Альбина Светикова
Конспект занятия «Путешествие в лабораторию»
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие в лабораторию»
Ход наблюдения:
Ребята, сегодня у нас будет непростое занятие, я приглашаю вас в нашу научно-исследовательскую лабораторию, вы будете настоящими исследователями. Как вы думаете, зачем людям нужны лаборатории?
Дети: Проводить опыты, ставить различные эксперименты.
Воспитатель: Скажите, дети, для чего ученые проводят опыты и эксперименты? (Дети отвечают) Чтобы изучать, открывать новое, неизведанное.
Публикация «Конспект занятия „Путешествие в лабораторию“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Конечно, ученые хотят разгадать загадки природы.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество – внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
Очутились мы в самой настоящей научной лаборатории.
А что будем исследовать вы узнаете отгадав загадку.
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Для дыхания он нужен,
С ветром, вьюгой очень дружен.
Окружает нас с тобой,
Не поймать его рукой!
(воздух).
Что это?
Дети: Воздух
Воспитатель: Сегодня нам с вами предстоит узнать,что такое воздух,как его обнаружить и какими свойствами он обладает.
Воспитатель: А мы можем увидеть воздух?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Значить какой воздух?
Дети: Невидимый.
Опыт №1 (воздух можно увидеть)
Воспитатель: Чтобы воздух увидеть, его нужно поймать. Хотите, я научу ловить воздух? Возьмите полиэтиленовый пакет, что в нем? (он пустой)
Теперь мы сделаем из него шарик, закрутите его.
Что в пакете? (воздух)
А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку? (видим)
Если мы видим свою руку, значит воздух какой? (прозрачный, невидимый)
Вывод: Воздух прозрачный.
Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (там воздух)
Где люди используют это свойство воздуха? ( летом: надувные матрасы, спасательный круг, колеса)
Опыт Воздух находится не только вокруг нас, но и в разных предметах.
Опыт: Возьмем стакан с водой и выдохнем в воду через соломинку. В стакане появились пузырьки. Это выдыхаемый нами воздух. В воде мы видим воздух в виде пузырьков. Воздух легче воды, поэтому пузырьки поднимаются вверх. Интересно, есть ли воздух в разных предметах? Предлагаем детям рассмотреть губку. В ней есть отверстия. Можно догадаться, что в них воздух. Проверим это, опустив губку в воду и слегка надавив на нее. В воде появляются пузырьки. Это – воздух. Рассмотрим мел, сахар. Есть ли в них воздух? Опускаем поочередно эти предметы в воду. Через некоторое время в воде появляются пузырьки. Это воздух выходит из предметов, его вытеснила вода.
Вывод: Воздух находится не только в невидимом состоянии вокруг нас, но и в различных предметах.
Опыт №2. Плавающий апельсин.
Опыт: Один апельсин положим в миску с водой. Он будет плавать. И даже, если очень постараться, утопить его не удастся. Очистим второй апельсин и положим его в воду. Апельсин утонул! Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает! Почему? В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.
Вывод: Апельсин не тонет в воде, потому что в его кожуре есть воздух и он удерживает его на поверхности воды.
Опыт №3 воздух имеет вес.
- Подойдите все ко мне, попробуем взвесить воздух.
- Возьмём палочку, на её середине закрепим верёвочку, а к концам палочки привяжем два одинаково надутых шарика. Подвесим палку за верёвочку. Палка весит в горизонтальном положении.
- А теперь подумайте и скажите, что произойдёт, если мы проткнём один из шаров острым предметом? (Протыкаем один шар, конец палки, к которому он был привязан, поднимается вверх.) Почему?
Вывод: шарик без воздуха стал легче. Значит, воздух имеет вес.
Опыт №4 (Воздух занимает место)
Возьмите в руки стакан, внутри которого находиться бумага.
Потрогайте ее, какая она мокрая или сухая? (Ответы детей)
Переверните стакан вверх дном и медленно опускайте его в воду. Самое главное, что стакан надо держать прямо, не наклоняя пока он не коснется дна. Посмотрите, намокнет ли полоска бумаги (Ответы детей)
Достаньте стакан из воды, проверьте полоску бумаги.
Она намокла или нет? Почему бумага осталась сухой?
Давайте еще раз попробуем, но теперь стакан немножко наклоним.
Что появилось в воде? (видны пузырьки воздуха)
Откуда они взялись? (воздух выходит из стакана и его место занимает вода)
Это из стакана вышел воздух.
Проверьте полоску бумаги снова.
Какая она теперь? (мокрая, вода вытеснила воздух и заняла все пространство в стакане)
Вывод: В стакане есть воздух и поэтому он помешал намочить полоску бумаги, значит, воздух занимает место.
ОПЫТ № 5. (воздух не имеет запаха)
Воспитатель: Как вы думаете, имеет ли воздух запах? (Ответы детей) Вдохните носом воздух. Что вы почувствовали? (Ничего)
Правильно, чистый воздух не имеет запаха, но зато он хорошо распространяет разные запахи предметов. Давайте проверим. Закройте глаза, а когда я вам скажу вы медленно будете вдыхать и говорить, чем пахнет (.воспитатель подходит к каждому ребенку и дает им понюхать духи (апельсин, лимон, чеснок). Какой из этого можно сделать вывод?
Чувствуете ли вы теперь запах? (Чувствуем). Да, этот запах перенес сюда воздух.
Вывод: воздух не имеет запаха, пахнут предметы.
ОПЫТ №6 (воздух можно услышать). Оказывается воздух можно услышать. Воздух может звучать по - разному. Приложите к губам край листа тонкой бумаги и подуйте вдоль нее так, чтобы получился звук. Познакомившись с этим свойством воздуха, люди научились изготовлять некоторые вещи. Как вы думаете, что это?
Дети: Это музыкальные инструменты и свистящие игрушки.
Ветерок: А как называют музыкальные инструменты, которые звучат с помощью воздуха? (духовые).
Ребенок: (Музыкант дует в отверстие инструмента. Воздух дрожит, получаются звуки). Звуки распространяются по воздуху. Например, на Луне, где нет воздуха,ничего не слышно,бесполезно разговаривать - звуки не передаются. Возьмите музыкальные инструменты и подуйте в них. Для этого нужно подуть в него. Воздух будет выходить в отверстие дудочки, и мы услышим его звук. Только на дудочке несколько отверстий, чтобы получить нужный звук другие отверстия прикрывают пальцами или специальными кнопочками. Ребята, гармошка тоже играет с помощью воздуха, хотя в неё совсем не надо дуть. Когда мы растягиваем гармошку, ее меха наполняются воздухом, который при сжимании меха выходит через отверстия под кнопочками. Под каждой кнопочкой имеются отверстия разной величины, и поэтому звук получается разный по высоте.
Что мы услышали? (звук) Почему возник звук? (когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать).
Вывод: звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.
ОПЫТ №7 (воздух может двигаться)
Воспитатель: Как вы думаете, может ли воздух двигаться?
Давайте проверим. Я возьму веер и помашу на вас. Что вы чувствуете? (ветер)
Вывод: Значит, воздух может двигаться.
Еще раз помашу веером, и скажите ветер, какой? (холодный)
А теперь поднесите ладони ко рту и слегка подуйте на них. Что почувствовали (теплый ветер)
Как вы думаете, где бывает теплый ветер? (около печки, костра, если включить фен)
Вывод: воздух бывает холодным, теплым и горячим.
Воспитатель: Вы сказали, что воздух может двигаться. У воздуха есть хороший друг. Послушайте загадку:
Я березку качну,
Я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу,
Даже шапку утащу.
А меня не видать.
Кто я? Можешь отгадать? (Ветер)
Воспитатель: Да это ветер. Ветер – это движение воздуха. Он вокруг нас.
Воспитатель: А еще ветер помогает нам, ветер приносит пользу. Он помогает растениям и животным. Как?
Дети: Разносит семена, животным помогает охотиться.
Воспитатель: И так, мы с вами выяснили, что ветер - это и есть воздух.
Опыт № 8: Воздух способен передвигать предметы.
А знаете ли вы, что воздух способен передвигать и даже переносить предметы с места на место?
Давайте это проверим. Возьмите для этого каждый по камешку, палочке и соломинке. Разложите перед собой и подуйте на них. Что вы обнаружили?
Дети: Мы увидели, что соломинка отлетела далеко, палочка немного передвинулась, а камешек, остался лежать на месте.
Ветерок: Да, ребята, воздух сам передвигается и вместе с собой переносит другие предметы. Легкие предметы воздух переносит без труда, а тяжелые предметы, он не может перенести.
Вспомните, пожалуйста, Как называется движение воздуха? (ветер)
- Как можно определить, есть ли ветер на улице?
Дети: Если ветер сильный, то слышно, как он воет.
- Белье, которое повесили для просушки колышется.
- Трава колышется, макушки деревьев наклоняются, передвигаются и кружатся опавшие листья, фантики от конфет. Ветер вращает вертушку на флюгере и т. д.
Опыт № 9:
Воспитатель: Возьмем в руки камешек, сожмем его в руке. Какой он на ощупь? (твердый, жесткий, крепкий). Камень - это твердое тело. Какие твердые тела вы можете назвать?
Дети: …
Воспитатель: А можно ли взять в руку воздух и сжать его? Нет нельзя. Делаем вывод: ВОЗДУХ - НЕ ТВЕРДОЕ ТЕЛО.
ОПЫТ №10 (воздух жизненно необходим)
Воспитатель: Чем мы с вами дышим? (воздухом). Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули? (воздух) Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит?
Дети. Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки. Значит, внутри нас есть воздух.
Воспитатель: А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать?
Дети. Нет, без воздуха человек умрет.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Вывод: Человек не может жить без воздуха.
Правильно, человеку воздух необходим для дыхания. Если без еды человек может прожить много дней, без воды – несколько дней, то без воздуха он может прожить всего несколько минут.
Воспитатель: А только человеку нужен воздух (растениям,животным)
Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит.
Какой в лесу воздух? (ответы детей)
Почему он там чистый? (ответы детей)
(там чистый воздух, нет веществ которые выбрасывают отходы. Там воздух содержит большое количество кислорода. Кислород - это газ, которым дышат люди, растения. Заслуга растений именно в том, что они вырабатывают кислород. Больше растений - больше кислорода)
Как вы думаете, вблизи мусора, заводов, машин и курящего человека. (ответы детей)
Вывод: Значит, воздух бывает чистым и грязным. Давайте беречь воздух. Ведь он необходим всему живому на земле. Без него нет жизни. Нам нужно научиться любить наш родной дом, охранять леса и дружить с красотой.
Воспитатель: - Чем же сегодня мы с вами занимались? (проводили опыты, эксперименты с воздухом). А теперь проверим, как вы все запомнили.
Поиграем в игру «Правильно - неправильно».
1. Воздух прозрачный (прав.)
2. Ветер – это движение воздуха (прав.)
3. Воздух невидимый (прав.)
4. Воздух твердое тело (неправ.)
5. Воздух есть везде (прав.)
6. Воздух тяжелее воды (неправ.)
7. Мы дышим воздухом (прав.)
8. Воздух бывает чистым и грязным. (прав.)
9. Люди без воздуха не могут жить, а растения могут. (неправ.)
Вы все были внимательны. Проявили любознательность. Были активны. Молодцы.