Елена Петунина
Конспект интегрированного занятия «Покормите птиц зимой»
Цель: Формировать понятие «зимующие птицы», расширить представления о зимующих птицах.
Задачи:
1. Способствовать активизации словаря по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения, совершенствовать грамматический строй речи, обогащать пассивный словарь детей.
3. Формировать желание подкармливать птиц зимой, воспитывать у детей доброе, заботливое отношение к пернатым друзьям. Развивать желание общаться со взрослыми и сверстниками через познавательную деятельность
4. Продолжать закреплять умение наносить точки нетрадиционным методом – ватной палочкой, изображая зернышки.
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Покормите птиц зимой“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
5. Способствовать развитию мелкой моторики рук.
Виды деятельности:
коммуникативная, познавательная, продуктивная, игровая, трудовая.
Оборудование: картинки с изображением зимующих птиц, слайды, кормушки.
Раздаточный материал:
1. альбомного листа, на котором изображен воробышек.
2. Коричневая гуашь, разведенная водой.
3. Ватная палочка, салфетки.
Ход занятия:
(Звучит лирическая музыка, слайды с изображением зимнего леса, парков, садов)
Учитель: Наступила зима. Земля, вода и лес - все покрыто снегом, кажется, все кругом погрузилось в сон.
Замерли травы, кусты и деревья. Под снежным покрывалом затаились, застыли многие животные. Замерли, но не умерли.
Хорошо тому, у кого теплое, уютная берлога, норка или гнездо. Хорошо тому, у кого запасов полная кладовая. Поел, свернулся калачиком - спи крепко, смотри сладкие сны.
А птицы сильно страдают зимой от холода и голода. Ледяной ветер гуляет, носится между домами и деревьями, забирается и под тугие перышки. Не усидеть маленьким птичкам ни на земле, ни на ветке: все покрыто снегом, стынут лапки. Надо прыгать, летать, чтобы как-нибудь согреться. Ох, как трудно им приходится! Ищут они, где бы укрыться от холода, от страшного зимнего ветра.
Воспитатель читает стихотворение Е. Благининой «Морозы» :
Морозы жестокие в этом году.
Тревожно за яблоньку в нашем саду,
Тревожно за Жучку: в ее конуре
Такой же морозик, как на дворе.
Но больше всего беспокойно за птиц,
Ведь очень голодно в воздухе им.
Поможем ли мы беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить.
Не видно в лесу тропинок,
В тулупах кусты стоят.
Уснувших жуков и личинок
Укрыл под корой снегопад.
Лети же, пичуга, к людям
И прячься скорей за окном,
А мы кормить тебя будем
Крошками хлеба, пшеном.
В. : Ребята, сегодня разговор пойдет о птицах. Как называются птицы, которые не улетают в теплые края, а остаются рядом с нами?
Дети: Зимующие птицы.
В. : Есть и такие, которые прилетают к нам только зимовать - снегири, синицы.
(Воспитатель показывает слайды с изображением этих птиц после разгадывания загадок)
В: Отгадайте загадки, о каких зимующих птицах идет речь?
В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орел, а все же птица.
Ответ: Воробей
В. Существует сказка о том, почему воробья назвали «воробей».
Однажды зимой ворона нашла кусок хлеба. Только собралась его есть, как маленький голодный воробышек тихонько подкрался и схватил маленькую крошку хлеба. Ворона стала кричать: «Вор! Вор! Вора – бей! Вора – бей!» Получился воробей. Так и стали эту маленькую птичку называть воробьём. А он вовсе не вор, он очень хотел кушать, ему было трудно найти еду зимой.
(Демонстрация нескольких слайдов с изображением воробья)
СКОРО ЛЕТО, ВОРОБЕЙ!
Ах, мороз, ах, лиходей!
Бедных птичек пожалей!
В сером платье Воробей.
Видно, что не богатей,
Сроду нищий и ничей.
Липнет к людям как репей.
Не теряйся, воробей!
Бросят хлеб, хватай скорей.
Не грусти, будь веселей,
Скоро лето, Воробей!
В: Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.
Ответ: Синица
В. : Синичку так называют, потому, что она поё т песенку вот так: «си-си-си». И любит она кусочек сала съесть.
СИНИЦА В ДОМ СТУЧИТСЯ
Синица - мастерица
всё лето веселиться.
Охотница, певица,
в саду она - царица.
Увы, не может птица
зимою прокормиться.
Едва взойдёт зарница,
синица в дом стучится.
Малыш наш удивится:
- "Она здесь не жилица.
Зачем в окно стучится,
заглядывает в лица?"
- "Синичек вереница
летит сюда кормиться!
Насыпим мы для птицы
семян, зерна крупицы!"
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
Ответ: Снегири
Снегирей зовут так потому, что они прилетают к нам с первым снегом.
(В. Обращает внимание ребят на выставку рисунков выполненную ранее.)
Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка
И не козодой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой.
Ответ: Клест
В: Это большая, черная, хитрая, важная птица. Кто она?
Дети: ворона.
Длиннохвостая она,
Со спины черным-черна.
Брюхо белое да плечи.
Тарахтенье вместо речи.
Хоть кого увидит – вмиг
Подымает стрекот-крик.
Ответ: Сорока
1. «Черный жилет,
Красный бирет,
Нос как топор,
Хвост как упор».
2. Он по-рабочему одет –
(Удобно, просто, ловко.
На нем малиновый берет
И пестрая спецовка.)
Ответ: Дятел
Дети: Дятел.
Воспитатель: Что вы знаете об этой птице?
Дети: Дятел живет в лесу, лечит деревья, добывая из-под коры вредных жучков.
В. :В какой песне встречается птица дятел,и какой он дает рекомендательный совет главному герою.
«Раз морозною зимой» (на сосне весёлый дятел белке домик конопатил, и промолвил : «Ты, медведь, должен под ноги смотреть.»
В: Исполним эту песню, сопровождая движениями.
Артё м:
Стынут лапы на морозе
У сосны и ели.
Что за чудо –
На березе яблоки поспели!
Ваня.
Подойду поближе к ней,
И глазам не верится –
Стайка алых снегирей
Облепила деревце!
Рустам.
Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Е. В.
Все обозы прошли, все подводы,
Наступила пора непогоды.
Суетится она на заборе —
Горе ей, настоящее горе!
Ведь ни зернышка нет у вороны
И от холода нет обороны.
С. Есенин
(Звучат голоса птиц)
Учитель: хорошо известно: кто сыт, тому холод не страшен, поэтому мы должны помогать своим маленьким, слабым пернатым друзьям. Им много не надо. Кто даст зернышек, кто - сальца, кто - ягод, кто - хлебных крошек. А сколько их можно спасти от голодной смерти!
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на картину, что на ней изображено.
Дети: Кормушка.
Воспитатель: Как вы думаете, кто смастерил и повесил кормушку?
Дети: Люди.
Воспитатель: Зачем люди зимой устраивают кормушки для птиц?
Дети: Чтобы помогать птицам, зимой им очень тяжело. Поэтому люди подкармливают птиц.
Посмотрите на таблицу, вспомните, чем можно порадовать птичек зимой?
(Таблица, птицы - корм)
Сегодня я принесла вам корм, которым можно порадовать птиц зимой.
(Дети рассматривают на блюдце виды корма для птиц : семена подсолнечника, сало, крошки хлеба)
Практическая работа.
Ребята сейчас я каждому из вас раздам листочек.
Какая птица на нём изображена? (воробей, голубь)
Им сейчас холодно и голодно.
Что любит воробышек клевать? (зернышки, семечки)
Какого семена цвета? (коричневого)
Давайте нарисуем зернышки и так поможем ему прокормиться в холода.
Воспитатель предлагает детям взять ватную палочку, опустить в коричневую гуашь.
Наносим точки - «зернышки» на лист бумаги вокруг воробышка.
Давайте насыплем нашей птичке побольше зернышек.
Во время самостоятельного выполнения задания воспитатель проговаривает потешку.
Маленькие птички прилетели к нам.
Маленьким птичкам зернышек я дам.
Воспитатель по окончанию работы хвалит детей:
Молодцы, все дети справились - много зернышек насыпали птицам.
ПОКОРМИТЕ ПТИЦ
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Александр Яшин.
В: Построить простейшую кормушку можно из любого подручного материала. В дело можно пустить и пустые пластиковые бутылки или коробки, пакеты из под сока или молока. Но важно помнить несколько основных правил:
1. У кормушки обязательно должна быть крыша, иначе корм может быть засыпан снегом или залит дождем.
2. Отверстие в кормушке должно быть настолько широким, чтобы птица могла спокойно проникнуть внутрь кормушки и покинуть ее.
Демонстрация слайдов –разнообразие кормушек.
Существует много различных видов кормушек:
Кормушка-лоток. Эта кормушка самая простая. Она похожа на лоток.
Кормушка-столик. Эта кормушка отличается
тем, что лоток здесь прикрепляется к подставке (ножке).
Кормушки-домики.
Итог занятия
• Вспомните, о чем мы говорили на занятии?
• Каких птиц вы увидели?
• Как нужно помогать птицам в зимнее время?
Во время очередной прогулки на улицу мы вынесем кормушки, семена и накормим птиц. А ваши работы будут помещены на выставку.
В заключение нашего занятия мы исполним песню «Мы хотим, чтоб птицы пели».