МААМ-картинки

Конспект занятия по экспериментированию «Наши открытия о воздухе» в средней группе

Воронина Мария Петровна
Конспект занятия по экспериментированию «Наши открытия о воздухе» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по экспериментированию «Наши открытия о воздухе»

в средней группе

Цель:

Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

- познакомить детей со свойствами воздуха;

- дать понятие о значимости воздуха в жизни человека и природы;

- обогащать и активизировать словарь детей;

- развивать навыки проведения опытов;

- развивать мыслительную активность и самостоятельно делать выводы;

- воспитывать умение работать сообща;

- воспитывать аккуратность при работе с водой.

Темочки:

Целевые ориентиры: Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики.

Оборудование:

- воздушный шарик;

- бейджики по количеству детей;

- нарисованные схемы: глаз, нос, руки, ухо;

- полиэтиленовые пакеты (по количеству детей);

- прозрачный стаканчик с салфеточкой на дне;

- стаканчики с водой, на дне – горох (по количеству детей);

- духи;

- тазик с водой;

- веера по количеству детей;

- кораблики;

- крышки от фломастеров (по количеству детей);

- воздушный шарик;

- трубочки;

- гуашь;

- альбомные листы.

Ход занятия:

1. Орг. момент.

Ребята, сегодня к нам на занятие прилетел Воздушный шарик. Посмотрите, какой он грустный и печальный. Послушайте его историю: Воздушный шарик недавно родился и совсем ничего про себя не знает, даже не знает, почему его называют воздушным. От этого ему очень грустно, ведь ничего о себе не знать – это совсем не весело. И поэтому он решил обратиться к нам за помощью. Ребята, мы поможем Воздушному шарику?

- Да, конечно, Шарик, не переживай, мы обязательно тебе постараемся помочь.

Все мы слышали, что нас со всех сторон постоянно окружает воздух, он всегда вокруг нас. А для чего нам нужен воздух? (Дышать)

А кому ещё нужен воздух? - Рыбам, животным, растениям.

Правильно, всему живому.

Но воздух никто не видел, не трогал руками. Так может, и нет никакого воздуха?

Давайте не будем гадать, а проверим с помощью опытов и экспериментов: существует ли воздух, и какими свойствами он обладает. Я предлагаю вам, ребята, вместе с Воздушным шариком отправиться в лабораторию, и как настоящие ученые-исследователи провести опыты, чтобы узнать побольше интересного о воздухе.

В лаборатории надо соблюдать определенные правила: не нарушать тишину, не перебивать друг друга, бережно обращаться с оборудованием, пользоваться только своими инструментами.

Проходите в лабораторию, не забудьте пристегнуть бейджики - вот теперь мы научные сотрудники.

Воздушный шарик, мы очутились в самой настоящей научной лаборатории.

Садитесь за столы.

Ученые при исследовании часто пользуются схемами, моделями. Мы с вами тоже будем применять их методы.

Посмотрите на исследовательскую доску.

На первой схеме изображен глаз.

Как вы думаете, на какой вопрос мы будем искать ответ сейчас?

Да, правильно, - как можно увидеть воздух?

Опыт 1. «Поймай воздух».

Возьмите со столов полиэтиленовые пакеты. Смотрите, какие они тоненькие, их можно сложить в несколько раз.

Теперь попробуйте поймать в пакет воздух и закрутите его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Значит, воздух существует! Воздух занял всё место в пакете, хоть мы его и не видим.

Вывод: воздух прозрачный, он везде, чтобы его увидеть, его надо поймать.

И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете точно так же, как и у тебя в животике, Воздушный шарик – в тебе тоже воздух, хоть мы его и не видим.

Опыт 2 «Есть ли воздух в стаканчике?»

Внимание коллеги. Соблюдаем тишину. Следующий эксперимент. На дно стаканчика приклеиваем на пластилине салфеточку. Переворачиваем стаканчик вверх дном и опускаем его прямо вертикально в ёмкость с водой, до дна ёмкости.

Посмотрим, намокнет ли салфетка. Что же случилось с салфеткой. (Она сухая)

Вывод: салфетка не намокла, потому что воздух есть в стакане (воздух везде) – пускай мы его и не видим (потому что он невидимый, но именно он и не пускал туда воду.

Опыт 3 «Воздух в человеке»

А внутри людей есть воздух? Давайте проверим.

Двигайте к себе стаканчики с водой, на дне стаканчиков лежат горошинки. Хотите оживить горошины? Что надо сделать? – Надо подуть в трубочки. Что мы видим? Появились пузырьки - это воздух. А что делают наши горошины? Они двигаются. Что же нам помогло оживить горошины? Да, конечно же, воздух. Мы не только его нашли, но и увидели, как он заставил горошины двигаться. А откуда взялся этот воздух? – мы подули в трубочки.

Вывод: значит, сейчас мы убедились, Воздушный шарик, что в человек есть воздух! Мы им дышим!

- Итак, мы продолжаем проводить эксперименты. Какая следующая схема на нашей исследовательской доске? - Нос.

Как вы думаете, воздух имеет запах? Как проверить?

Опыт 4. «Есть ли запах у воздуха?»

Предложить детям понюхать воздух – не слышно запаха.

Дать понюхать детям духи.

Вывод: воздух без запаха, но может передавать чужие запахи.

Физкультминутка.

Я с утра сегодня встал,

С полки шар воздушный взял.

Начал дуть я и смотреть –

Стал мой шарик вдруг толстеть.

Я все дую – шар все толще,

Дую – толще, дую – толще.

Вдруг услышал я хлопок –

Лопнул шарик, мой дружок…

Давайте теперь опять обратимся к исследовательской доске. Что изображено на следующей схеме? - Руки.

Как вы думаете, что руки могут обозначать? - Как почувствовать воздух.

Опыт 5. «Движение воздуха»

Ребята, а мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть?

Когда мы вдыхаем и выдыхаем, воздух двигается – получается ветерок.

На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта) .

Воздух не видим, зато мы его можем ощутить.

Возьмите веера и помашите им в лицо.

Что вы чувствуете? (Чувствуем, как воздух движется).

Опустите кораблики на воду. Дети дуют на кораблики, они плывут. Так и настоящие корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с кораблём, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее крушение.

Вывод: ветер – это движение воздуха.

Посмотрите, на следующую модель, нарисовано – ухо.

На какой вопрос мы должны найти ответ? Как услышать воздух?

Опыт 6. «Слышим воздух»

Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера или сдуть шарик, то мы можем услышать воздух.

Возьмите по крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.

А ещё у нас на столе есть шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно его надуть, а затем растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.

Вывод: воздух можно услышать разными способами.

Рефлексия.

Итак, коллеги, давайте напомним Воздушному шарику, что мы в нашей лаборатории узнали о воздухе?

Вывод 1: Воздух существует!

Вывод 2: Воздух невидимый, бесцветный, прозрачный.

Вывод 3: Воздух без запаха.

Вывод 4: Воздух живет вокруг нас и внутри нас

Вывод 5: Воздух можно услышать разными способами.

Вывод 6: Ветер – это движение воздуха.

Наш эксперимент подходит к концу, вы все были внимательными, активными. Воздушный шарик повеселел, он много узнал о воздухе.

Наши коллеги- ученые оставили вам в подарок трубочки для проведения в детском саду игры- опыта «Рисование воздухом».

С помощью воздуха можно рисовать: надо с помощью трубочек раздуть на альбомном листе кляксы из гуаши от центра в разные стороны.

И в садике можно, кто захочет, нарисовать Воздушному шарику картины в подарок, чтобы он уже больше никогда не грустил.

А теперь, уважаемые коллеги - научные сотрудники, мы сейчас возвращаемся в детский сад, Надеюсь, вы сможете повторить увиденные эксперименты, и сможете придумать новые.

Спасибо за работу, до свидания!

Конспект занятия по экспериментированию: «Чудеса воды» в старшей группе

Цель: развитие познавательных интересов, потребности в самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта.

Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познание», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие».

Обучающие задачи:

• Упражнять в наблюдательности за окружающей средой;

• Закрепить представления детей о воде, его свойствах;

• Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воды;

• Продолжать закреплять навыки проведения опытов.

Развивающие задачи:

• Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;

• Создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания;

• Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам;

воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;

воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой.

Целевые ориентиры: Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики.

Методологические приемы: беседа-диалог, игровая ситуация, физкультминутка, опыт, эксперимент, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итого, вопросы, индивидуальные ответы детей).

Оборудование : Для воспитателя: лёд, 4 стакана, вода, подсолнечное масло, стеклянная палочка, фужер, шприц, пипетка, шипучка – «Упсарин Упса», 4 ч. ложки, сода пищевая, жидкость для мытья посуды, лимонная кислота (30 гр., 1,5 л. бутылка газировки, виноград, тарелка, пластилин, свечка, спички. Для детей: пипетки, вода, лед краситель (гуашь).

Ход занятия:

1. Орг. момент.

Воспитатель: Доброе утро, ребята! Сегодня к нам пришло очень много гостей. Давайте поздороваемся с ними и подарим им своё хорошее настроение.

Воспитатель:

Поудобнее садитесь,

Не вертитесь, не крутитесь.

Дети, а, что утром было,

Я же вам сказать забыла –

Только в садик я зашла,

К нам капелька в гости пришла.

(показ видео –приветствие Капельки) Посмотрите, какая она весёлая.

Давайте послушаем ее историю:

Капелька здоровается с детьми и зачитывает стих о воде: «Вы слыхали о воде? Говорят, она везде…

Воспитатель: Ребята, а кому нужна вода?

Дети: Людям, животным, растениям, насекомым, птицам.

Воспитатель: А если не будет воды?

Дети: То всё пожелтеет, высохнет и погибнет.

Воспитатель: Вода бывает в каком состоянии?

Дети: В жидком, твёрдом и газообразном.

Воспитатель: В газообразном это что?

Дети: Пар, туман.

Воспитатель: В твёрдом?

Дети: Лёд, снег, иней, град

Воспитатель: И в жидком?

Дети: Вода.

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Да, ребята, без воды всё живое на свете погибнет. Вода – это жизнь!

Пришло время нам с вами немного отдохнуть.

3. Физкультминутка.

Воспитатель: А сейчас - «ТУЧКА»

Дети под видео танцуют танец «Тучка»

Воспитатель: Какие вы молодцы, как хорошо можете двигаться.

А вы любите опыты?

А где проводят опыты?

Дети: В лаборатории.

Воспитатель: Хотите там оказаться?

Дети: Да.

Руки вверх

Руки вниз

И на месте покружись

Раз - хлопок,

Два – хлопок,

Снова сделай поворот

Прыг, скок – улыбнись

И в лаборанта превратись.

4. Практическая часть.

Воспитатель предлагает пройти и надеть халаты и колпаки.

Дети проходят в лабораторию и повторяют правила работы в лаборатории.

Воспитатель: Вы знаете, ребята, вода, как волшебница из сказок. Она может делать разные превращения. Интересно, что будет происходить, если в воду мы будем добавлять разные вещества?

Опыт № 1 «Плавающая льдинка». (3/4 стакана воды, лёд, подсолнечное масло)

Берём кусочек льда и опускаем в воду. Как лёд не топи, он всё равно будет всплывать на поверхность. Но можно сделать так, что лёд не будет всплывать. Надо налить подсолнечное масло. Масло поднимется и лёд больше не вынырнет. Он будет между водой и маслом.

Опыт № 2 «Прозрачность воды».

(вода 0,5 стакана, масло подсолнечное 0,5 стакана, стеклянная палочка)

Через масло палочку не видно, а через воду видно.

Опыт № 3 «Лавовая лампа» (фужер, 3/4 бокала масла подсолнечного, вода, краситель (с шприца 3 мл., пипетка.

Отдельно: (1ч. л. сода пищевая, 3/4 лимонная кислота) => перемешать и насыпать в фужер с маслом, водой и красителем. Можно заменить шипучей таблеткой «УПСАРИН УПСА».

Наливаем масло (3/4 фужера, немного воды - лить потихоньку. Несколько капель красителя. Кидаем шипучую таблетку. И наслаждаемся!

Опыт № 4 «Извержение вулкана» (4 стакана с 0,5 воды, 4 чайные ложки)

- 1 стакан (0,5 воды + 2 ч. л. соды пищевой)

- 2 стакан (0,5 воды + жидкость для мытья посуды)

- 3 стакан (0,5 воды + пищевой красный краситель)

- 4 стакан (0,5 воды + лимонная кислота (30 гр.)

По очерёдности дети заливают все 3 стакана.! 4-й стакан с лимонной кислотой воспитатель заливает сам, отведя детей на небольшое расстояние, т. к «лава» моментально начнёт изливаться.

Опыт № 5 «Танцующие ягодки» (1,5 литровая бутылка газированной воды, виноград; стакан с обычной водой)

Открыть бутылку и бросать виноградные ягодки. Пузырьки газа будут поднимать виноград вверх.

Сравнить результат с обычной водой.

Опыт № 6 «Прятки» (тарелка, пластилин, свечка, спички, стакан, вода, краситель).

Ставим свечку на глубокую тарелочку и поджигаем, затем подливаем подкрашенную воду, закрываем свечку стаканом и ч/з некоторое время вода втягивается внутрь стакана.

5 Рефлексия.

Воспитатель: Ну что, ребята, интересны были опыты с водой?

Вот видите, как вода может вести себя с разными веществами.

Но человек может пить только пресную воду.

А её на планете так мало.

Ой, капелька нам что-то хочет сказать.

(показ видео: Капелька даёт наказ детям и прощается с ними.)

Воспитатель дарит кристально чистую воду от Капельки.

Конспект ОД по поисково-исследовательской деятельности в средней группе «Источники света»

Цель: создание условий для проявления познавательно исследовательской деятельности через создание проблемно-поисковых ситуаций.

Задачи:

Развивающие: развивать любознательность, мышление, воображение, представления об окружающем мире; развивать умение мыслить логически, обосновывать свои ответы, сопоставлять факты; побуждать познавательную активность детей; развивать речь детей, обогащать словарный запас.

Образовательные: обогатить представления детей о разнообразных источниках света (солнце, фонарик, свеча, лампа; о свойствах света: показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы; в процессе экспериментирования стимулировать использование исследовательских и поисковых действий.

Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира, интерес к экспериментированию; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, организованность.

Целевые ориентиры: Овладевает умениями экспериментирования и при содействии взрослого активно использует их для решения интеллектуальных и бытовых задач.

Интеграция : коммуникативная, познавательно – исследовательская, двигательная.

Материалы и оборудование: для воспитателя:ноутбук, коробка с крышкой, в которой сделана прорезь, лазерный фонарик с фигурной насадкой, лампа, настольная лампа, экран, свеча, цветные стёкла, картон,. Для детей :фонарик для каждого ребенка, цветные стекла, картон, тряпочки, дощечки.

Ход занятия.

Организационный и мотивационный момент:

В. Ребята, посмотрите, кто это прилетел к нам? (Лунтик)

В. Ребята, посмотрите Лунтик, прилетев на Землю и принес нам книгу и просит прочитать небольшой отрывок из сказки К. И. Чуковского «Краденое солнце». Он совершенно запутался, что случилось в этой сказке, поможем ему разобраться? (Воспитатель читает отрывок).

В. Ребята, а почему в сказке наступила темнота? (ответы детей)

Основная часть:

-Что даёт нам солнце? (свет, тепло)

-От чего ещё бывает светло? (по ходу ответов детей выставляются (появляются на мониторе) иллюстрации солнца, звёзд, месяца, свечи, электрической лампочки, фонарика)

Чтобы мы смогли рассказать Лунтику какой же он – свет, предлагаю отправиться в путешествие. Может нам придётся идти при свете, а может и в темноте.

А сможем ли мы с вами идти в темноте? (нет)

Значит, что нужно взять с собой в путешествие? (фонарик)

Как пользоваться фонариком, чтобы он не принес нам вред? (ответы детей)

-Теперь возьмем в руки фонарик, проверим, как он работает.

В путь мои друзья! (идём под весёлую музыку, вдруг гаснет свет)

-Ой! Наступила темнота, но нам не страшно. Отважные путешественники, включаем фонарик.

-Что нам дает фонарик? Как светит фонарик в темноте? (ярко)

-Если фонарик направим вверх, что произойдёт? (наверху будет свет)

-На что похож свет от фонарика?

-А если направим фонарик вниз. Где будет светло?

-Давайте приблизим фонарик к полу, что произойдёт? (свет уменьшится)

-А если фонарики удалить от пола, что произойдёт? (свет становится больше)

-Свет рассеивается. Давайте повторим слово — рассеивается.

-Продолжаем наше путешествие (идём в темноте с фонариком, и загорается свет)

-Ребята, а как теперь светит фонарик? (тускло)

-Когда светло фонарик можно выключить.

-Ребята, посмотрите, что я нашла (подходит к столу с разными предметами)

-Давайте посмотрим, что это за предметы (тряпочки, цветные стёкла, дощечки, картон, пластмассовые тарелочки)

-Ребята, а теперь мы поиграем с этими предметами (гаснет свет).

-Ребята, как вы думаете, если мы закроем фонарики дощечкой, свет будет проникать сквозь дощечку? (ответы детей)

-Давайте попробуем, что получится. (свет не проникает)

-Почему? (она плотная, непрозрачная)

Аналогичная работа проводится с цветными стёклами, картоном, тряпочками, ладошками.

-Почему через некоторые предметы свет проходит, а через некоторые — нет? (ответы детей)

-В путь, мои друзья. (на пути настольная лампа и свеча)

-Ребята, а это что за предметы? Для чего они нужны?

-Дети, как вы думаете, от чего света будет больше: от лампы, свечи или моего фонарика? (ответы детей)

-Давайте проверим. Что для этого нужно сделать? (включить свет)

-Чтобы лампа давала свет, что нужно сделать? (включить в розетку)

-Фонарик тоже включаем в розетку? (нет, у него есть батарейки)

-Как включить свечу? (её надо зажечь)

Лампа стоит на столе, фонарик в руках ребёнка, свеча у воспитателя. Ребята сравнивают яркость света.

-Что же светит ярче?

-Продолжаем наше путешествие (подходим к экрану)

-Ребята, а вот здесь нас ждут загадки. А загадки мои необычные. Присаживайтесь на стулья. Закройте глаза. Откройте. Что появилось на экране? (ответы детей)

-Это тень Лунтика.

Воспитатель закрывает свет от прожектора.

-Ребята, а сейчас есть тень? (нет)

-А почему не стало тени? (нет света)

-Правильно, мы можем организовать театр теней, я умею показывать ладошками тени животных. Хотите посмотреть? (воспитатель показывает тени птиц, зайчика, собачки и т. д.)

-Вы хотите поиграть с тенью? (дети показывают тени)

Заключительная часть (рефлексия):

-Ребята, наше путешествие заканчивается, Лунтику пора улететь домой.

-Понравилось ли вам путешествие?

-Что нового интересного мы узнали о свете и его источниках?

-Что больше всего понравилось?

-Что было самым трудным?

(ответы детей)

-Правильно, ребята, сегодня мы с вами познакомились с источниками света, определяли от какого источника свет ярче, узнали о свойствах света (рассеивается, проходит через прозрачные предметы, более яркий в темноте) и как появляется тень. Лунтику очень понравилось, что вы были дружными, умелыми, и он приготовил для вас, но спрятал его. Мой волшебный фонарик покажет лучиком света, где его искать.

(дети находят сюрприз по лучу лазерного фонарика)

-Ребята, посмотрите в отверстие в крышке коробки. Вы видите, что в ней лежит? (нет)

-Почему? (там темно)

-А теперь отвернитесь. (воспитатель кладёт включенный фонарик в коробку)

-А теперь видно, что внутри? (да)

-Почему? (там светло)

-Ребята, Лунтик дарит вам эти звёздочки как символ света. Они будут вам напоминать о нашем увлекательном путешествии, об игре со светом и тенью.

Публикации по теме:

«Что мы знаем о воздухе?» Конспект интегрированного занятия по экспериментированию в подготовительной группе Интегрированное занятие по экспериментированию в подготовительной группе. Тема: «Что мы знаем о воздухе?» Познавательно-исследовательская.

Конспект открытого занятия по экспериментированию в средней группе «Воздух-волшебник»Конспект открытого занятия по экспериментированию в средней группе «Воздух-волшебник» Цель: формирование знаний детей о воздухе и его свойствах, через исследовательскую деятельность. Задачи: Образовательные: - познакомить.

Конспект открытого занятия по экспериментированию «Волшебная водичка» в средней группеКонспект открытого занятия по экспериментированию «Волшебная водичка» в средней группе Цель: развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования. Расширять знания о воде. Задачи: Образовательные: Познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по экспериментированию «Наши открытия о воздухе» в средней группе
Опубликовано: 5 марта 2025 в 15:01
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по экспериментированию «Наши открытия о воздухе» в средней группе» (включая файлы) размещена пользователем Воронина Мария Петровна (УИ 3544399) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
07 марта 2025 пятница
Празднуем день рождения телефонного аппарата!
Бусы на все вкусы
Расцвели в саду тюльпаны!
08 марта 2025 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД