детей – Добрый, вежливый, внимательный, терпеливый, аккуратный, скромный)
- Теперь послушайте другую песню из этого мультфильма (Звучит песня мышей «В доме 8/16»)Вызываю 2 ребят, надеваю им маски мышей
- А какую характеристику вы дадите мышам? (Ответы детей – Коварные, злые, хитрые, хвастливые)
Воспитатель – Давайте посмотрим – как поступает Кот, когда мыши стараются из-за своей вредности ему навредить.
Дети обыгрывают ситуацию. Под песню мышей, Кот Леопольд ходит по залу, а два мышонка за ним и дергают за хвост. По окончании песни Кот говорит мышатам: «Ребята, давайте жить дружно!» Мышатам становится стыдно.
Кот: «Если добрый ты – это хорошо, а когда наоборот - плохо!»
Воспитатель- Ребята, можно ли Кота Леопольда назвать культурным? (Да)
Воспитатель- Знаете ли вы, что о человеке говорит его внешний вид? Культурный, воспитанный человек причесан и одет всегда опрятно, он не допустит даже такие «мелочи», как грязный носовой платок или обкусанные ногти. Для этого он пользуется необходимыми вещами. А вот какими, вы узнаете, отгадав загадки:
1. Глядись в меня хоть целый день,
Коль на себя смотреть не лень. (зеркало)
2. Зубки не кусачие идут в леса висячие. (расческа)
3. Без водицы не годится,
А в водице – растворится.
Станешь мыться – пригодится. (мыло)
4. Водицей любят умываться,
А мною любят вытираться. (полотенце)
5. Домик мягкий открываю и на стены нажимаю.
Появляется сметана, ею зубы чистить стану. (зубная паста)
(Воспитатель показывает предметы)
Стук в дверь. В: Кто опять опоздал? Что за невежа?
Входит ребенок. Волосы у него взлохмачены, щеки грязные, рубашка не застегнута, туфли одеты неправильно.
Воспитатель- Что с тобой случилось, Сережа?
Сережа – Я проспал.
Воспитатель- А почему ты так неопрятно одет?
Сережа – Я торопился, думал, и так сойдет.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как некрасив человек, когда он грязный и неаккуратно одет. С таким неряхой вы вряд ли бы согласились куда-нибудь пойти. А я хотела с вами сегодня отправиться в страну этикета хороших манер. Как же нам теперь быть? Надо исправлять положение.
Выходят две девочки и приводят его в порядок при помощи предметов из загадок.
Воспитатель- Вот теперь порядок!
(Мальчик забывает поблагодарить девочек)
Воспитатель- Девочки помогли Сереже привести себя в порядок, он что-то забыл сказать. Что? (Дети – спасибо)
Воспитатель-Ну, конечно, он забыл вас поблагодарить.
(Сережа встает и говорит всем — спасибо)
Воспитатель- Мы с вами знаем, что на самом деле Сережа всегда очень аккуратный, добрый мальчик и знает много волшебных слов. А для нас он сыграл роль мальчика – неряхи, чтобы вы со стороны посмотрели, как это некрасиво, и никогда такими не были. (Дети проверяют свой внешний вид)
Воспитатель- Но к сожалению, мы все же часто забываем с вами говорить волшебные слова, а они так необходимы в жизни. Вы их все прекрасно знаете. Давайте вспомним некоторые из них.
Стихи детей:
1. -Добрый день! – тебе сказали.
-Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали –
Теплоты и доброты.
2. – Отменить, что ли
Слово «пожалуйста»,
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что
Без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.
3. –Здравствуйте! -
Ты скажешь человеку.
- Здравствуй, — улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
4. Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду,
И взрослых перебивать,
И, что обещал, забывать.
Но если я все же забуду,
Простите, я больше не буду.
5. Будьте добры –
Это я говорю по секрету.
Будьте добры –
И не ждите за это конфету.
Будьте добры –
Без игры и во время игры,
Если сумеете,
Будьте скорее добры!
Воспитатель- Молодцы! Я считаю, что все эти слова заслуживают аплодисменты. (Дети аплодируют)
Воспитатель- Ребята, а ведь аплодисменты – это тоже выражение благодарности.
- Ребята, наш старый знакомый, кот Леопольд, приглашает совершить путешествие в Царство вежливых наук, чтобы познакомить вас с правилами этикета.
Леопольд уже побывал в Царстве вежливых наук и записал все правила в книгу «Правила этикета» (книга с Друдлами, чтобы рассказать о них своим друзьям. Только когда он уже собрался возвращаться подул сильный ветер и некоторые странички из книги разлетелись по всему царству. Я предлагаю помочь коту Леопольду собрать странички книги?
- Вы готовы отправиться в царство этикета? (Да)
- Ребята, скажите мне, пожалуйста, как можно путешествовать? (Ответы детей.)
Я с вами полностью согласна. А вы знаете, что еще в дальние края можно путешествовать мысленно? Как это? Очень просто. Нужно только закрыть глаза и представить, как мы едем на поезде, плывем на теплоходе, летим на самолете или мчимся на северных оленях. Попробуем? (Да) Итак, в путь. Закрывайте глаза и занимайте места в вагоне. (аудиозапись звуков поезда).
- А теперь откроем глаза. Приехали.
Станция «Добрые слова» (выставить табличку с названием станции)
Воспитатель:
Ребята, что вы говорите, когда встречаете друзей?
Дети:
- Привет, здравствуй.
Воспитатель:
- А вы знаете, что здороваться можно по-разному? Какими словами, жестами можно приветствовать друг друга?
Дети:
- Здравствуйте, привет, доброе утро, добрый день, кивнуть головой, улыбнуться, пожать друг другу руки…
Воспитатель:
- Молодцы, ребята, много знаете приветственных слов. У всех людей на земле есть свой обычай приветствия. В русском языке есть прекрасное слово «здравствуй». Ребята, как вы думаете, что оно означает? (Ответы детей.)
- Правильно. Слово «здравствуйте» очень старое. Связано оно со словом «дерево». Когда-то давно, люди, произнося слово «здравствуйте», желали другим быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево. И теперь мы, когда говорим это слово, желаем человеку быть здоровым, сильным, крепким.
Котенок:
- Мяу, здравствуйте!
Воспитатель:
- Ой, кто это сказал? (Оглядывается.)
- Ребята, посмотрите, это же котенок, он хочет с вами поиграть. Становитесь скорее в круг.
Игра «Вежливый ребенок»
Взявшись за руки, дети водят хоровод вокруг игрушки-котенка (держу в руках) и приговаривают:
Все хорошие ребята
Знают добрые слова.
Приходите к нам, котята,
Рады видеть вас всегда.
Ребенок, остановившийся на последнем слове напротив игрушки, произносит приветственные слова, которые еще никем не произносились («как я рад тебя видеть», «как я по тебе соскучилась», «как хорошо, что мы встретились» и т. д.).
Воспитатель:
- А вот и первая страничка нашлась (показываю детям страничку с рисунком Друдлом «Правила приветствия»).
- Вежливо здороваться вы умеете, а какие вежливые слова вы еще знаете?
Дети:
- Спасибо, пожалуйста, извините, будьте добры, прошу прощения, благодарю…
Воспитатель:
- Отлично, молодцы. А скажите, ребята, может ли вежливое слово потерять свою волшебную силу?
Дети:
- Да.
Воспитатель:
- Когда, по-вашему, это бывает? (Ответы детей.)
- Правильно. Когда вежливое слово сказано грубым голосом или оно расходится с делом, оно теряет свою волшебную силу. Давайте проверим так ли это. Мы сейчас разыграем одну ситуацию, а вы постарайтесь определить потеряло ли слово «пожалуйста» свою волшебную силу или нет.
«Леночка сидела в автобусе. Она все время вертелась, болтала ногами. Её соседка отодвинулась. Она боялась, что Леночка испачкает ей пальто.
- Девочка, сиди спокойнее, пожалуйста. Так нельзя себя вести – сделала замечание старушка, сидевшая напротив.
- А что я сделала? – возразила Леночка. Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно. И она, надувшись, стала смотреть в окно».
Воспитатель:
- И девочка, и старушка произнесли слово «пожалуйста». Можно ли назвать Леночкино «пожалуйста» волшебным? Почему?
Дети:
- Потому что слово «пожалуйста» Лена произнесла грубо, как бы передразнивая старушку.
Воспитатель:
- Вы решили мою задачу, ребята. Хорошо, что вы знаете волшебные слова. Недаром в народе говорят: «Слово лечит, слово и ранит». Запомните это, ребята. Вот и вторая страничка нашлась – она называется «Волшебные слова». (Страничка с рисунком - друдлом.)
Воспитатель:
- Продолжаем наше путешествие! Закрываем глаза и представляем, что едем на трамвае. (Аудиозапись звуков трамвая.)
- И следующая остановка: «Поликлиника». Ребята, обратите внимание, в автобус зашёл пожилой человек (пока дети с закрытыми глазами, выбрать ребенка и дать ему трость и косынку). Как вы поступите? (Ответы детей.)
- Осторожно, двери закрываются, следующая остановка: «Детский мир». Входит мама с дочкой. Как вы поступите? (Ответы детей).
- А вот и третья страничка нашей книги нашлась – она называется «Правильные поступки». (Страничка с рисунком - друдлом.)
Воспитатель:
- Молодцы, ребята. А мы продолжаем наше путешествие на самолете. Закрываем глаза. (Аудиозапись самолета.)
Следующая станция «Цветочная поляна».
Воспитатель:
- Мы с вами на волшебной поляне. Нам нужно собрать цветок вежливости. Выбирайте понравившийся лепесток и выложить цветы вежливости (на обратной стороне лепестка фотография ребенка, которому надо сказать добрые слова или комплимент).
Ну вот вы и выполнили все задания.
А теперь нам пора возвращаться. Раз, два, покружись, в своей группе очутись.
- Вот и закончилось наше путешествие. Где мы с вами побывали, что мы с вами повидали? (Ответы детей.)
- а для чего мы с вами отправлялись в путешествие?
Дети:
- Чтобы помочь коту Леопольду собрать странички книги «Правила этикета».
Воспитатель:
- Не забывайте, ребята использовать «волшебные слова» в своей речи. И что бы вы ни делали, всегда должны помнить, что живете на свете не одни. Вас окружают другие люди, ваши близкие, товарищи, и вы должны вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с вами. Именно в этом и состоит настоящая вежливость. кот Леопольд дарит нам с вами книгу «Правила этикета», чтобы вы всегда могли вспомнить о том, как нужно себя вести вежливым людям.