Татьяна Липовская
Конспект занятия «Путешествие к Нептуну»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: познавательная деятельность
Интеграция образовательных областей: конструирование, речевое, экспериментальная, художественно – эстетическая;
Цели: Познакомить детей с обитателями морей и океанов. Вызвать желание узнать как можно больше информации о представителях животного мира нашей планеты. Воспитывать бережное отношение к природе.
Программное содержание:
1. Познакомить детей с названиями некоторых морей и океанов;
2. Расширять словарный запас детей;
4. Развивать умение вести беседу (высказываться самому и слушать своего товарища)
Дополнительный материал:
Публикация «Конспект занятия „Путешествие к Нептуну“» размещена в разделах
- В царстве Нептуна. Конспекты занятий
- День Нептуна. Сценарии летних развлечений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
• Презентация «Мир Подводного короля»
• Картон голубого цвета на каждого ребенка, пластилин, бросовый и природный материал для поделок;
• Морские звезды, раковины, кораллы, камушки, жемчужные бусы.
• Глобус;
• Для эксперимента: колба с водой, трубочка, кусочек пластилина, лупа.
• Песня Чунга-Чанга
Ход занятия:
В свободном доступе на столе перед детьми разместить морские звезды, раковины, кораллы, морской песок и камушки (создать имитацию морского дна).
Сюрпризный момент: у воспитателя звонит телефон. Это звонит Морской царь Нептун.
Воспитатель: Дети, сегодня нас в гости приглашает Нептун. Он хочет познакомить нас с жителями своего царства. Вы готовы отправиться в путешествие? (Ответы детей)
Психологический настрой:
Воспитатель: В путешествие нужно отправляться с хорошим настроением, давайте встанем в круг и настроимся на интересное путешествие.
Дети стоят в кругу с воспитателем.
Для начала встанем в круг
Сколько радости вокруг
Дружно за руки возьмитесь
И друг другу улыбнитесь
Вот теперь мы готовы к путешествию.
Воспитатель: скажите мне, пожалуйста, а на чем можно путешествовать на суше? По воздуху? По воде? (ответы детей)
Воспитатель: Путешествовать по суше можно на машине, автобусе, поезде. Можно перелетать на самолете из страны в страну. Но мы с вами собираемся в гости к Нептуну и поэтому мы отправимся в путешествие на подводной лодке.
Воспитатель: Давайте построим подводную лодку из больших строительных модулей. И отправимся в увлекательный круиз. У меня есть схема нашей подлодки. (Дети строят корабль. Нос корабля (треугольник, корма (небольших брусочки) Я приглашаю вас на палубу нашего корабля. Давайте помашем, тем кто нас будет ждать на суше. Садитесь на свои посадочные места, ноги сложите по турецки.
Воспитатель: Молодцы ребята! Теперь мы можем отправиться в путешествие. Дети рассаживаются на ковре
Основная часть.
Воспитатель: Давайте посмотрим на глобус (к стати, что такое глобус? Макет земного шара или планеты земля). Как вы думаете, почему он такой голубой? Правильно, потому что на нашей планете много рек, озер, морей и океанов. Скажите название каких морей и океанов вы знаете? (Ответы детей) : Каспийское море, Мертвое море, Черное море; Индийский, Тихий и Атлантический океаны.
Воспитатель: Подводный мир - это целая страна! Она увлекательна и очень красива. Так же как и на суше живут животные и птицы, растут деревья и кустарники, под водой живут рыбы, крабы, моллюски, растут рифы, кораллы и водоросли.
Воспитатель: Теперь, мы можем познакомиться с обитателями морских глубин, которых мы сегодня встретим. А вот и сам Нептун нас встречает. (1 слайд). Ребята, посмотрите внимательно, вы знаете кто это? (ответы детей) Правильно, это морская звезда! (2 слайд) Морские звезды живут 20 и более лет. Это хищники, которые питаются моллюсками, планктоном, морскими червями. У морских звезд есть особенность - регенерация, они способны отращивать потерянные лучи (руки).
Воспитатель: (3 слайд) Давайте познакомимся с этим необычным обитателем моря. Это морской конек. На самом деле, это рыба, а назвали их так за то, что их форма тела похожа на шахматного коня. Многочисленные длинные шипы и лентообразные кожистые выросты, расположенные на теле конька, делают его незаметным среди водорослей и недоступным для хищников. Размеры морских коньков составляют от 2 до 30 см, в зависимости от вида, к которому принадлежит конкретная особь.
Воспитатель: (4 слайд) А это, ребята, рыба-луна. Правда, она напоминает Луну, которую мы видим ночью? (ответы). Эта рыба, обычно, плавает в открытом море у самой поверхности, и ее плавник показывается из воды. Из-за этого, ее часто принимают за акулу, но рыба-луна совсем безобидна.
Воспитатель: Этого гостя вы узнаете без проблем, по множеству щупалец (5 слайд). Кто это? (Ответы детей) Правильно дети! Это осьминог. У него восемь щупалец. Живет осьминог на морском дне и может менять окраску, становясь незаметным. Во время опасности, он выбрасывает чернила и, таким образом, уходит от преследователя.
Воспитатель: Морская черепаха! (6 слайд) Черепахи живут не только на суше, но и в морях. Они являются долгожителями, то есть, они очень долго живут. Черепаха - очень ловкий пловец. Они питаются моллюсками и раками.
Воспитатель: А как вы думаете, какое животное является самым большим на нашей планете, как в воде, так и на суше? Даю подсказку - это житель морей и океанов (Ответы детей) Правильный ответ: синий кит (7 слайд). Детеныш синего кита рождается длинной восемь метров и весит до трех тонн. Ему, как и нам необходим кислород для дыхания, они не могут дышать разреженным кислородом, как другие рыбы. Питаются эти животные планктоном (8 слайд). Это микроскопические организмы, которых переносит течение. Они делятся на фитопланктон (состоит из водорослей) и зоопланктон (образован животными организмами). Планктон нельзя увидеть невооруженным глазом. Эти организмы не только являются пищей для морских животных, но и необходимы для восстановления кислорода.
Воспитатель: (9 слайд) Это, ребята, рыба-пила. Её невозможно ни с кем спутать. Отличительная черта - длинное и плоское рыло с маленькими зубами (как зубья пилы). Им рыба прочесывает песчаное дно в поисках мелкой добычи, иногда, он используется для защиты от врагов.
Воспитатель: (10 слайд) Вы узнали ребята кто это? (ответы детей) Конечно же, это морской еж. Ежи различаются по цветам и иглам. У одних они короткие и частые, а у других редкие и длинные. Во рту у них есть пять постоянно растущих зубов.
Воспитатель: (11 слайд) Этот подводный житель - краб. Отличительная черта крабов - специфический способ передвигаться боком. У них есть постоянная норка, куда они возвращаются после ночных вылазок за пищей: это говорит о том, что они хорошо ориентируются в пространстве.
Воспитатель: (12 слайд) Медуза! Медуза более чем на 90 % состоит из воды. Это хищные животные питаются рыбой. Медузы ядовитые. Длинна некоторых превышает рост взрослого человека.
Воспитатель: А сейчас давайте с вами причалим к берегу и отдохнем. Физкультминутка «Танец под музыку Чунга-Чанга». (дети выполняют произвольные танцевальные движения).
Воспитатель: Что бы вернуться на корабль нам нужно нырнуть в воду
Упражнение «Ныряльщики»
Цель. Учить детей делать вдох ртом, а выдох носом. Выработка дифференцированного дыхания.
Дети, разводя руки в стороны, делают вдох ртом. Обхватывая себя руками и приседая («опускаясь под воду», делают выдох носом.
Возвращаемся на палубу и продолжаем путешествие.
Воспитатель: Как я уже говорила, подводный мир похож на наш. Там тоже есть целые леса, которые создаются водорослями (слайд 13- водоросли, есть опасные «цветы»- актинии (слайд 14). Они ядовиты, но некоторые рыбы живут именно в них. Например, рыба-клоун (слайд 15). Под водой существуют целые «города»- рифы (слайд 16). Как видите, их мир такой же, как и наш.
Воспитатель: Все морские обитатели живые существа, а значит они не только двигаются, но и дышат.
- Чем дышат люди? (воздухом)
- Чем же могут дышать морские обитатели, давайте предположим. Как все живые существа – воздухом или может быть водой? (ответы детей)
Воспитатель: я хочу показать вам опыт. Дети встают вокруг стола.
Опыт «воздух в воде».
Взять стакан с водой. Один конец трубочки опустить в воду, а другой взять в рот и осторожно подуть. Что наблюдаете? Откуда пузырьки? Вы выдохнули воздух, он в воде виден в виде пузырьков. Опустить в емкость с водой кусочек пластилина.
- Посмотрим, что образовалось на кусочке пластилина? (не вынимая из воды) На кусочке пластилина налипли пузырьки воздуха. Какие они? (очень маленькие). Воспитатель берет лупу и показывает детям пузырьки. Можно потрогать пластилин кончиком трубочки, посмотреть, как пузырьки воздуха поднимаются вверх.
Вывод:
В воде есть воздух.
В любом водоеме есть воздух, им дышат морские обитатели. Откуда же он берется в воде? (из окружающей среды, насыщают воду кислородом растения, растущие на дне рек).
Оказывается морские обитатели, как все живые существа дышат воздухом, растворенным в воде.
Воспитатель: Мы должны не только не нарушать их жизнь, но и всячески заботится об их обитателях. Ребята, как вы думаете, как именно человек может позаботиться о жителях подводного мира? (ответы детей, при необходимости задать наводящие вопросы об экологии, загрязнение природы, браконьерстве и т. д.)
Воспитатель: Правильно ребята, мы должны помогать и защищать всех обитателей нашей планеты, так как именно мы (люди, человечество) в ответе за то, что многие из них находятся на грани вымирания.
Воспитатель: Сейчас, я бы хотела предложить вам подойти к «творческому столу» и немного пофантазировать. Посмотрите внимательно на скорлупки от орехов, как вы думаете, на что они похожи? (На панцирь морских черепашек) Перед вами находятся кусочек морского дна (картон песочного цвета, пластилин. Как можно скорлупку превратить в черепашку? Нужно прилепить голову, хвост и лапки-ласты.
Можете приступать. Каждый сделает свою поделку, а потом мы все вместе заселим наше подводное царство.
Заключительная часть.
Воспитатель: (после выполнения поделок) Какие замечательные работы у вас получились, по- моему, даже Нептуну они очень понравились.
Итак, ребята, расскажите, что вам особенно запомнилось и показалось интересным на сегодняшнем занятии? Понравилось ли оно вам? (ответы детей)
Воспитатель: Замечательно! Вы очень много запомнили и узнали. Конечно же, мы с вами познакомились лишь с несколькими представителями подводного мира, но главное, мы поняли, что должны заботливо и бережно относится к нашей планете, ведь она так прекрасна и так хрупка.