Елена Аслямова Петровна
Конспект занятия «Путешествие в город красивой речи»
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие в город красивой речи»
Цель :
1. Формирование у детей медленной размеренной речи, используя игры – тренинги.
2. Учить, правильно дышать.
3. Развитие мелкой моторики рук по средством артикуляционной гимнастики и массажа языка.
4. Развитие мелкой моторики рук по средством пальчиковой гимнастики.
Публикация «Конспект занятия „Путешествие в город красивой речи“» размещена в разделах
5. Учить детей снятию мышечного напряжения лица путем точечного массажа.
Оборудование: магнитофон, плакаты города «Красивой речи», природы. Игрушки: змея, ежик, кукла-фея.
Ход занятия.
Дети заходят в зал и здороваются, но необычно, но слогам и с рукой. В начале показывает экспериментатор вдох и сильный, длинный выдох, потому что слово длинное. Затем дети. Экспериментатор говорит: "Сегодня и взрослые, и дети побывают в необычном городе "Красиной речи" (показываем на плакате). Мы пройдем по улице Ритмы дыхания, побываем на улице Музыкальной, около Спокойного озера и на улице Торопыжке.
Но, чтобы туда попасть, надо проговорить заклинание. Приготовили ладошки! Вы будете мне помогать говорить, хлопая в ладошки.
Говорим всегда красиво Смело и неторопливо Ясно, четко говорим, потому что Не спешим.
Разбираем каждую строчек "Говорим всегда красиво" - прямая спинка. "Смело, и неторопливо" - смело смотрим всем людям в глаза. "Ясно, четко говорим" - ритмично, внятно (как шагаем в марше, широко открываем рот). Повторяем выученное заклинание еще раз.
Любое дело надо начинать с чистыми руками: намылили руки, откроем краны, вымоем их под водой, натянули перчатки и в путь. Сели на лошадок щелкаем языком, и колени высоко поднимаем. По песочку (трутся лошадки друг об друга, по болотцу (хлопки ладонями, по соломе (по голове легкие удары, но бугорчикам (по животу, по кочкам (но ягодицам для прокачки кропи). Подъезжаем к городскому парку : "тррр" и видим красивые деревья (звучит тихая музыка). В парке легко дышится. Вдох - наполняем живот воздухом, выдох - втягиваем живот (З р.).
Учимся дышать, плечи не поднимаем - вдох, выдох. Деревья боль-шие, красивые. Подросли. В какие деревья вы бы хотели превратиться? Называет, используя для речи пальцы руки. Около дерева растут красивые цвета, (можно рвать? - вопрос для детей. Почему нет? В лесу, в парке цветы лучше не рвать, пусть они всех радуют). А мы ведь в волшебном парке, мы мысленно будем рвать: 2 пальчиками: указательным, средним, безымянным, мизинчиком. Понюхали:
Распускаются цветочки, Ветерок чуть дышит. Лепестки колышет.
Проговаривает экспериментатор медленно и показывает, как колышутся воображаемые цветы - пальцы от сильного дыхания, и привлекает к этим действиям детей. Прибежала собака и понюхала (носиком отрывисто). В парке есть ручная обезьянка, она начала дразнить (проработка точек на ушной раковине) бе-бе-бе, похлопать ушами, по-чистила уши и мы подергали мочки и мы тоже за мочки. Вдруг, она куда-то стала смотреть и мы смотрим (руки под козырек у глаз) вдаль и видим "Озеро спокойствия".
И слышим чудесную музыку. Загляните в спокойную гладь воды и увидите свое отражение (на столе лежат зеркала). Покусали кончик языка, прокатили по языку зубами, покусали боковые края языка, как морковку. Побулькали руки в воде - буль, буль; побулькали ногами, умыли лицо, шею, чистой холодной водой. Почувствовали ли? Приятно? Кому да, кому нет? Ребята кто-то стоит в воде, быстро все встают на одну ногу:
"Очень трудно так стоять
Ногу на пол не пускать
И не падать, не качаться
За соседа не держаться"
Кто это? (ответ с рукой). Цапля.
- И вдруг: ш-ш-ш. Оглянулись, а за спиной змея. А если по насто-ящему? Страшно?
К нам на помощь прибежали ежики: ф-ф-ф.
"Ёжики, ёжики
Наковали, наковали
Ножницы, ножницы
Бег на месте, бег на месте
Пука дружно, пука в месте".
Дети ровно, ритмично повторяют за логопедом.
Хором: Девочки - вдох - с рукой "Мальчики".
Уползли змеи.
Пока мы убегали от змей оказались на улице "Дыхания". Какой мы знаем волшебный секрет города "Красивой речи" :
Надо перевести дыхание. Потренируемся,
A. Положим руки на живот: вдох - выдох
Б. Зажали одну ноздрю - вдох, а через другую выдох
B.Вдох и со звуком м-м-м выдох с напряжением. Произносить
протяжно звуки м-м-м, одновременно легко постукивая кончиками
пальцев по ноздрям.
Вы так хорошо дышите, что мы пришли на улицу "Музыкальную".
Пропоем звуки: вдох - и (работает мозг, вдох - е, вдох - а, о, у.
Когда заболит животик, можно петь звук "у". Он как скорая помощь и животику легче.
А вот улица Торопыжек". Кто торопится говорить, там живут. На этой улице все здания разрушены и все выкрашено черной краской. Кто-нибудь хочет туда пойти жить? Нет. -
В нашем красивом городе несколько парков. Вот мы оказались в
одном из этих парков около озера, по которому ходит прогулочный
теплоход. Давайте поздороваемся с теплоходом (подражаем тепло
ходному гудку) - у-у-у, вдох и еще раз. Покатаемся на теплоходе, руки
"лодочкой" и покачались. Ребята, что-то случились с теплоходом: не
слышно мотора. Представьте, что мотор это наша голова. Потери
лоб, нос, подбородок, расслабились, поколотили слегка по губам,
разогреть горлышко. Полюбить себя, погладить ласково. Заводить
ся хлопок! И поплывем плавно. Посмотрим, мы никого не потеряли?
Никто не отвлекается? Если да, то называется его имя и кричит: "Ваня!
Ау".
А вот из воды выходит красивая фея. Она говорит вы будите го-ворить всегда красиво. Вы говорите плавно, будто покачиваетесь на волне. Вас покачивает волшебная волна, покачивающая вас как ваша мама. С сегодняшнего дня мы будем говорить с рукой, следить за дыханием, и ваша речь будет как песня".
Экспериментатор "Спасибо Фея! Будут ребята стараться? Да!
Скажем, ребята слова заклинания, которые учили в начале занятия, чтоб наше путешествие закончилось. 1, 2, 3 говори:
Говорим всегда красиво
Смело и неторопливо
Ясно, четко говорим
Потому что не спешим.
Итог: Что нужно делать, чтобы не попасть в замок "Торопыжки".
1. Говорить медленно
2. Делать вдох, а потом говорить
3. Говорить с рукой, чтоб замедлить ритм речи.
Экспериментатор: Молодцы! Хорошо позанимались!