Белоглазова Елена Евгеньевна
Конспект занятия «Путешествие в мир природы»
▼ Скачать +Заказ
Тема: «Путешествие в мир природы»
Цель: Систематизировать представления о том, что Земля - общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком.
Задачи:
Образовательные: обобщить знания, что люди являются частью природы, что для роста и развития живых объектов необходимо одно и тоже: вода, солнце, воздух; формировать стремления беречь свой общий дом на условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей : искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предложения, эвристические суждения.
Публикация «Конспект занятия „Путешествие в мир природы“» размещена в разделах
Воспитательные: воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира, воспитывать культуру поведения в природе.
Развивающие: развивать познавательную активность, любознательность у детей, мышление, память, речь; учить анализировать, делать умозаключение; иметь свое мнение делать выводы; развивать логическое мышление.
Материал: мяч, карта Земли, глобус, стихи, загадки, картинки, предметы с изображением солнца, воды, планеты Солнечной системы.
Словарная работа: глобус, планета Земля, заповедник, суша, живая-неживая природа, заповедник.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций из альбома «Береги живое»; дидактические игры, загадывание загадок, заучивание пословиц, чтение художественной литературы о природе.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
«Физическое развитие»
Ход занятия:
Ребята! Я предлагаю вам отправится в путешествие в удивительный мир природы.
- Как вы думаете, что такое мир природы? (Это животные, рыбы, птицы, насекомые, растения). Природа – это, что не создано руками человека. Этот мир такой разнообразный и неповторимый. А сейчас мы с вами поиграем. Для этого надо встать в круг. Игра называется «Живая и неживая природа». Дети встают в круг и по очереди передают мяч друг другу, называя при этом предметы живой (птицы, растения, рыбы и т. д.) и неживой (небо, земля, камни и т. д.) природы. У каждого человека есть свой дом, у каждого животного есть свой дом. И у насекомых, цветов и деревьев есть свой дом.
Ребята! А как можно назвать наш общий дом? (Земля) Наш общий дом – это планета Земля, которая вращается вокруг солнца.
- А какие планеты вращаются вокруг солнца? (Марс, Венера, Юпитер, Сатурн и) и называются они планеты солнечной системы.
- А что такое глобус? Глобус – это макет нашей планеты Земли. Глядя на него, мы можем много узнать о нашей планете, например, какой формы Земля? (круглая, похожая на шар).
- А что такое карта? Карта – это изображение нашей планеты на листе бумаги, ватмана, … .
- Каким цветом обозначена суша? (коричневым, светло-коричневым, желтым, зеленым).
- Много ли на нашей планете воды? (больше, чем суши).
- Каким цветом обозначена вода? (голубым, синим).
- Назовите океаны. (Тихий, Атлантический, Индийский, Северно-Ледовитый).
- А на самом ли деле Тихий океан – тихий? Кто открыл Тихий океан? (Колумб).
- Назовите моря на нашей планете. (Белое, Мраморное, Черное, Охотское, Карское, Красное, Средиземное,).
- А какой воды больше на нашей планете пресной или соленой? (соленой).
- Назовите материки нашей планеты. (Евразия (Европа+Азия); Австралия - самый зеленый материк, где живут сумчатые животные; Северная и Южная Америки; Антарктида – состоит изо льда; Африка – самый теплый материк).
- Сколько их? (шесть).
- Дети, назовите стихии природы и скажите сколько их. (Воздух, вода, огонь, земля).
Загадка № 1: «Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он – невидимый, и все же
Без него прожить не можем»
(воздух)
- А без воздуха мы можем прожить? (нет).
- Почему? (воздух нужен для дыхания).
Загадка № 2: «В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает,
А как наскучит ей летать
На землю падает опять»
(вода)
- Сможем мы прожить без воды? (нет).
- Без воды невозможно существование всего живого:
«Повсюду, где бежит вода,
Цветет земля, цветет страна …»
Загадка № 3: «Красный петушок
По жердочке бежит»
(огонь)
Загадка № 4: «Кто в году четыре раза переодевается?»
(земля)
- А что за переодевания? (времена года).
Физ. минутка: «Дети по лесу гуляли»
Дети по лесу гуляли (маршируют на месте).
За природой наблюдали (ладонь прикладывают к глазам).
Вверх на солнце посмотрели (поднимают головы кверху, «тянутся к солнцу»)
И их лучики сгорели.
Бабочки летели, крыльями махали (машут руками).
Дружно хлопаем (хлопают в ладоши).
Ногами топаем (топают ногами).
Хорошо мы погуляли (маршируют, делают вдох – выдох).
И немножко устали.
- Дети, а как называется республика в которой мы с вами живем? (Мордовия).
- Покажите мне на карте (показ детей).
- Какие заповедники есть в нашей Республике Мордовия? (Темниковский национальный заповедник им. Смидовича; Национальный парк «Смольный»).
- А что такое заповедник? Заповедник – это участок территории на котором сохраняется в естественном состоянии весь его природный комплекс, а охота запрещена.
- Красная книга? (в эту книгу собраны все редкие и исчезающие виды флоры и фауны).
- Какие реки протекают по территории Мордовии? (Мокша, Сура, Сивинь, Алатырь,).
- А что такое Экосистема? Экосистема: экологическая система – это функциональное единство живых организмов и среды их обитания.
- Какие экосистемы вы знаете? (лес, луг, поле, река,).
Игра: «Назови экосистемы»
Делим детей на команды, по опорным картинкам дети называют экосистему.
Отгадываем кроссворды:
1. Самая большая и полноводная река Мордовии (5 букв) – «Мокша»
2. Какого хищного зверя мы называем «санитаром леса» (4 буквы) – «Волк»
3. Стихия природы (4 буквы) – «Вода»
4. Стихия природы (5 букв) – «Земля»
- Какое самое разумное существо на нашей планете? (человек).
Чтобы сберечь нашу планету Земля, надо быть умным и добрым. Человеком-Великаном. А сейчас мы вспомним правила поведения в природе.
- Как надо правильно себя вести во время отдыха на реке, в лесу, на лугу (дети рассказывают правила).
Пословицы о природе, которые сочинил народ:
«Матушка весна – всем красна»
«Лето припасает, а зима подбирает»
«Дает небо дождь, а земля рожь»
- Ребята, как вы их понимаете? (разбор пословиц).
Возвращение в детский сад. МОЛОДЦЫ РЕБЯТА!