Арсенова Валентина Андреевна
«Звук [Ш]». Конспект занятия по звуковой культуры речи в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить у детей правильное произношение звука ш, упражнять детей в образовании глаголов, с помощью приставок. Показать детям артикуляцию звука ш, учить четко произносить звук (изолированно, в слогах, в словах); различать слова со звуком ш
Задачи:
Обучающие: Упражнять детей в произношении звука ш, в слогах и словах; различать слова с этим звуком.
Развивающие: Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на заданный звук и содержащие в себе этот звук, развивать речевое внимание. Совершенствовать интонационную выразительность, развивать мелкую моторику. Развивать дикцию, внимание, память.
Воспитательные: воспитывать звуковую культуру речи; обогащать и активизировать словарь ребёнка; воспитывать культуру общения.
Тип: Игровое занятие
Методы и приемы: игровые задания; использование художественного слова - загадка, стихи, чистоговорки; вопросы; физкультминутка; поощрение.
Развивающая среда: предметные картинки, шарик воздушный.
Ход занятия.
Приветствие
Утром встали малыши, (руки поднимают)
В детский садик свой пришли (шагают на месте)
Гости здесь у нас с утра, (разводят в стороны).
Вам мы рады как всегда. (руки вперед вытянули)
Воспитатель: Поздоровайтесь, друзья!
Дети: - Здравствуйте!
Сегодня мы с вами познакомимся со звуком «Ш» и будем тренироваться в произношении звука Ш.
Но сначала поиграем с нашим язычком.
Игровое упражнение «Улыбка- Трубочка»
Тяним губки мы к ушкам,
Улыбаемся малышам.
А потом тяни вперед,
Как у слоника хоботок.
Воспитатель:
«Где у вас язычок живет?»
Дети:
В ротике.
Воспитатель:
Проснулся язычок утром, выглянул в окошко. (Высунуть язык).
Посмотрел наверх: светит солнышко (Поднять язык кверху).
Потом посмотрел вниз и решил поздороваться с ручками: (Опустить язык вниз, язычком влево, вправо).
Наш язычок поздоровался с зубками: (провести язычком сначала по верхним, затем по нижним зубам)
И зубки поздоровались с язычком. (Покусать язык зубками).
Послушайте внимательно и скажите, какие звук я выделяю: Шиш- ка, лягуш-ш-ш –ка, мышш-ка.
Дети:
Звук Ш.
А теперь давайте все вместе повторим звук «ш».
Дети:
Ш-ш-ш-ш.
Ребята, давайте вспомним, как у нас осенью на ветру шуршали листики. (Ш-Ш-Ш). Вот так и гуси шипят. «шииии». Шар воздушный сдулся вдруг. (Шарик надуть и сдуть). Какие вы молодцы ребята!
Ребята, отгадайте загадку про нашего гостя!
Кто за стенкою шуршит,
Тонким голосом пищит,
Сыр от них не утаишь.
Всем ворам – воришка…
(Мышка)
Правильно, ребята! Посмотрите, к нам в гости пришла мышка!
Мышка:
Доброе утро, ребята! Меня зовут Шура! Я бегу в гости к своим сестрам-мышкам! И решила заглянуть к вам в группу! У вас так интересно! Могу я с вами поиграть? Вы не против?
Дети:
Нет! Оставайся мышка с нами!
Мышка:
Ребята, а вы знаете веселые песенки о звуке «Ш»?
Воспитатель:
Конечно, знают! Повторяйте ребята и мышка за мной!
Ша-ша-ша - у меня лапша.
Шо-шо-шо - летом хорошо.
Шу-шу-шу - Мише я пишу.
Ши-ши-ши - наши дети хороши.
Аш-аш-аш - я достану карандаш.
Ош-ош-ош - есть на кухне острый нож.
Уш-уш-уш - починил сантехник душ.
Иш-иш-иш - за окном такая тишь.
Мышка:
Какие вы молодцы!
Воспитатель:
Ребята, давайте мышке покажем пальчиковую гимнастику!
Пальчиковая гимнастика «Мышка»
Мышка в норку пробралась,
(Делаем двумя ручками крадущиеся движения)
На замочек заперлась.
(Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)
В дырочку она глядит,
(Делаем пальчиками колечко)
На заборе кот сидит!
(Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками
Игра «Хлопни, когда услышишь в слове звук [Ш]».
Мышка
Дом
Огурец
Груша
Стол
Шуба
Карандаш
Заяц
Бабушка
Дедушка
Медведь
Шкаф
Если дети не справляются, выделяю голосом, акцентируя на звуке «Ш», в конце слов.
Какие вы молодцы! Все справились с заданием!
Воспитатель:
Игра «ЧТО? ГДЕ?КОГДА?»
Дети отвечают на вопрос словом, начинающимся со звука “ш”
- Куда складывают вещи? (шкаф)
- Головной убор зимой? (шапка)
- Лакомство, которое любят и взрослые, и дети? (шоколад)
- Воздушный (шар)
- Приспособление для мытья полов (швабра)
- Что растет на елке? (шишки)
Физкультминутка
«Мышка»
Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)
Посмотрите-ка, разбила («показать яичко» на вытянутых руках)
Воспитатель:
Игра «Доскажи словечко»
Андрюша моет у. (ши).
Кошку боятся мы. (ши).
В лесу цветут душистые ланды. (ши).
В детский сад ходят малы. (ши).
Наши рисунки хоро. (ши).
Вкусная ка. (ша).
Мышка:
Ребята, вы сможете запомнить и повторить скороговорку?
Дети:
Да!
Мышка:
Простоквашу дали Клаше.
Недовольна Клаша:
«Не хочу я простоквашу,
Дайте просто кашу».
Молодцы, все справились!
Воспитатель:
Игра «Измени предложение»
Ход игры: Спряжение глагол по образцу. (Образец дает взрослый)
Образец: Одевать шубу и шапку.
Я одеваю шубу и шапку.
Ты одеваешь шубу и шапку.
Он одевает шубу и шапку.
Она … Вы… Мы… Они…
Мышка:
Ребята, я совсем забыла, что меня ждут мои сестрички-мышки! Мне пора с вами прощаться! У вас очень было интересно, спасибо и до новых встреч!
Воспитатель:
Наше занятие подошло к концу!
Рефлексия:
Что мы сегодня делали на занятии?
Кто к нам в гости приходил? С каким звуком мы сегодня познакомились?
Что вам больше всего понравилось на занятии и что не понравилось?