Анна Куликова
Конспект занятия: «Покормите птиц зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД : «Покормите птиц зимой - познавательное занятие с элементами ручного труда для старшей группы».
Образовательная область: Познавательное развитие (ФКЦМ) и коммуникация.
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Возраст детей: 5-6 лет.
Формы организации: группа.
Публикация «Конспект занятия: „Покормите птиц зимой“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Задачи: Образовательные: Дать детям представление о птицах (внешний вид, среда обитания, их разнообразии. Учить делить на перелетных и зимующих на основе связи между характером корма и способом его добывания. Закрепить представление о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь птиц.
Способствовать умению классифицировать птиц (перелетных и зимующих) с использованием модели (солнце и снежинка). Знакомство с кочующими зимующими птицами – клест и свиристель.
Формировать у детей обобщенные способы действия, умение самостоятельно находить ответы на вопросы воспитателя о птицах, умение применять приобретенные знания в ответах на вопросы о питании зимующих птиц, формировать экологическую культуру.
Учить детей делать поделки из бросового материала. Приучать детей ответственно относится к серьезному и нужному делу – изготовление кормушек. Закрепить технические навыки при работе с ножницами.
Развивающие: Продолжать развивать речь как средства общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.
Развивать умение выявлять причинно – следственные связи: изменилась погода, не стало пищи – птицы улетают в теплые края, а те, кто остаются – приспосабливаются.
Развивать у детей мелкую моторику рук, при помощи круп и семян (т. к. развитие мелкой моторики напрямую влияет на развитие речи и мышления ребенка); развивать творческое воображение, художественный вкус, аккуратность.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе, желание заботится о птицах в зимнее время.
Воспитывать у детей добрые чувства. Приучать их заботится о птицах, испытывать радость от своего труда.
Методы и приемы: Словесный, игровой, наглядный, практический, загадывание загадок, беседы, вопросы.
Словарь новых слов: насекомоядные, зерноядные, клест, свиристель, кочующие.
Оборудование и материалы: ноутбук; проектор; презентации «Перелетные и зимующие птицы», «Виды кормушек», «Птичья зарядка» - (физминутка); модель для дидактической игры – солнце и снежинка из бумаги; картон, клей, ножницы, веревочки, коробки от сока, пластиковые бутылки, мешки – сетки от картофеля, различные семена (семечки, овес, пшено, сухофрукты, проволока – по количеству детей.
Ход НОД:
Организационный момент: воспитатель стоит у окна и смотрит в него на улицу с очень озабоченным видом. Один из детей обязательно заинтересуется, чем занят воспитатель.
Ребенок: Анна Викторовна, а что вы делаете?
Воспитатель: смотрю в окно и ищу птиц, но не нахожу ни одной, как ты думаешь, почему?
Ребенок: потому, что на улице стало холодно и все птицы улетели в теплые края.
Воспитатель: и даже воробьи, голуби, сороки?
Ребенок: да.
Воспитатель для того чтобы привлечь к занятию всю группу обращается к остальным детям с вопросом.
Воспитатель: ребята, скажите, а все ли птицы осенью улетают в теплые края?
Дети: не все, остаются воробьи, голуби, сороки, вороны.
Воспитатель: а почему они остаются?
Дети: потому что они зимующие, они могут найти себе корм.
Воспитатель: да ребята, эти птицы питаются зерном и называют их зерноядные. Повторите это слово.
Дети: зерноядные.
Воспитатель: назовите птиц, которые улетают и почему они покидают нас?
Дети: ласточка, стриж, гуси, журавли. Улетают они, потому что замерзает вода и прячутся все насекомые.
Воспитатель: ребята, они питаются насекомыми и водными обитателями, и называют этих птиц насекомоядные. Повторите за мной.
Дети: насекомоядные.
Воспитатель: а кто назовет птиц, которые прилетают к нам зимовать?
Дети: снегирь, синица.
Воспитатель: а еще к нам прилетают клест и свиристель. Таких птиц называют кочующие, потому что они перелетают с одного места на другое.
Давайте вместе посмотрим на улицу (смотрят в окно, как вы думаете, почему нет на нашем участке зимующих и кочующих птиц?
Дети: потому что нет корма, насекомых, травки, зернышек.
Воспитатель: а как мы можем с вами исправить эту проблему?
Дети: мы можем повесить кормушки и насыпать в них корм.
Воспитатель: да, ребята, можно повесить кормушки. А хотите узнать какой корм любят птицы?
Дети: да.
Воспитатель: тогда давайте посмотрим презентацию «Перелетные и зимующие птицы».
Беседа по содержанию презентации.
Воспитатель: Прилет птиц идет по строгим правилам: первыми возвращаются те, которые улетели последними осенью, последними – те, что улетели первыми. Первые вестники весны – грачи. За ними прилетают скворцы, зяблики.
Перелётные птицы совершают регулярные сезонные перемещения между местами гнездовий и местами зимовок. Переселения могут совершаться как на близкие, так и на дальние расстояния.
Грач — перья у грача чёрные, с фиолетовым отливом. У взрослых птиц основание клюва лысое. Грачи питаются червями и личинками насекомых, которых они находят, копаясь в земле своим крепким клювом.
Ласточка - городская ласточка - мелкая птица. Питается летающими насекомыми, которых ловит в воздухе.
Журавли — живущие на мелководье птицы. Обитают в заболоченных либо медленно текущих водоёмах. Они неподвижно стоят в воде и всматриваются в воду, выискивая добычу.
Скворец - певчая птица. У скворца чёрное оперение с металлическим блеском иногда с фиолетовым, зеленоватым или синеватым оттенком. В зимнее время на теле появляются многочисленные белые крапинки.
Воспитатель: назовите птицу, которая прилетает раньше всех.
Дети: грач.
Воспитатель: зимующие птицы – те, которые зимой не улетают на юг. Эту группу составляют все оседлые птицы и птицы, перекочевавшие в данную местность на зимовку. Зимуют в нашем крае не все птицы, а только приспособленные к выживанию в суровых погодных условиях.
Воробьи – очень прожорливые птички. Питаются в основном растительной пищей, лишь весной частично насекомыми, которыми также вскармливают птенцов. Зимой любят лакомиться семечками подсолнечника.
Снегири – спокойные птицы, они неторопливы, не суетливы, держат себя с достоинством. Как бы ни был голоден снегирь, но лучшую гроздь рябины он всегда уступит своей подружке. Снегири зерноядные птицы.
Зимой насекомые прячутся, и синичкам приходится плохо. Ведь они, как другие птицы, не улетают в теплые края, а зимуют рядом с нами. Зимой они прилетают к нашим домам за помощью: трудно, голодно в лесу в это время. Покормите птичек, если увидите их возле дома. Они будут клевать все, что вы дадите: зерно, крупу, крошки хлеба, кусочки мяса и сала.
Ворона – хитрая, ловкая и находчивая птица. Она хорошо приспособилась жить с человеком, прекрасно изучила его привычки и характер. Рядом с человеком всегда есть чем поживиться, ведь вороны – птицы всеядные.
Мы привыкли к голубям и почти не обращаем на них внимания, так как они всегда находятся рядом с человеком. Питаются хлебными крошками.
Клест - удивляет в клестах то, что птенцов они выводят зимой, в самые трескучие январские морозы. От холода птенцов спасает глубокое гнездо с толстыми стенами, утепленное ковром из пуха, перышек и волосков. Ребята, а вы знаете, что название птицы клест произошло от старого русского слова «клестить», что значит «сжимать, сдавливать, стискивать». Клюв у этой птицы загнут крест-накрест, он как будто сжат, сдавлен. (от слова «клестить» произошло и слово «клещи», их передняя часть тоже сжата, сдавлена). Питается клест семенами из шишек.
Свиристель - это крупная, очень красивая птица с задорным пушистым хохолком на голове и черным пятнышком на горле. Её нежнейшее оперение имеет дымчато-розовую окраску, а темный хвостик заканчивается широкой желтой полоской. Названа она так потому, что слово «свиристеть» на старорусском языке означает "громко кричать, свистеть". Песня свиристеля — нежная журчащая трель «сви-ри-ри-ри-ри», похожая на звучание свирели. Летом эти птицы питаются насекомыми, которых нередко ловят на лету, личинками, различными ягодами и молодыми побегами растений. Осенью и зимой главная пища свиристелей - ягоды рябины, а также плоды шиповника, барбариса. Зимой свиристели кочуют стайками в поисках корма и зачастую полностью снимают урожай с этих кустарников.
Воспитатель: скажите ребята, какой корм мы можем насыпать в кормушки для наших птиц?
Дети: сало, овес, семечки, ягоды шиповника, хлебные крошки.
Физминутка «Птичья зарядка».
Дети выполняют движения по презентации.
Воспитатель: а теперь давайте проверим, как вы запомнили перелетных и зимующих птиц.
Перед детьми на столе лежат вырезанные из бумаги снежинка и солнышко, изображения птиц.
Игра «Перелетные и зимующие птицы».
Воспитатель: ребята, вам нужно разложить зимующих птиц на снежинку, а перелетных на солнышко.
Воспитатель: ребята, помните, в начале занятия мы говорили о том, что можно повесить кормушки на участке и подкармливать птиц?
Дети: да.
Воспитатель: хотите сами изготовить кормушки из подручного материала?
Дети: да.
Воспитатель: давайте сначала посмотрим презентацию «Виды кормушек» и поговорим, как их можно сделать.
Дети: давайте.
Просмотр презентации и беседа по содержанию.
Воспитатель: самая простая кормушка для птиц (синиц) – из молочного пакета.
Можно соорудить для птиц вкусные гирлянды, для этого нужно нанизать на веревочку орешки, сухофрукты, баранки, сухарики.
Можно взять пустую пластиковую бутылку и быстро соорудить прозрачную кормушку.
Еще можно взять мешочек – сеточку от картофеля или лука, скатать шарик из разного вида зерна и меда, положить внутрь, повесить на веточку.
Также можно вырезать из картона круг или другую фигуру, намазать клеем ПВА, посыпать зернышками и привязать веревочку, повесить на веточку.
Воспитатель: посмотрите у меня на столе лежат картон, клей, ножницы, веревочки, коробки от сока, пластиковые бутылки, мешки – сетки от картофеля, различные семена (семечки, овес, пшено, сухофрукты, проволока. Подойдите и выберите то из чего вы будите делать свои кормушки, присаживайтесь за столы и начинайте работу, кому будет нужна помощь – зовите.
В конце занятия рассматриваем получившиеся кормушки.
Итог занятия.
Воспитатель: дети скажите мне, о чем было наше сегодняшнее занятие?
Дети: о перелетных и зимующих птицах.
Воспитатель: с какими птицами вы сегодня познакомились?
Дети: свиристель и клест.
Воспитатель: что еще узнали из занятия?
Дети: чем питаются птицы зимой.
Воспитатель: какую помощь вы оказали сегодня птицам?
Дети: сделали кормушки.
Воспитатель: ребята, когда пойдем на прогулку давайте развесим все наши кормушки по участку, порадуем птиц – наших гостей.
Дети: давайте.
Воспитатель: на этом наше занятие закончено, все молодцы.