Наталья Латунова
Конспект занятия по знакомству детей 6–7 лет с художественной литературой. Пересказ сказки «Как ежик шубу менял»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
- продолжать упражнять детей в пересказе небольшого литературного произведения, передавая сюжет, диалог героев;
- закрепить умение определять жанр произведения (сказка, рассказ, стихотворение);
- развивать умение выстраивать сюжет по картинкам, схемам;
- учить работать в парах;
- воспитывать дружеские взаимоотношения, адекватную самооценку.
Публикация «Конспект занятия по знакомству детей 6–7 лет с художественной литературой, Пересказ сказки „Как ежик шубу менял“» размещена в разделах
- Еж, ежик. Конспекты занятий, НОД
- Еж, ежик. Чтение, пересказ
- Еж, ёжики. Все о ежах для детей
- Еж, ёжики. Сказки, стихи, детская литература
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2013
Оборудование: маленькие золотистые и серебристые звездочки, вырезанные из картона; цветик – семицветик из цветного картона, на лепестках которого с обратной стороны подсказки для детей (стихотворение о еже, загадка, силуэт ежа); магнитная доска с иллюстрациями – схемами, соответствующими и не соответствующими сюжету; персонажи кукольного театра и шапочки животных для инсценировки отрывка, изобразительные материалы (фломастеры, цветные карандаши, пастель, восковые мелки).
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, вы любите путешествовать? Тогда я приглашаю вас в страну, где живут литературные герои. Итак, отправляемся.
Проводится игра «Клеевой дождик». Дети встают друг за другом и под веселую музыку движутся за ведущим по групповой комнате, преодолевая препятствия. Останавливаются около стола, на котором из вырезанных звездочек выложен силуэт ежика.
Ребята, угадайте, чей образ выложен на столе?
Дети отгадывают.
Посмотрите, перед вами волшебный цветок, на его лепестках подсказки. Во – первых это рисунок, во – вторых, загадка.
Живу я возле елки
У просеки лесной,
Ношу с собой иголки,
Хотя я не портной.
А теперь, послушайте стихотворение.
Страшен ежик наш на вид,
Всем иголками грозит.
Только знаем мы с сестрой –
Как вы думаете, кому ежик подарит свою иголочку – звездочку?
Дети. Тому, кто будет активным и старательным.
Воспитатель. Ребята, а для чего ежу иголки?
Дети. Чтобы защищаться от врагов.
Воспитатель. Какие еще бывают иголки?
Дети. Иголки бывают на ветках хвойных деревьев, кустах шиповника, у кактусов, бывают металлические для шитья и т. д.
Воспитатель. А как вы думаете, бывают ежи без иголок? Почему?
Дети высказывают предположения.
А я знаю одну историю о ежике, у которого не было иголок. Хотите и вы узнать о нем?
Тогда присаживайтесь на стулья, устраивайтесь поудобнее и слушайте внимательно.
Воспитатель читает сказку «Как ежик шубу менял»
Дети сидят на стульях полукругом.
Воспитатель.
Ну как, понравилась история?
Расскажите, что вам запомнилось?
Дети рассказывают о понравившихся героях, делятся впечатлениями.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, это рассказ, сказка или стихотворение?
Отвечают «слабые» или «средние» дети.
Они могут предложить ошибочный вариант. Остальные стараются объяснить, что эта история напоминает сказку, потому что в ней животные разговаривают, происходит сказочное превращение и т. д. Таким образом активизируется мыслительная деятельность детей.
А как бы вы назвали эту сказку?
Дети предлагают свои варианты.
Автор А. Суконцев дал ей название «Как ежик шубу менял».
Подходит оно, как вы считаете?
Дети отвечают.
Что делает ежик зимой?
Ребенок. Спит.
Воспитатель. Напомните, что забыл сделать ежик из нашей сказки?
Дети. Он забыл подготовиться к зиме.
Воспитатель (спрашиваю «слабого» ребенка). Какая шубка у зайца?
Ребенок. Мягкая, пушистая, белоснежная, легкая.
Воспитатель (спрашивает «среднего» или «сильного»ребенка). Что случилось с ежиком, когда он сменил свою колючую шубу на заячью?
Дети вспоминают текст. При необходимости воспитатель зачитывает отрывок.
Понравилась заячья шубка ежику?
Дети. Нет.
Воспитатель (спрашивает «слабого» ребенка, затем «сильного» для дополнения).
Почему она ему не понравилась?
Принимаются любые ответы детей.
Какая у ежика шубка? Как об этом сказано в сказке?
Дети. Надежная. В ней он никого не боится.
А у зайчика?
Дети. Белоснежная, мягкая, пушистая.
Воспитатель. В сказочной стране всегда происходят чудеса. Встаньте и закройте глаза.
(На магнитную доску помещает схематические рисунки к сказке. Некоторые из них не подходят к содержанию.
Открывайте глаза.
Воспитатель. Один неизвестный художник нарисовал иллюстрации к сказке. Посмотрите внимательно, какие иллюстрации не подходят к нашей сказке и почему?
Сначала отвечают» слабые» дети. С доски убирают неправильные варианты.
Попробуйте расположить иллюстрации по порядку. (Вызывает двух детей.)
Дети у доски размещают иллюстрации.
Ребята, все согласны с тем, что у них получилось?
Если обнаруживаются ошибки их устраняют совместными усилиями.
Теперь расскажите, о чем говорят Ежик и Заяц? О чем говорят Ежик и Дрозд?
Отвечает «сильный» ребенок. При необходимости воспитатель зачитывает отрывок из текста для «слабых» детей.
Хотите попробовать разыграть сценку?
Желающим, предпочтительно с хорошей речью, предлагаются на выбор кукольный театр и шапочки с изображением ежа, зайца и дрозда. Если инсценировка удалась, «слабые» дети пробуют разыграть сценку еще раз.
Ребята, вы любите получать подарки? А дарить другим? Кому мы можем подарить новую сказку? Дети предлагают разные варианты.
Давайте подарим ее младшей группе? Им будет очень приятно получить подарок от вас. Только у меня нет красивой яркой книги. Что делать?
Дети отвечают.
Предлагаю вам рассказать сказку и нарисовать к ней иллюстрации, тогда у нас получится книга. Я прочитаю сказку еще раз, а вы постарайтесь ее запомнить.
(Читает сказку.) Итак, вы готовы?
Один начинает, другой продолжает, третий заканчивает.
(Дети пересказывают сказку друг за другом.)
Вам понравился пересказ? (Дети высказываются.) Пусть поднимет руку тот, кому было легко пересказывать. Кому трудно? (Отслеживает достижения каждого ребенка.)
Замечательно, вы отлично справились с заданием, а теперь вы – художники – иллюстраторы. Что вам надо сделать?
Дети. Нарисовать иллюстрации к сказке.
Воспитатель. Найдите себе пару, занимайте места за столами и начинайте. На выполнение задания – 5 минут. (Ставит песочные часы.) Когда песок высыплется, вы принесете свой рисунок и магнитами прикрепите на доску.
(Детям предоставляется свободный выбор материала для работы (фломастеры, карандаши, восковые мелки). По песочным часам дети учатся выполнять задание за определенное время.
Ребенок, не успевший закончить, может сделать это в свободное от занятий время.
Вот какие красивые иллюстрации у нас получились! Мы соберем их в книгу и подарим малышам. Вы сегодня хорошо потрудились, а ежик вас уже заждался. Подойдите к нему и возьмите те звездочки, которые вы, на ваш взгляд, сегодня заслужили.
Дети самостоятельно выбирают себе золотую или серебряную звездочку. Воспитатель отмечает для себя этот выбор. Важно заметить детей с низким уровнем самооценки для оказания поддержки им и создания ситуации успеха для каждого ребенка.
Спасибо вам, ребята, занятие закончилось.