Анна Миханькова
Конспект занятия по знакомству детей с русской народной культурой «Русская национальная одежда»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по знакомству детей с русской культурой.
Тема : «Русская национальная одежда»;
Тема деятельности: «В гости к Иванушке и Алёнушке»
Воспитатель: Миханькова А. А.
Задача:
• Продолжать знакомить детей особенностями русского национального костюма, сего составными частями и декоративными элементами;
Цели:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. Конспекты занятий
- Русская народная культура, фольклор
- Русская народная культура. Конспекты
- Русский народный костюм. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
• Обогащать словарный запас детей за счёт названий одежды, а так же малых форм устного народного творчества;
• Развивать творческие способности детей при рисовании декоративных элементов;
• Предоставить детям возможность проявить самостоятельность и инициативу в выборе материалов, объектов, способов и элементов украшения; а так же характерных особенностей поведения своего персонажа (куклы) в гостях;
• Создавать для детей поисковые ситуации, в которых им необходимо проявлять инициативу и самостоятельность для разрешения проблемы;
• Расширять интерес к национальной культуре.
Методы и приемы:
• Словесные: беседа, вопросы, чтение стихов и загадок;
• Наглядные: просмотр презентации «Русский народный костюм;
• Практические: дидактическая игра «Перепутанная одежда» изготовление продукта (бумажная одежда для картонных кукол).
Материалы и оборудование:
• Настольный макет русской избы с мебелью,
• картонные куклы в национальной одежде, картонные куклы без одежды, готовые силуэтные изображения частей одежды для украшения с клапанами для надевания на кукол;
• «угощение» для гостей, слепленное во время предыдущего занятия, музыкальное сопровождение деятельности. ;
• Карандаши, различные краски (гуашь, акварель, пальчиковые, фломастеры; кисточки и тычки.
• Компьютер для просмотра презентации.
Организация: столы сдвинуты в один большой, дети сидят лицом друг к другу; макет избы стоит во главе стола, там же – кукольный столик, накрытый тканью (что под ним – пока не видно);
1. Организационный этап (включающий):
Педагогическая цель: Помочь детям сформулировать учебную цель, как последующие действия, направленные на решение проблемной задачи. Развивать способность анализировать. Цель, которую должны поставить перед собой дети: помочь кукольным персонажам разобраться в затруднительной ситуации.
Сюрпризный момент: на макете русской избы появляется конверт.
Если дети его не замечают, то педагог обращает внимание на него.
Воспитатель: «Что в конверте?»
Дети: «Письмо, картинки».
Воспитатель читает письмо от Иванушки и Алёнушки:
Здравствуйте, дорогие дети. Пишут вам Алёнушка и Иванушка. Скучно нам стало в эти зимние деньки одним. Хотели мы устроить праздник и позвать гостей, но не знаем, как и во что нарядить нам гостей. Помогите нам пожалуйста.
Воспитатель: «Дети, сможем ли мы с вами помочь Алёнушке и Иванушке?»
Дети: «Да».
2. Этап с опорой на личный опыт детей.
Педагогическая цель: Активизировать личный опыт детей, их знание и представление о русских народных костюмах, о быте того времени.
Цель, которую должны достигнуть дети: рассмотреть картинки с изображением одежды, разгадать загадки, подобрать одежду для праздника.
Воспитатель: «Ребята поможем Иванушке и Алёнушке?»
Дети: «Да».
Воспитатель: «Давайте вспомним, какие предметы одежды мы знаем?»
Дети: «Брюки, футболки,платья….».
Воспитатель: «А какую одежду мы одеваем на физкультуру?»
Дети: «Спортивные штаны, футболка, чешки…».
Воспитатель: «Правильно! Это спортивная одежда! А что мы одеваем дома?»
Дети: «Халат, пижаму…».
Воспитатель: «Молодцы. Это домашняя одежда. Существует очень много разной одежды: спортивная, домашняя, праздничная, одежда для улицы, рабочая. Сможете ли вы отгадать мои загадки про одежду?
Сшили из чёрной кожи,
В них теперь ходить мы можем.
И по слякотной дороге-
Не промокнут наши ноги.
Дети: «Сапоги».
Воспитатель:
«Дали братьям тёплый дом
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился
И отдельно поселился.
Дети: «Варежка».
Воспитатель:
«Домик для головы».
Дети: «Шапка».
Воспитатель:
«Чтоб в мороз не мерзла Люба,
Мама ей купила…»
Дети: «Шуба».
Воспитатель: «Молодцы. Это верхняя одежда. Её мы одеваем на улицу. А во что нам нужно одеть кукол, чтобы они смогли пойти на праздник к Алёнушке и Иванушке».
Дети: «В праздничную и нарядную одежду».
3. Этап основной (изучение нового).
Педагогическая цель: Подготовить среду для совместного поиска ответа на вопросы о русском народном костюме (мужском и женском, расширять словарный запас.
Цель. которую должны достигнуть дети: Внимательно слушать, наблюдать, анализировать.
Воспитатель: «Как вы думаете, чем праздничная одежда отличается от повседневной?»
Дети: «Она красивее и ярче».
Воспитатель: «Правильно, на праздник мужчины и женщины приходили в нарядных одеждах. Мужчины одевали особые красивые рубашки. Она застёгивалась очень интересно, застёжка была сбоку, а не посередине груди и называлась она косоворотка (косой ворот). Эти рубахи украшались вышивкой.
Просмотр презентации «Русский народный костюм»
Рассказ о женской будничной и нарядной одежде, элементов одежды.
Беседа о мужской одежде,о её декоративном украшении.
.Воспитатель: Посмотрите, у меня в шкафу перепуталась вся одежда: и русская народная. Помогите мне навести порядок. Давайте разложим современную одежду на правую полочку, а русскую народную на левую полочку!
Дидактическая игра «Перепутанная одежда»
Рассматривание картинок с изображением русских народных костюмов.
4. Этап закрепление знаний.
Педагогическая цель: Создать условия для обобщения и закрепления полученной информации о русских народных костюмах.
Цель. которую должны достигнуть дети: Самостоятельно выбрать наряд для бумажной куклы и украсить его по-праздничному.
Воспитатель: «Как одеть гостей мы знаем. Я купила в магазине одежду,но с ней что-то не в порядке.»
Дети: Она не раскрашена!
Воспитатель: «Такие куклы у нас есть, но они не одеты. В таком виде они никуда не могут пойти. Что делать?»
Дети: «Одеть».
Воспитатель: «Одежда у нас то же есть, но она не раскрашена. Давайте мы раскрасим её, чтобы нарядить кукол».
Предложить детям самостоятельно подготовить своё рабочее место, выбрать материалы для работы.
Воспитатель: Подумайте, чем лучше раскрасить платья! Акварельные краски долго сохнут! Что лучше взять, чтобы платья не были мокрыми.
Дети: Гуашь, карандаши, фломастеры!
Воспитатель: Правильно! Можно взять ещё пальчиковые краски и тычки!
Дети раскрашивают сарафаны и наряжают своих кукол.
Воспитатель: Теперь можно отправляться в гости.
«Проходите, гости дорогие,присаживайтесь за столы дубовые, угощайтесь на здоровье. В избе накрыт стол,на нём пряники!
Дети: Это наши пряники, мы их лепили сами!
Начинается сюжетно-ролевая игра, гости здороваются, знакомятся, выстраивают диалоги.
5. Этап-заключительный, мотивирующий на дальнейшее познание.
Педагогическая цель: Создать условие для того, чтобы дети могли составить ответ на поставленную проблему, адекватно оценить приложенные усилия в решении игровых и познавательных задач. Нацелить детей на дальнейшее познание.
Цель, которую должны достигнуть дети: Оценить себя и свои усилия, составить ответ на поставленные вопросы.
Воспитатель: «Как вы думаете, смогли мы помочь Алёнушке и Иванушке?
Дети: «Да».
Воспитатель: «А как?»
Дети: «Раскрасили для кукол красивую и нарядную одежду, привели гостей в дом!
Воспитатель: Посмотрите,какие красивые звёздочки лежат у меня на подносе. Дети, кто понял, чем русская народная одежда отличается от современной- возьмите красные звездочки! А кто немного запутался и не мог понять, чем отличаются эти виды одежды- возьмите зелёные звёздочки.
Воспитатель: «Спросите у родителей, какую одежду носили их бабушки и дедушки и на какие праздники они в ней ходили.»