МААМ-картинки

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие по осени»

Екатерина Вихрова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие по осени»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида № 34 станицы Ленинградской

муниципального образования Ленинградский район

Конспект занятия

по ознакомлению с окружающим миром

«Путешествие по осени»

Подготовила воспитатель:

Вихрова Екатерина Петровна

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Путешествие по осени“» размещена в разделах

Программные задачи: Обогатить и систематизировать знания детей о характерных признаках осени. Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных, птиц и приспособлением их к зиме. Активизировать словарь по теме, обогатить его старинными названиями осенних месяцев. Упражнять в образовании прилагательного от существительного. Развивать слуховое внимание, память, умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы, общую моторику. Воспитывать любознательность, бережное отношение к природе.

Словарь: листопад, заморозки, урожай, ненастье, багряная, золотая, опадают, зимовать, зимующие, перелётные, подзимник, мокрохвост, грязник.

Оборудование: картинки с изображением осени, насекомых, птиц, животных, фрукты и овощи, корзинка с угощением для птиц, животных, волшебная палочка, имитация осеннего парка, леса, огорода.

Ход занятия.

I.Вводная часть.

1. Организационный момент.

-Ребята, сегодня мы совершим необыкновенное путешествие, куда мы отправимся, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен

И ёлочек. Я (осень).

-Правильно, ребята, это загадка про осень. Значит, мы отправимся в путешествие по осени, будем искать её «следы» (приметы). С собой возьмём корзинку с угощениями для птиц, животных. У меня есть волшебная палочка, которая нам поможет путешествовать по осени. Сейчас я прикоснусь к каждому из вас волшебной палочкой, и вы превратитесь в осенние листочки. Подул осенний ветерок, закружил листочки, стих ветер и листочки оказались на аллее осеннего парка (дети выполняют соответствующие движения).

II.Основная часть.

1. Знакомство с приметами осени.

-Посмотрите внимательно и скажите, что же произошло с растениями, деревьями с приходом осени? (Листья растений и деревьев поменяли окраску. На одном дереве они стали жёлтыми, на втором - красные, на третьем - коричневые, но есть и такие деревья, которые не меняют окрас своей листвы, например, ёлочка, сосна. Постепенно начинается листопад, деревья готовятся к зимнему сну. Пожелтела и завяла трава, только кое – где цветёт чистотел и подорожник).

-Что появилось на деревьях осенью? (Плоды).

-Давайте соберём плоды и разноцветные листочки в корзинку, а в детском саду смастерим интересную поделку из даров осени.

2. Дидактическая игра: «С какого дерева листок?»

Листочки соберём с клёна, как можно сказать по-другому, какие они? …кленовые.

-С берёзы - … берёзовые. -С рябины - … рябиновые.

-С липы - … …липовые. -С дуба - … …дубовые и т. д.

-Ребята, давайте постоим тихонечко и послушаем, как поют птицы, так же как летом или нет? Почему? (Птичьих голосов стало меньше. С приходом осени исчезают насекомые, уменьшается количество плодов и семян растений, спасаясь от холода и голода, птицы улетают в тёплые края).

-Как называются птицы, которые улетают в тёплые края? Назовите их. (Перелё тные: ласточки, стрижи, кукушки, соловьи, утки, гуси, лебеди).

-Давайте попрощаемся с ними и скажем «спасибо» за красивые и радостные песни, за то, что защищали деревья от вредителей.

-Но, ни все птицы улетают, некоторые остаются зимовать. Птиц, которые остаются зимовать, как мы их называем? (Зимующие).

-Каких зимующих птиц вы знаете? (Снегири, синицы, воробьи, вороны)

-Мы должны о них заботиться, в чём заключается наша забота? (Нужно делать кормушки и подкармливать наших пернатых друзей).

-Я вижу уже кто – то смастерил кормушку и повесил её на дерево. Давайте посыплем в неё корм, который мы взяли с собой, тем самым поможем птицам перезимовать и дождаться весны. Продолжим дальше искать «следы» (приметы) осени. Осторожно, ребята, смотрите под ноги, нет ли каких - либо насекомых, чтобы нечаянно не наступить на них. Где же они? (С наступлением холодной погоды жучки, бабочки, мошки и комары прячутся в щёлочках, трещинах стен, под корой деревьев. Муравьи закрывают все входы в муравейниках и готовятся к зимнему сну)

-Ой, ребята, кажется, начинается дождь.

3. Физминутка:

К нам на длинной тонкой ножке

Скачет дождик по дорожке.

В лужице – смотри, смотри!

Он пускает пузыри!

Стали мокрыми кусты,

Стали мокрыми цветы.

Мокрый серый воробей

Сушит пёрышки скорей!

(дети выполняют движения в соответствии с текстом).

-Мне кажется, что в парке мы все осенние приметы нашли. Где же ещё их можно найти? Полетим дальше. Где мы оказались? осеннем лесу).

(На столе имитация осеннего леса : деревья, звери, ягоды, грибы). Как звери готовятся к зиме осенью?

-Некоторые животные, такие как медведь, будут впадать в спячку. Летом и осенью медведи хорошо ели и откладывали все полезные вещества в виде запаса жира, в своём теле, поэтому они могут спокойно спать в своей берлоге, а организм будет брать питание из подкожного жира. А вот животные, которые не впадают в спячку, готовят себе на зиму запасы. Белочка сушит на веточках грибы и ягоды, а затем складывает их себе в дупло. Ёж готовит себе на зиму тёплую, уютную норку, в котором проспит всю зиму. Зайцы и белки с наступлением морозов меняют окраску своей шубки. Заяц меняет серую шубку на белую шубку для того, чтобы волку и лисичке было тяжелее его обнаружить на снегу. Белочка в её серенькой шубке ни так будет заметна среди веток деревьев. Зайцы зимой едят кору с деревьев или находят под снегом старую траву. А в лесных хозяйствах существуют специальные работники, лесники, которые летом запасают траву на зиму, для лесных зверей и когда снег укрывает всю землю, раскладывают сухую траву, которая называется сено, в специальные кормушки. К этим кормушкам могут прийти не только зайцы, но и лоси, косули, дикие козы, ведь все они питаются травой. Давайте и мы повесим на веточку грибы и ягоды для белочки, под кустик положим морковку для зайца. А как готовятся к зиме волк и лисица?

-Волки и лисицы могут найти пищу и зимой. Поэтому они активны в любое время года.

-Осенью погода меняется по несколько раз на день, вот и сейчас опять подул сильный ветерок и из леса нас уносит и уносит, вдруг начал стихать и где же мы приземлились? Чей - то огород. Что же делают люди осенью в огороде? (Осенью собирают урожай овощей и фруктов, заготавливают их на зиму. Земледельцы вспахивают поля, вносят удобрения. Но осень не только пора сбора урожая. На вспаханные поля высевают семена ржи и пшеницы, в огородах сеют морковь, укроп и петрушку).

-Давайте и мы наберём в корзину овощей и фруктов, а повар нам приготовит из них вкусный салат и компот.

-Ребята, вам не кажется, что все приметы осени мы отыскали? Пора возвращаться из нашего путешествия в детский сад (дотрагиваюсь волшебной палочкой до каждого ребёнка, они кружатся и оказываются в детском саду).

-Какие приметы осени мы отыскали в парке, в лесу, в огороде? (Листва на деревьях и кустарниках меняет свой цвет и опадает – начинается листопад, исчезают насекомые, птицы собираются в стаи и улетают на юг, животные меняют шубки и делают запасы. В огородах собирают урожай фруктов и овощей).

-Вы хорошо запомнили приметы осени, а знаете ли вы, чего не бывает осенью?

4. Дидактическая игра «Найди ошибки»

-Дети загорают, купаются, носят лёгкую одежду.

-Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.

-Набухают почки, распускаются листья.

-Люди собирают урожай овощей и фруктов.

-Дикие животные не делают запасы корма.

-Молодцы, ребята, правильно нашли ошибки и определили, чего не бывает осенью.

-У каждого времени года есть три сына, что это за сыновья? (Месяцы).

-Как зовут сыновей Осени? (Сентябрь, октябрь, ноябрь).

-Почему сентябрь называют листопадник? (Потому что в сентябре начинается листопад).

-Октябрь называют «мокрохвост», «грязник» потому, что напоминает о частых дождях.

-Ноябрь – это подзимник, последний месяц осени перед зимой.

III.Заключительная часть

Итог. В каждом времени года можно найти свои неповторимые моменты, каждое из них по – своему прекрасно. Нельзя любить только лето, ведь без зимы не будет снега и Нового года, а без осени не смогут дозреть все овощи и фрукты, а деревья нарядиться в такие красочные и яркие одеяния.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной к школе группы «В гости к Осени» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Художественное.

Конспект интегрированного занятия «Путешествие к осени в лес». Старшая группа. Цель: Продолжать формировать представления о временах года, экологической культуры через наблюдения и экспериментальную деятельность. Задачи:.

Конспект занятия для детей подготовительной группы «Тропинками осени» Цель: воспитывать у детей интерес к изучению математики через нестандартные виды деятельности. Задачи: Продолжать учить порядковому и количественному.

Конспект занятия в младшей группе «Подарки осени» Задачи: Социально- коммуникативное развитие: Побуждать детей активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом и родителями.

Конспект занятия в старшей группе «Кладовая осени» КЛАДОВАЯ ОСЕНИ В-ль собирает детей около себя. -Часто ли вы едите овощи и фрукты? После ответов детей воспитатель говорит, что овощи.

Квест-прогулка «Путешествие в мир осени» для детей старшей группыКвест-прогулка «Путешествие в мир осени» для детей старшей группы Задачи: 1) Образовательные – формировать представление об осени, как времени года, закреплять с детьми названия осенних месяцев, учить понимать.

Праздник осени для детей средней группы «Путешествие в осенний лес» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Саргатский детский сад №4» «Путешествие в осенний лес» Утренник.

Проект одного дня «В гости к Осени мы шли» ко Дню здоровья и времени года осениПроект одного дня «В гости к Осени мы шли» ко Дню здоровья и времени года осени Проект одного дня «В гости к Осени мы шли» Приуроченный Дню Здоровья и времени года Осени. Тип проекта: спортивный, творческий, ролево –игровой.

Сценарий праздника осени для первой младшей группы «В поисках золотой осени» «В поисках золотой Осени»Под светлую, нежную музыку, дети и ведущая заходят в муз. зал. Ведущая: Дети, Оглянитесь вокруг! Мы с вами пришли.

Конспект занятия «Образы осени» Тема: Работа с листьями «Образы осени». Цель: Расширять и обогащать знания детей об осенней поре средствами различных видов искусств (поэзии,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие по осени»
Опубликовано: 24 октября 2016 в 12:34
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД