Елена Жалыбина
Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Состояние воды — снег, лед»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Ознакомление и закрепление свойств и состояний воды (снег, лёд) и их взаимодействие друг с другом.
Задачи:
Обучающая:
- Учить отвечать на проблемные вопросы, уметь объяснять, сравнивать, делать самостоятельно выводы.
- Научить узнавать и характеризовать свойства воды и её состояния.
- Познакомить со словом «Исследователи» и дать ему характеристику.
Развивающая:
- Развивать тактильную чувствительность, логическое мышление, познавательную деятельность.
Воспитательная:
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лед. Конспекты по экспериментальной деятельности
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Снег и лед
- Снег и лед. Зимняя экспериментальная деятельность
- Снег. Конспекты по экспериментальной деятельности
- Средняя группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
- Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, чувство сопереживания и сострадания, чувство помощи для сказочных персонажей.
Методические приё мы: игровая ситуация, решение проблемной ситуации, эксперимент, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация».
Словарная работа: холодный, колючий, мокрый, рассыпчатый, легкий, хрустящий, блестящий, сверкающий, прозрачный, гладкий, твердый.
Оборудование: баночки с гуашью, пластмассовые стаканчики, вода, письмо, снеговик, формочки, тазы со снегом и льдом.
Предварительная работа: наблюдение за снегом, игры со снегом. Чтение и разучивание стихотворений «Зима» И. Сурикова, «Разукрасила зима» М. Пожарова и др., рассказывание русской народной сказки «Снегурочка», игры-экспериментирования со снегом.
Ход:
Дети на прогулке играют в игру «Снежинки».
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
Вдруг откуда-то неожиданно подул сильный ветер и поднял снежинки. (Снежинки встают и начинают бегать)
А потом всё тише и тише дул ветерок. И вот, наконец, стих. (Снежинки садятся на пол). На столе лежит снежинка, дети поднимают ее, а под ней письмо. Ой, письмо, какое оно холодное. (Дети прикасаются рукой к письму.)
Воспитатель: Интересно, откуда могло к нам прийти такое холодное письмо?
Дети: С улицы, с мороза, С Севера и т. д.
Воспитатель: А давайте откроем письмо и прочитаем (открывают письмо, воспитатель читает) :
Нос морковкой, чёрненькие глазки
Он пришёл из зимней сказки.
Он стоит, качается, вправо, влево наклоняется.
Он ростом невелик.
Кто же это…
Дети: (Снеговик).
Воспитатель: «Ребята, я очень рад, что теперь мы с вами будем дружить каждый день. Ваш друг Снеговик». А, кто это такой Снеговик?
Дети: (Разные ответы детей)
Воспитатель: А почему он пишет, что теперь будет дружить с вами каждый день?
Дети: Потому что наступила зима, холодно, много снега…
Воспитатель: А почему его назвали Снеговик?
Дети: (Разные ответы детей. Приходят к выводу, что его зовут Снеговик, потому что он из снега)
Воспитатель: Ребята, вы чувствуете, что-то холодом потянуло от горки… (дети обсуждают, кто это может быть? Затем предлагают пойти и посмотреть.
(Идут к горке и смотрят за неё. И находят слепленного снеговика из снега). Дети: Ура, Снеговик.
Снеговик : Привет девчонки и мальчишки. Я так по вам соскучился. Жалко, что я могу с вами дружить и играть только зимой. (Ответы детей).
Я волшебной палочкой покручу и в исследователей всей детей превращу. Надо узнать, почему снеговик может с нами играть только зимой.
Опыт 1.
Дети подходят к столу, где стоит кувшин с водой, и тазы со снегом и льдом. Сначала исследуют первый таз с водой. Дети смотрят, трогают воду рукой. Затем делают выводы с помощью наводящих вопросов.
Какая вода? (Даётся характеристика свойств воды : прозрачная, без запаха, может переливаться в ёмкости). Прозрачная. А как мы можем это проверить? (Дети дают разные варианты ответов) А если бросить камушки в воду. Что получится? Их видно. Они утонули. (Дети сами делают вывод, Затем берут лейку, набирают воду и выливают обратно в таз. Вода льется, значит она какая? Жидкая. Потом дети переливают воду из одного стакана в другой, в кастрюлю, таз. Делают вывод: вода может принимать форму любой ёмкости.
А теперь мы поднесём воду к носу, что-нибудь почувствуем? Нет.
Значит, вода не пахнет, она не имеет….Запаха.
Молодцы. Далее дети подходят к тазу со снегом и льдом. Если мы потрогаем снег, то какой он? Рыхлый, холодный, белый. (Дети дают разные ответы) А лёд какой?
Холодный, мутный, твёрдый. (Дают разные ответы)
А давайте попробуем в воду положить снег. (Дети берут одноразовые стаканы и ложки). Что случилось? Снег стал мутным, начинает таять. Вода становится непрозрачной, холодной. (Дети сами делают выводы). Совершенно верно мои исследователи. А если мы соединим воду со льдом, что произойдёт? (Дети дают разные ответы). Вода опять непрозрачная, холодная. Её становится больше. А куда исчез лед (растаял). Опыты мы с вами провели, но это же надо зафиксировать на бумаге, наши результаты.
Дети рисуют с помощью символов.
Вода прозрачная, без запаха, жидкая. Что произошло со снегом при взаимодействии с водой. Он растаял, темнеет, вода холоднеет, увеличивается в объёме, становится непрозрачной. Лед при взаимодействии с водой таит, вода холоднеет, становится непрозрачной, увеличивается в объёме. А если соединить снег и лёд, то ничего не будет.
Опыт 2.
Снеговик приносит в группу льдинку : «Этот кусочек льдинки я взял с замёрзшей лужи. Посмотрите, какой он красивый!»
Вопросы воспитателя: «Каким цветом льдинка? (Прозрачная). Какая она на ощупь? (Холодная, гладкая, скользкая, твёрдая). Что происходит с льдинкой, когда мы её трогаем руками? (Тает). Почему она тает? (От тепла наших рук).
Почему образовался лёд на луже? (Вода замёрзла в холодную погоду)».
Объяснение: «Такую льдинку сделал мороз. А мы с вами можем изготовить цветные льдинки. Для этого нужно выбрать любую формочку. Раскрасить воду в понравившийся цвет. Налить эту воду в формочку».
Вопрос: «Что нужно сделать, чтобы вода замёрзла? (Вынести формочки на улицу). Какая погода должна быть на улице? (Морозная). Где ещё можно заморозить воду? (В холодильнике).
В конце прогулки дети рассматривают получившиеся льдинки: «Почему льдинки цветные? (Из цветной воды). Когда могут растаять льдинки? (При тёплой погоде).
Вывод. «Вода замерзает на холоде и превращается в лёд».
Через день мы с вами посмотрим, что произойдет с окрашенной водой в формочках. Получаем розовые и синие льдинки. Воспитатель предлагает детям сделать для Снеговика торт с разноцветными льдинками? Дети делают торт из снега и украшают торт льдинками.
Снеговик : Ребята спасибо Вам большое за торт и интересные эксперименты. Мне было очень интересно.