Токарева Татьяна
Конспект занятия к 9 Мая «Питомцы — наши защитники»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Питомцы- наши защитники.
Цель: воспитание у детей чувства уважения и благодарности за великий подвиг и формирование патриотической позиции.
Задачи:
1. Рассказать воспитанникам о роли животных на войне.
2. Расширить знания детей о тех животных, которые помогали солдатам в годы Великой Отечественной войны.
3. Познакомить детей с ролью животных в ВОВ, с военными «профессиями» животных и их заслугами.
4. Развить внимание, воображение, кругозор детей.
Публикация «Конспект занятия к 9 Мая „Питомцы — наши защитники“» размещена в разделах
- День Победы, 9 мая
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Домашние питомцы
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
5. Развить чувства гордости за победу русского народа в Великой Отечественной войне.
Оборудование: предметные картинки.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о Великой Отечественной войне, беседы о воинах, прослушивание музыкальных произведений о Великой Отечественной войне.
Целевая аудитория: дети средней группы ДОУ.
Действующие лица: ведущий, чтецы.
Использованная литература:
1. В мире животных. 1999. №5.
2. Зоомир. 2003. №5.
3. Книга памяти. Солдаты Победы 1041-1945гг, т. 8. Тула, 2008.
4. Фото для презентации из сети Интернет.
5. Коваль Ю. Алый / Ю. Коваль. – М. : Детская литература, 1982. – 32 с. : ил.
6. Твой друг: сборник / Сост. Б. С. Рябинин. – М. : ДОСААФ, 1986. – 303 с. : ил.
7.www.viki.rdf.ru – Детские электронные книги и презентации.
Ход занятия:
Воспитатель:
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас очень интересное и познавательное занятие. Улыбнитесь друг другу и подарите мне свои улыбки. Ведь, улыбка располагает к приятному общению. Мне сегодня хочется всем вам подарить солнышко. Пусть оно согреет вас своим теплом и настроит вас на плодотворную работу. Давайте будем передавать это солнышко со словами: «Я дарю тебе это солнышко и желаю…»
-Давайте все вместе проговорим приветствие и настроимся на работу.
Психологический настрой:
Артикуляционная пауза:
Глаза смотрят и видят.
Уши слушают и слышат.
Сначала думаю, а потом говорю.
Помню, что в группе я не один.
Умею слушать мнения других.
- Ребята, скажите, пожалуйста, какую памятную годовщину будет отмечать вся наша страна в этом году 9 мая?
Дети отвечают на вопрос.
- Да, в этом году мы будем отмечать 77-ю годовщину победы в Великой Отечественной войне!
-Кто скажет, в каком году началась ВОВ?
-А в каком году закончилась ВОВ?
-Сколько лет продолжалась ВОВ?
Дети отвечают на вопросы.
-Ребята, цена Победы оказалась очень велика. Миллионы семей лишились близких, любимых людей… Разбитые судьбы…Но как бы то ни было, это свершилось, наша страна смогла победить в этой войне.
Воспитатель:
Мы родились уже после войны и, к счастью не узнали её ужасов, но глубоко гордимся тем, что наш народ сумел выстоять в жестокой битве с фашизмом.
В этот день мы вспоминаем погибших и живых, воинов и мирных жителей – всех, благодаря кому была завоевана победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Воспитатель:
Победа далась нелегко, использовались все возможные способы. В тяжелые годы рядом с солдатами на фронте воевали и те, кого мы называем нашими меньшими братьями : звери и птицы. Сегодня мы будем говорить именно о них. Тема нашего занятия «Питомцы- наши защитники».
А вот о каких, именно, вы узнаете, отгадав загадки:
1. Машет радостно хвостом,
Когда идёт хозяин в дом.
У неё удел таков -
Дом хранить от чужаков. (Собака)
2. Мне побегать бы по полю:
Я люблю простор и волю.
Не нужна мне колбаса!
Дайте сена и овса. (Лошадь)
3. Он из леса вышел снова,
Не олень и не корова.
Повстречаться нам пришлось
Познакомьтесь это. (Лось)
4. Да, умею я летать,
Да, умею ворковать,
Но, поскольку, не задира,
Я еще и символ мира! (Голубь)
- Молодцы, ребята. Так, о каких же животных и птицах мы с вами будем сегодня говорить?
Дети перечисляют животных.
Воспитатель:
-Им не давали орденов, они не получали званий. Они совершали подвиги, не зная этого. Они просто делали то, чему их научили люди – и гибли, как и люди. Но, погибая, они спасали тысячи человеческих жизней. О многих интересных случаях, когда животные и птицы помогали людям, вы сегодня услышите.
Самыми верными помощниками солдат в годы Великой отечественной войны были, конечно, СОБАКИ.
Немногие из нас знают о четвероногих героях, спасших сотни тысяч человеческих жизней. Однако, они тоже сражались за Победу. Подрывали вражеские танки, ходили в разведку, обнаруживали лазутчиков, были связистами, санитарами, разыскивали фугасы и мины. Собаки взрывали мосты, железнодорожные составы.
Чтец 1:
У нас уважают собаку недаром:
Собака на фронте была санитаром.
Чтец 2:
Связистом, сапёром. Порою собаки
На танки бросались во время атаки.
Чтец 3:
Да, на войне получалось и так,
Что «тигры», «пантеры» боялись собак.
Воспитатель:
-Ребята, во Время Великой Отечественной войны на фронте служило 60 000 собак.
Самой известной собакой-сапёром является пес Джульбарс, который сумел обнаружить много мин и снарядов. Он был обычной дворнягой, но благодаря прирожденному чутью и специальным тренировкам способный пес вскоре стал настоящим асом минно-розыскной служб.
21 марта 1945 года за успешное выполнение боевого задания Джульбарс был награжден медалью «За боевые заслуги». Это единственный случай за время войны, когда собака удостоилась боевой награды.
В конце войны Джульбарс был ранен и не смог самостоятельно участвовать в Параде Победы в Москве 24 июня 1945 года. Верховный главнокомандующий приказал нести этого пса по Красной площади на своем кителе. И в день Великого Парада вслед за «коробкой» солдат у ноги каждого из них шла собака- миноискатель, шел командир 37-го отдельного батальона разминирования майор Александр Мазовер, неся Джульбарса с забинтованными лапами и гордо вскинутой мордой на кителе генералиссимуса.
Воспитатель:
Я хочу рассказать вам о собаке Дине. Дина — это первая собака-диверсант в Красной армии. 19 августа 1943 года на железнодорожной линии Полоцк овчарка Дина пустила под откос вражеский эшелон. Ею на расстоянии управлял солдат дрессировщик Филатов. Дина сбросила на рельсы взрывчатку и по следу догнала своего вожатого. С её помощью было уничтожено 10 вагонов с живой силой противника. С нашей стороны потерь не было. А в конце войны Дина ещё дважды отличалась при разминировании города Полоцка, где в одном из случаев нашла в кроватном матрасе в немецком госпитале мину-сюрпризов.
Чтец 4:
Восточноевропейская овчарка Аста, нёсшая донесение, от которого зависела судьба полка, была смертельно ранена. Но, истекая кровью, она сумела всё-таки доползти до своих и доставить донесение. В период разгрома немцев под Москвой пущенные в атаку танки противника были обращены в бегство собаками истребительного батальона. Противник боялся противотанковых собак и специально за ними охотился.
Использовались собаки и для поиска диверсионных групп противника, особенно для поиска вражеских снайперов-“кукушек”.
Чтец 5:
Вытащить с поля боя раненого задача почти непростой. Молодые медсестры под огнем противника должны были найти раненого, оказать ему помощь и на себе вытащить с поля боя, да еще и его оружие. Скорость передвижения с раненым минимальна. И здесь на помощь пришли собаки санитары. Из них формировали санитарные упряжки. На них под огнем противника с поля боя вывозили тяжело раненных, а обратными рейсами эти собаки подвозили в подразделения переднего края боеприпасы, медикаменты, снаряжение.
Воспитатель:
Ребята, во время Великой Отечественной войны собаки вытащили с поля боя около 700 тысяч раненых (стоит отметить, что санитару за 80 человек, вынесенных с поля боя, присваивали звание Героя Советского Союза, нашли миллионы мин и фугасов,
участвовали в разминировании крупных городов, в боевой обстановке доставили тысячи документов, проложили тысяч километров телефонного провода, уничтожили 300 вражеских танков.
-Итак, ребята, о каких собаках вы сейчас узнали?
-Как она помогала людям в годы ВОВ?
-Ребята, ещё о каких собаках вы сейчас услышали?
-А как она помогала людям?
Дети отвечают на вопросы воспитателя.
-Скажите, пожалуйста, а сейчас собаки помогают людям? Каким образом?
Дети отвечают на вопросы воспитателя.
Воспитатель:
Молодцы, ребята!
А сейчас мы поговорим с вами о благородных животных – О ЛОШАДЯХ.
Чтец 1:
И стучат по планете копыта
Там, где войн полыхает гроза.
Сколько бедных их было убито,
Человечьи их плачут глаза…
Чтец 2:
Лошади старались, как умели.
Вынесли героев из атак –
Чтоб герои в песнях прогремели,
Только не споют о лошадях….
Воспитатель:
Несмотря на то, что вторую мировую войну называли войной моторов, конница играла в ней немаловажную роль. Конница всегда идёт по кратчайшему пути, через овраги и болота, там, где не пройдет ни одна техника. Быстрые и неутомимые, целые партизанские соединения иногда проходили незамеченными в нескольких метрах от фашистов. Конь бежит с небольшой скоростью, но он может пройти там, где не пройдёт никакая техника – и сделает это незаметно.
В войну лошадей применяли и как транспортную силу, особенно в артиллерии. Упряжка в шесть лошадей тянула пушку, меняя огневые позиции батареи. Лошадей использовали для переброски боеприпасов, и перевозки раненых. Много лошадей пало на полях сражений. Лошадь не могла спрятаться в траншеи или укрыться в блиндаже от пуль и осколков снарядов.
-И так, ребята, о каких благородных животных вы сейчас узнали?
А как же они помогали нашим солдатам?
-А сколько в упряжке должно было быть лошадей, чтобы тянуть пушку?
-Ребята, опишите мне, пожалуйста, этих животных. Какие они?
Дети отвечают на вопросы
Воспитатель:
Молодцы, ребята, а теперь давайте немного отдохнём
(физкультминутка)
-Если я назову животных, которые участвовали в ВОВ, то вы хлопаете, если эти животные не участвовали в войне, то нужно потопать.
-Бегемот
-Жираф
-Собака
-Носорог
-Дельфин
-Крокодил
-Кошка
-Курица
-Медведь
-Страус
-Лошадь
-Голубь
-Гиппопотам
-Верблюд
-Сорока
-Лось
Воспитатель:
Ребята, с первых дней войны началось формирование партизанского движения. Применение лошадей, для того чтобы незаметно перевезти боевую технику или людей на большие расстояния, зачастую приводило к расшифровке расположение партизанского лагеря: отпечатки подков лошадей были хорошо заметны в лесу.
Тогда и появилась идея использовать для этой цели ЛОСЕЙ.
Воспитатель:
Следы лося не вызывали подозрений. Лось может питаться тонкими ветками деревьев, а лосиное молоко обладает целебными свойствами. Определённый опыт в этом направлении уже был. Первая попытки одомашнивания лосей в СССР были предприняты ещё в 1930 году. Для подготовки лосей была создана специальная группа. Лосей объезжали и приучали к выстрелам. Лоси показали себя сильными, неприхотливыми и совершенно бесстрашными животными. Даже слишком бесстрашными: если лошади, услышав гул самолетов, пытались убежать в укрытие, то лоси стояли как вкопанные.
Около двадцати лосей были направлены в разведотделы армии. Известны случаи успешных рейдов наших разведчиков на лосях в тыл противника.
Воспитатель:
-Итак, ребята, чем же были полезны эти животные на ВОВ?
-Ребята, а для чего лосей приучали к выстрелам?
-А как вы думаете, в какой-то момент лось стал выгодней лошади или нет?
( Дети: Лось был во многом выгодней лошади: его следы не привлекали внимания противника, а с кормом в лесу для лося проблем не было. Ещё можно было пить лосиное молоко.)
-Молодцы!
Воспитатель:
Следующая страничка нашего занятия будет посвящена птицам. ГОЛУБИ.
Воспитатель:
Как не странно, символ мира может оказаться эффективным средством войны. Голубиная почта существовала ещё со времён глубокой древности, но с приходом радио казалось, что её век окончен. Но первые бои Великой Отечественной войне показали, что проводная связь действовала только на расстоянии- 3 км, радио – 5 км. Зачастую техника выходила из строя. Тогда и начали вновь использовать голубиную почту. В этом плане показательным является сражение при форсировании реки Великая в 1944 г. Наши войска захватили плацдарм и оторвались от основных частей более, чем на 25 км. Связи на таком расстоянии не было и быть не могло. И тогда были применены голуби. Они ежечасно приносили сведения с немецких позиций. Применялись голуби и для уничтожения объектов противника.
-Как эта птица помогла в годы ВОВ?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель:
- Вот таким образом, наши четвероногие друзья внесли свою частичку в общую Победу! Они совершали героические поступки, смело шли вперед!
Людям – героям в память об их подвиге ставят памятники.
-А как же братья наши меньшие?
- Как вы думаете, они достойны того, чтобы и их героизму был воздвигнут памятник?
-А вы видели такие памятники?
Дети отвечают на вопросы.
Воспитатель:
-Военным животным у нас в России и в других странах установлены памятники. В Колтушах (ныне с. Павлово) под Санкт-Петербургом стоит памятник нашим верным фронтовым помощникам - военным собакам. Это право они заслужили своей кровью и спасенными жизнями людей.
Чтец 1:
И собачья честь
Не замарана подлым предательством!
Жалким трусом из псов
Не отметил себя ни один!
Чтец 2:
И когда в майский день
На могилы приходим святые.
И святое храня
Мы минуту молчанья стоим.
Чтец 3:
То пускай эта дань
И огонь, и цветы полевые
Будут памятью светлой
Будут скромной наградой и им!
Воспитатель:
На Поклонной горе по установлен памятник лошадям–участникам Великой Отечественной войны. Бесспорно, они это заслужили по праву. Трудно представить нашу победу без этих красивых и благородных животных.
Памятник посвящен шестидесяти видам животных. Это памятник миллионам животным-героям войн, проявившим храбрость под огнем и своей преданной службой приблизившим победу.
В Лондоне был открыт мемориал животным, которые тем или иным образом принимали участие в военных действиях на стороне британцев: лошадям, мулам, слонам, ослам, голубям, верблюдам, собакам, а также рогатому скоту, кошкам и даже канарейкам.
Эти животные изображены на барельефе, являющемся частью мемориала. Кроме того, на барельефе есть светлячки, оказавшие большую помощь военным во время Первой мировой войны: их свет позволял читать карты в окопах. В мемориал также входят бронзовые изображения собаки, лошади и двух мулов, нагруженных боеприпасами.
Надпись на барельефе гласит: «Посвящается всем животным, которые служили и погибли в рядах британских и союзных сил. У них не было другого выбора».
Животные проявляют свою мужество и стойкость не только в военные годы, но и мирной жизни.
Воспитатель:
-Итак, сегодня мы с вами говорили о некоторых животных, которые помогли людям победить в тяжелые военные годы. Какие это животные?
- Чем они занимались?
-А как вы думаете, смогли бы люди победить в этой войне без помощи животных?
-Как вы считаете, мы должны заботиться о наших маленьких друзьях?
Дети отвечают на вопросы.
-Я с вами полностью согласна, мы должны любить и заботиться о наших питомцах, без которых мы бы просто не смогли бы победить в этой битве.
Воспитатель:
- Ребята, прошло уже 77 лет с того дня, как закончилась Великая Отечественная война. Многое изменилось с тех пор, но мы с вами должны навсегда оставить в своей памяти подвиг, который совершил народ, ради женщин и детей, ради внуков и правнуков, то есть ради нас с вами, ради мира на земле. Мы должны помнить тех, кто погиб, дав нам возможность видеть чистое небо над головой. Но нужно вспоминать и добрых друзей человека, помогавших ему на трудном пути к победе. Ребята, давайте ценить мир!
Чтец 4:
Мир- это лучшее слово на свете,
Взрослые к миру стремятся и дети,
Птицы, деревья, цветы на планете.
Мир – это главное слово на свете.
Чтец 5:
Любить этот мир, любить его свет…
За то, что в нём есть, за то, чего нет.
Любить просто так, за то, что живёшь.
За то, что берёшь и что отдаёшь.
Чтец 6:
Любить за свободу и за красоту.
Его совершенство, его простоту.
Любить в ожидании нового дня,
Который в ответ тоже любит тебя!
Рефлексия
Воспитатель:
- Ребята, сейчас каждый из вас подумает о своей роли на нашем занятии…
Вы заметили, что наше солнышко без лучей, если вам наше занятие понравилось, прикрепите к солнышку желтые лучики, а если вам на занятии не хватило чего-то или что-то было не понятно, то прикрепите красные лучики.
- Я вижу, что занятие вам понравилось, меня это очень радует.
- Вы большие умницы! Вы были внимательны и активны на занятии! Всем спасибо за участие!