Екатерина Вихрова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие по осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида № 34 станицы Ленинградской
муниципального образования Ленинградский район
по ознакомлению с окружающим миром
«Путешествие по осени»
Подготовила воспитатель:
Вихрова Екатерина Петровна
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Путешествие по осени“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
Программные задачи: Обогатить и систематизировать знания детей о характерных признаках осени. Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных, птиц и приспособлением их к зиме. Активизировать словарь по теме, обогатить его старинными названиями осенних месяцев. Упражнять в образовании прилагательного от существительного. Развивать слуховое внимание, память, умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы, общую моторику. Воспитывать любознательность, бережное отношение к природе.
Словарь: листопад, заморозки, урожай, ненастье, багряная, золотая, опадают, зимовать, зимующие, перелётные, подзимник, мокрохвост, грязник.
Оборудование: картинки с изображением осени, насекомых, птиц, животных, фрукты и овощи, корзинка с угощением для птиц, животных, волшебная палочка, имитация осеннего парка, леса, огорода.
Ход занятия.
I.Вводная часть.
1. Организационный момент.
-Ребята, сегодня мы совершим необыкновенное путешествие, куда мы отправимся, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И ёлочек. Я (осень).
-Правильно, ребята, это загадка про осень. Значит, мы отправимся в путешествие по осени, будем искать её «следы» (приметы). С собой возьмём корзинку с угощениями для птиц, животных. У меня есть волшебная палочка, которая нам поможет путешествовать по осени. Сейчас я прикоснусь к каждому из вас волшебной палочкой, и вы превратитесь в осенние листочки. Подул осенний ветерок, закружил листочки, стих ветер и листочки оказались на аллее осеннего парка (дети выполняют соответствующие движения).
II.Основная часть.
1. Знакомство с приметами осени.
-Посмотрите внимательно и скажите, что же произошло с растениями, деревьями с приходом осени? (Листья растений и деревьев поменяли окраску. На одном дереве они стали жёлтыми, на втором - красные, на третьем - коричневые, но есть и такие деревья, которые не меняют окрас своей листвы, например, ёлочка, сосна. Постепенно начинается листопад, деревья готовятся к зимнему сну. Пожелтела и завяла трава, только кое – где цветёт чистотел и подорожник).
-Что появилось на деревьях осенью? (Плоды).
-Давайте соберём плоды и разноцветные листочки в корзинку, а в детском саду смастерим интересную поделку из даров осени.
2. Дидактическая игра: «С какого дерева листок?»
Листочки соберём с клёна, как можно сказать по-другому, какие они? …кленовые.
-С берёзы - … берёзовые. -С рябины - … рябиновые.
-С липы - … …липовые. -С дуба - … …дубовые и т. д.
-Ребята, давайте постоим тихонечко и послушаем, как поют птицы, так же как летом или нет? Почему? (Птичьих голосов стало меньше. С приходом осени исчезают насекомые, уменьшается количество плодов и семян растений, спасаясь от холода и голода, птицы улетают в тёплые края).
-Как называются птицы, которые улетают в тёплые края? Назовите их. (Перелё тные: ласточки, стрижи, кукушки, соловьи, утки, гуси, лебеди).
-Давайте попрощаемся с ними и скажем «спасибо» за красивые и радостные песни, за то, что защищали деревья от вредителей.
-Но, ни все птицы улетают, некоторые остаются зимовать. Птиц, которые остаются зимовать, как мы их называем? (Зимующие).
-Каких зимующих птиц вы знаете? (Снегири, синицы, воробьи, вороны)
-Мы должны о них заботиться, в чём заключается наша забота? (Нужно делать кормушки и подкармливать наших пернатых друзей).
-Я вижу уже кто – то смастерил кормушку и повесил её на дерево. Давайте посыплем в неё корм, который мы взяли с собой, тем самым поможем птицам перезимовать и дождаться весны. Продолжим дальше искать «следы» (приметы) осени. Осторожно, ребята, смотрите под ноги, нет ли каких - либо насекомых, чтобы нечаянно не наступить на них. Где же они? (С наступлением холодной погоды жучки, бабочки, мошки и комары прячутся в щёлочках, трещинах стен, под корой деревьев. Муравьи закрывают все входы в муравейниках и готовятся к зимнему сну)
-Ой, ребята, кажется, начинается дождь.
3. Физминутка:
К нам на длинной тонкой ножке
Скачет дождик по дорожке.
В лужице – смотри, смотри!
Он пускает пузыри!
Стали мокрыми кусты,
Стали мокрыми цветы.
Мокрый серый воробей
Сушит пёрышки скорей!
(дети выполняют движения в соответствии с текстом).
-Мне кажется, что в парке мы все осенние приметы нашли. Где же ещё их можно найти? Полетим дальше. Где мы оказались? (В осеннем лесу).
(На столе имитация осеннего леса : деревья, звери, ягоды, грибы). Как звери готовятся к зиме осенью?
-Некоторые животные, такие как медведь, будут впадать в спячку. Летом и осенью медведи хорошо ели и откладывали все полезные вещества в виде запаса жира, в своём теле, поэтому они могут спокойно спать в своей берлоге, а организм будет брать питание из подкожного жира. А вот животные, которые не впадают в спячку, готовят себе на зиму запасы. Белочка сушит на веточках грибы и ягоды, а затем складывает их себе в дупло. Ёж готовит себе на зиму тёплую, уютную норку, в котором проспит всю зиму. Зайцы и белки с наступлением морозов меняют окраску своей шубки. Заяц меняет серую шубку на белую шубку для того, чтобы волку и лисичке было тяжелее его обнаружить на снегу. Белочка в её серенькой шубке ни так будет заметна среди веток деревьев. Зайцы зимой едят кору с деревьев или находят под снегом старую траву. А в лесных хозяйствах существуют специальные работники, лесники, которые летом запасают траву на зиму, для лесных зверей и когда снег укрывает всю землю, раскладывают сухую траву, которая называется сено, в специальные кормушки. К этим кормушкам могут прийти не только зайцы, но и лоси, косули, дикие козы, ведь все они питаются травой. Давайте и мы повесим на веточку грибы и ягоды для белочки, под кустик положим морковку для зайца. А как готовятся к зиме волк и лисица?
-Волки и лисицы могут найти пищу и зимой. Поэтому они активны в любое время года.
-Осенью погода меняется по несколько раз на день, вот и сейчас опять подул сильный ветерок и из леса нас уносит и уносит, вдруг начал стихать и где же мы приземлились? Чей - то огород. Что же делают люди осенью в огороде? (Осенью собирают урожай овощей и фруктов, заготавливают их на зиму. Земледельцы вспахивают поля, вносят удобрения. Но осень не только пора сбора урожая. На вспаханные поля высевают семена ржи и пшеницы, в огородах сеют морковь, укроп и петрушку).
-Давайте и мы наберём в корзину овощей и фруктов, а повар нам приготовит из них вкусный салат и компот.
-Ребята, вам не кажется, что все приметы осени мы отыскали? Пора возвращаться из нашего путешествия в детский сад (дотрагиваюсь волшебной палочкой до каждого ребёнка, они кружатся и оказываются в детском саду).
-Какие приметы осени мы отыскали в парке, в лесу, в огороде? (Листва на деревьях и кустарниках меняет свой цвет и опадает – начинается листопад, исчезают насекомые, птицы собираются в стаи и улетают на юг, животные меняют шубки и делают запасы. В огородах собирают урожай фруктов и овощей).
-Вы хорошо запомнили приметы осени, а знаете ли вы, чего не бывает осенью?
4. Дидактическая игра «Найди ошибки»
-Дети загорают, купаются, носят лёгкую одежду.
-Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.
-Набухают почки, распускаются листья.
-Люди собирают урожай овощей и фруктов.
-Дикие животные не делают запасы корма.
-Молодцы, ребята, правильно нашли ошибки и определили, чего не бывает осенью.
-У каждого времени года есть три сына, что это за сыновья? (Месяцы).
-Как зовут сыновей Осени? (Сентябрь, октябрь, ноябрь).
-Почему сентябрь называют листопадник? (Потому что в сентябре начинается листопад).
-Октябрь называют «мокрохвост», «грязник» потому, что напоминает о частых дождях.
-Ноябрь – это подзимник, последний месяц осени перед зимой.
III.Заключительная часть
Итог. В каждом времени года можно найти свои неповторимые моменты, каждое из них по – своему прекрасно. Нельзя любить только лето, ведь без зимы не будет снега и Нового года, а без осени не смогут дозреть все овощи и фрукты, а деревья нарядиться в такие красочные и яркие одеяния.