Новикова Татьяна
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Поможем Буратино»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте
«Поможем Буратино»
Цель: закреплять знания, умения и навыки детей по разделу «обучение грамоте»; создать радостное эмоциональное настроение от совместной командной деятельности; поддерживать интерес к обучению в школе, желание учиться.
Публикация «Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе „Поможем Буратино“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- «Буратино»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2024
Задачи:
Образовательные:
Обобщить и закрепить знания о звуках. Продолжать учить различать гласные и согласные звуки.
Совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове, определять его место в слове.
Продолжать учить детей разгадывать ребусы, совершенствовать умение читать зашифрованные слова по первым звукам картинок
- Упражнять в умении проводить звуковой и звукобуквенный анализ слов, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (согласные и гласные, согласные твёрдые и мягкие, делить слова на слоги.
Развивающие:
Развивать фонематическое восприятие.
Развивать память и внимание.
Развивать словесно-логическое мышление у детей,
Развивать и укреплять мелкие мышцы рук.
Развивать самостоятельность, инициативу
Воспитательные:
Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества, аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.
Воспитывать любовь к родному языку.
Методы и приемы:
Наглядность, вопросы, дидактические игры, самостоятельная деятельность, ответы детей, сюрпризный момент, загадки, физкультминутки.
Материалы: письмо от Буратино; карточки с предметными картинками на каждого; лепестки ромашки со словами, начинающимися на гласный, твёрдый и мягкий согласные звуки; предметные картинки; буквы; фишки красного, зеленого, синего и черного цвета для звукового анализа слов; счетные палочки на каждого; домики с разным количеством окошек (один домик на двух детей); схемы предложений; конверты со словами (один конверт на двух детей); волшебная музыка.
Ход ЗАНЯТИЯ
Организационный момент
В круг широкий, вижу я
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А потом пойдем налево.
В центре круга соберемся
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем
Меня слушать все начнем.
Сюрпризный момент
- Ребята, к нам в садик пришло письмо. Хотите узнать от кого оно? Тогда отгадайте загадку:
Загадка.
Деревянного мальчишку,
Шалуна и хвастунишку
Знают все без исключений.
Он любитель приключений.
Легкомысленным бывает,
Но в беде не унывает.
И синьора Карабаса
Обхитрить сумел не раз он.
Артемон, Пьеро, Мальвина
Неразлучны с … (Буратино)
Письмо.
«Мои дорогие друзья! У меня случилась беда. Я потерял золотой ключик и прошу вас помочь найти его. Для этого надо выполнить все задания, которые приготовили герои сказки «Приключения Буратино». Я очень надеюсь, что вы справитесь со всеми заданиями и найдете золотой ключик. Спасибо, друзья!
Р. S. за каждое правильно выполненное задание вы будете получать букву-подсказку.
Ваш друг Буратино.»
- Ну что, ребята, постараемся помочь Буратино и выполнить все задания? (Да). А заодно и нашим гостям покажем, чему мы научились, и узнаем, чему еще стоит поучиться до начала учебы в школе.
- Ребята, вы готовы? (да)
Игра «Собери портфель»
-Мальвина назвала Буратино вещи, которые он должен взять с собой в школу, но Буратино забыл. Помнит только, что в названии этих предметов есть звук [а] или [и] (тетрадь, ручка, карандаш, пенал, книга, альбом и т. д.) Давайте поможем Буратино собрать портфель. (Дети выполняют задание. Кто называет слово с заданным звуком, занимает свое место за столом, кто ошибается, пробует еще раз.)
Работа за столами с карточками
- Первое задание. «Составь слово по первым буквам названий»
- У вас на столах карточки с картинками. Составьте слово по первым буквам названий и выложите его из палочек. Какие слова получились?
-Молодцы! Первое задание мы выполнили, и за это мы получаем волшебную букву.
- Следующее задание. Отгадайте, от кого оно.
Кто за дверью жил сто лет
И картины знал секрет…
Этот мудрый старичок
Говорящий был… (Сверчок)
Игра «Ох уж эти звуки»
-Из чего состоят слова, когда мы их произносим? Чем отличается буква от звука?
(Букву мы видим, пишем и читаем, а звук мы слышим и произносим)
- Какие бывают звуки? (гласные и согласные, твердые и мягкие)
(Гласные произносятся свободно, согласные — с преградой (зубы, губы, язык).
- Давайте с вами вспомним все гласные звуки и сделаем гимнастику для наших губок. А-О-У-Ы-И-Э-Е.
- Как мы обозначаем звуки? (гласные – красным, согласные мягкие – зеленым цветом, согласные твердые – синим цветом.)
Дидактическая игра «Не ошибись!»
Воспитатель называет слова, дети выделяют начальный звук и показывают соответствующую карточку.
Слова: клен, ива, антенна, молоко, оса, картофель, жук, люстра, арбуз, указка, игла, хвост, весы, чай, ужин, экскаватор, кисель, мед.
-Молодцы!
Мудрый сверчок приготовил для вас игру «Ромашка». Вы будете по очереди выходить к доске и прикреплять свой лепесток так, чтобы получилась ромашка. Только одно условие: первая ромашка с серединкой красного цвета, ей понадобятся лепестки, на которых нарисованы предметы, названия которых начинаются на гласный звук. Вторая ромашка с серединкой синего цвета. Какие ей нужно выбрать лепестки для своего цветка? (Лепестки, названия картинок у которых начинаются на твердый согласный звук). Ну а третья ромашка с серединой зеленого цвета, какие у нее лепестки? (Лепестки, названия картинок у которых начинаются на мягкий согласный звук) (Дети поочередно берут карточки, называют с какого звука мягкого или твердого начинается слово и выкладывают из них ромашку.)
- Задание мы выполнили, и за это мы получаем волшебную букву.
- А следующее задание для нас приготовила… Угадайте, кто?
Хулиганили в округе
Кот Базилио с подругой…
Притворялась доброй лиской
Хитрая лиса … (Алиска)
- Алиса хочет, чтобы вы помогли ей сделать звуковой анализ слова. А какого, догадаетесь сами, когда составите его по буквам.
- Я сейчас буду называть последовательно звуки, а вы выставлять букву. Первый звук [Л]. Ваня, иди к доске и поставь букву. Второй звук [И]. Ярослава, поставь вторую букву. Третий звук [С]. Анжелика, поставь букву. Четвертый звук [А]. Дима, поставь букву. А теперь мы посмотрим на доску. Что получилось? Давайте прочитаем. Это слово ЛИСА.
А кто такая лиса? Где она живет? (Это животное. Она живет в лесу).
Звуковой анализ слова ЛИСА
Ребята, давайте произнесем слово так, чтобы все хорошо услышали первый звук. Какой звук мы слышим? Звук [л’] – согласный или гласный звук? Если он согласный, он какой – твердый или мягкий? Фишкой какого цвета мы обозначаем согласный мягкий звук?
У доски и на местах дети обозначают звук [л’] зеленой фишкой. Второй ребенок определяет второй звук в слове ЛИСА. С указкой он читает слово, интонационно выделяя звук [и], называет его, отмечает что это гласный звук и обозначает красной фишкой. Одновременно дети работают за столами. Следующий ребенок определяет третий звук в слове ЛИСА. Он читает слово, интонационно выделяя звук [c], синхронно ведя указкой под схемой звукового состава слова, называя третий звук. И наконец вызывается ребенок для определения четвертого звука в слове. Он произносит его с интонационным выделением звука [a], читая слово с указкой и задерживая ее под четвертой клеточкой. Называет звук [а], отмечает что это звук гласный и обозначает ее красной фишкой. Одновременно идет работа за столами. Сколько слогов в слове ЛИСА?
Не забудьте поставить ударение в слове. На какой слог падает ударение в слове ЛИСА?
- Молодцы, и с этим заданием вы справились и получаете еще одну букву.
- Давайте немного отдохнем и опять выполнять задания начнем.
- Физкультминутка «Лиса».
Утром лисонька проснулась,
Лапкой вправо потянулась,
Лапкой влево потянулась,
Солнцу нежно улыбнулась
В кулачок все пальцы сжала,
Растирать все лапки стала –
Лапки, ножки и бока.
Вот какая красота!
( Все массажирующие движения выполняются от периферии к центру: от кисти к плечу, от ступни к бедру и т. д.).
А потом ладошкой
Пошлёпала немножко.
Ну, красавица – Лиса!
До чего же хороша!
(Красуясь, выполнять полуобороты корпуса вправо-влево, поставив руки на пояс и выпрямив спину).
- А это задание от черепахи Тортиллы.
Загадка про слово.
Оно может быть ласковым, может быть грубым.
Оно может быть тихим, оно может быть громким.
Оно может обидеть, может рассмешить.
Его можно сказать, а можно взять и написать.
Но для этого надо буквы знать. Что это? (Слово).
- Как называется часть слова? (Слог)
Игра «Посчитаем слоги»
- Я сейчас буду показывать вам картинку, на которой нарисован предмет. А вы прохлопайте столько раз, сколько слогов в названии этого предмета. Слово «ВАЗА». (Дети выполняют).
- Сколько раз вы прохлопали? Почему? (Два, потому что в слове «ВАЗА» два слога).
Следующая картинка. Слово «КАРТИНА». А теперь протопайте столько раз, сколько слогов в названии этого предмета. Игра проводится 5 раз. (Каждый раз меняется движение, которое должны выполнить дети).
- И это задание мы выполнили. (Получаем волшебную букву).
И вот вам еще одно задание.
Игра «Домики».
Перед детьми лежат домики с разным количеством окошек (от одного до четырех) и картинки, слова-названия которых содержат соответственно разное количество слогов. Необходимо картинки разложить по домикам, соотнося количество слогов в словах с количеством окошек в домиках. (Работа в парах)
- И с этим заданием вы справились. Молодцы! (Получаем волшебную букву).
- А впереди у нас еще одно задание.
- Ребята, а какое сейчас время года? (Весна).
- Надо о весне нам рассказать.
Предложение будем с вами составлять.
Дидактическое упражнение «Составь предложение»
- Ребята, обратите внимание на доску? Что это? (___ ___.) Это схема предложения. У предложения есть границы. Предложение начинается с большой буквы и заканчивается точкой. Скажите, что означает каждая полоска на схеме? – Это слово. Слова в предложении пишутся раздельно.
- Придумайте предложения к этой схеме. А так как сейчас на улице весна, пусть оно будет тематическим, о весне. (Предложения детей).
- Пришла весна. Сколько слов в этом предложении? (В предложении два слова. Первое слово «пришла», второе слово «весна».)
- Давайте изменим предложение и сделаем его восклицательным. (Пришла весна)
- А если в конце этого предложения будет стоять знак вопроса, как оно будет звучать?
- А теперь давайте составим предложение по этой схеме:
___ ___ ___ .
(Выбирается одно предложение из предложенных детьми и разбирается аналогично первому предложению).
Игра «Веселое предложение».
- У вас конвертах лежат карточки со словами. Все слова перепутались. Составьте предложение из этих слов. Какое предложение получилось? (Работа в парах).
Упражнение «Исправь предложение»
- Буратино решил насмешить вас и придумал такие предложения. Послушайте их. Найдите и исправьте ошибки.
В розах растут сады.
Мусор убирает Рому.
Арбуз купил Артёма.
Куры кормят Марусю.
Рыба поймала рыбака.
Красный шарф надел Егор.
Торт подарил Раю на день рождения.
В помидорах и огурцах растут огороды.
За выполненное задание дети получают еще одну БУКВУ.
ИТОГ ЗАНЯТИЯ
- Ребята, вот мы и выполнили все задания. Давайте теперь соберем все буквы вместе и сложим из них слово. Какое слово получилось? (КЛЮЧИК). (Переворачиваем буквы, появляется картинка с ключиком). Молодцы, ребята. Помогли Буратино найти золотой ключик.
- Кто вспомнит, какие задания мы выполняли, чтобы помочь Буратино? Какое задание вам понравилось больше всего? А были задания, которые вызвали у вас затруднения?
Спасибо, ребята, что Вы сегодня смогли помочь Буратино.