Воронина Мария Петровна
Конспект занятия по экспериментированию «Наши открытия о воздухе» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экспериментированию «Наши открытия о воздухе»
в средней группе
Цель:
Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
- познакомить детей со свойствами воздуха;
- дать понятие о значимости воздуха в жизни человека и природы;
- обогащать и активизировать словарь детей;
- развивать навыки проведения опытов;
- развивать мыслительную активность и самостоятельно делать выводы;
- воспитывать умение работать сообща;
- воспитывать аккуратность при работе с водой.
Темочки:
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Средняя группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
Целевые ориентиры: Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики.
Оборудование:
- воздушный шарик;
- бейджики по количеству детей;
- нарисованные схемы: глаз, нос, руки, ухо;
- полиэтиленовые пакеты (по количеству детей);
- прозрачный стаканчик с салфеточкой на дне;
- стаканчики с водой, на дне – горох (по количеству детей);
- духи;
- тазик с водой;
- веера по количеству детей;
- кораблики;
- крышки от фломастеров (по количеству детей);
- воздушный шарик;
- трубочки;
- гуашь;
- альбомные листы.
Ход занятия:
1. Орг. момент.
Ребята, сегодня к нам на занятие прилетел Воздушный шарик. Посмотрите, какой он грустный и печальный. Послушайте его историю: Воздушный шарик недавно родился и совсем ничего про себя не знает, даже не знает, почему его называют воздушным. От этого ему очень грустно, ведь ничего о себе не знать – это совсем не весело. И поэтому он решил обратиться к нам за помощью. Ребята, мы поможем Воздушному шарику?
- Да, конечно, Шарик, не переживай, мы обязательно тебе постараемся помочь.
Все мы слышали, что нас со всех сторон постоянно окружает воздух, он всегда вокруг нас. А для чего нам нужен воздух? (Дышать)
А кому ещё нужен воздух? - Рыбам, животным, растениям.
Правильно, всему живому.
Но воздух никто не видел, не трогал руками. Так может, и нет никакого воздуха?
Давайте не будем гадать, а проверим с помощью опытов и экспериментов: существует ли воздух, и какими свойствами он обладает. Я предлагаю вам, ребята, вместе с Воздушным шариком отправиться в лабораторию, и как настоящие ученые-исследователи провести опыты, чтобы узнать побольше интересного о воздухе.
В лаборатории надо соблюдать определенные правила: не нарушать тишину, не перебивать друг друга, бережно обращаться с оборудованием, пользоваться только своими инструментами.
Проходите в лабораторию, не забудьте пристегнуть бейджики - вот теперь мы научные сотрудники.
Воздушный шарик, мы очутились в самой настоящей научной лаборатории.
Садитесь за столы.
Ученые при исследовании часто пользуются схемами, моделями. Мы с вами тоже будем применять их методы.
Посмотрите на исследовательскую доску.
На первой схеме изображен глаз.
Как вы думаете, на какой вопрос мы будем искать ответ сейчас?
Да, правильно, - как можно увидеть воздух?
Опыт 1. «Поймай воздух».
Возьмите со столов полиэтиленовые пакеты. Смотрите, какие они тоненькие, их можно сложить в несколько раз.
Теперь попробуйте поймать в пакет воздух и закрутите его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Значит, воздух существует! Воздух занял всё место в пакете, хоть мы его и не видим.
Вывод: воздух прозрачный, он везде, чтобы его увидеть, его надо поймать.
И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете точно так же, как и у тебя в животике, Воздушный шарик – в тебе тоже воздух, хоть мы его и не видим.
Опыт 2 «Есть ли воздух в стаканчике?»
Внимание коллеги. Соблюдаем тишину. Следующий эксперимент. На дно стаканчика приклеиваем на пластилине салфеточку. Переворачиваем стаканчик вверх дном и опускаем его прямо вертикально в ёмкость с водой, до дна ёмкости.
Посмотрим, намокнет ли салфетка. Что же случилось с салфеткой. (Она сухая)
Вывод: салфетка не намокла, потому что воздух есть в стакане (воздух везде) – пускай мы его и не видим (потому что он невидимый, но именно он и не пускал туда воду.
Опыт 3 «Воздух в человеке»
А внутри людей есть воздух? Давайте проверим.
Двигайте к себе стаканчики с водой, на дне стаканчиков лежат горошинки. Хотите оживить горошины? Что надо сделать? – Надо подуть в трубочки. Что мы видим? Появились пузырьки - это воздух. А что делают наши горошины? Они двигаются. Что же нам помогло оживить горошины? Да, конечно же, воздух. Мы не только его нашли, но и увидели, как он заставил горошины двигаться. А откуда взялся этот воздух? – мы подули в трубочки.
Вывод: значит, сейчас мы убедились, Воздушный шарик, что в человек есть воздух! Мы им дышим!
- Итак, мы продолжаем проводить эксперименты. Какая следующая схема на нашей исследовательской доске? - Нос.
Как вы думаете, воздух имеет запах? Как проверить?
Опыт 4. «Есть ли запах у воздуха?»
Предложить детям понюхать воздух – не слышно запаха.
Дать понюхать детям духи.
Вывод: воздух без запаха, но может передавать чужие запахи.
Физкультминутка.
Я с утра сегодня встал,
С полки шар воздушный взял.
Начал дуть я и смотреть –
Стал мой шарик вдруг толстеть.
Я все дую – шар все толще,
Дую – толще, дую – толще.
Вдруг услышал я хлопок –
Лопнул шарик, мой дружок…
Давайте теперь опять обратимся к исследовательской доске. Что изображено на следующей схеме? - Руки.
Как вы думаете, что руки могут обозначать? - Как почувствовать воздух.
Опыт 5. «Движение воздуха»
Ребята, а мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть?
Когда мы вдыхаем и выдыхаем, воздух двигается – получается ветерок.
На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта) .
Воздух не видим, зато мы его можем ощутить.
Возьмите веера и помашите им в лицо.
Что вы чувствуете? (Чувствуем, как воздух движется).
Опустите кораблики на воду. Дети дуют на кораблики, они плывут. Так и настоящие корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с кораблём, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее крушение.
Вывод: ветер – это движение воздуха.
Посмотрите, на следующую модель, нарисовано – ухо.
На какой вопрос мы должны найти ответ? Как услышать воздух?
Опыт 6. «Слышим воздух»
Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера или сдуть шарик, то мы можем услышать воздух.
Возьмите по крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.
А ещё у нас на столе есть шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно его надуть, а затем растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.
Вывод: воздух можно услышать разными способами.
Рефлексия.
Итак, коллеги, давайте напомним Воздушному шарику, что мы в нашей лаборатории узнали о воздухе?
Вывод 1: Воздух существует!
Вывод 2: Воздух невидимый, бесцветный, прозрачный.
Вывод 3: Воздух без запаха.
Вывод 4: Воздух живет вокруг нас и внутри нас
Вывод 5: Воздух можно услышать разными способами.
Вывод 6: Ветер – это движение воздуха.
Наш эксперимент подходит к концу, вы все были внимательными, активными. Воздушный шарик повеселел, он много узнал о воздухе.
Наши коллеги- ученые оставили вам в подарок трубочки для проведения в детском саду игры- опыта «Рисование воздухом».
С помощью воздуха можно рисовать: надо с помощью трубочек раздуть на альбомном листе кляксы из гуаши от центра в разные стороны.
И в садике можно, кто захочет, нарисовать Воздушному шарику картины в подарок, чтобы он уже больше никогда не грустил.
А теперь, уважаемые коллеги - научные сотрудники, мы сейчас возвращаемся в детский сад, Надеюсь, вы сможете повторить увиденные эксперименты, и сможете придумать новые.
Спасибо за работу, до свидания!
Конспект занятия по экспериментированию: «Чудеса воды» в старшей группе
Цель: развитие познавательных интересов, потребности в самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта.
Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познание», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие».
Обучающие задачи:
• Упражнять в наблюдательности за окружающей средой;
• Закрепить представления детей о воде, его свойствах;
• Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воды;
• Продолжать закреплять навыки проведения опытов.
Развивающие задачи:
• Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
• Создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания;
• Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам;
воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой.
Целевые ориентиры: Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики.
Методологические приемы: беседа-диалог, игровая ситуация, физкультминутка, опыт, эксперимент, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итого, вопросы, индивидуальные ответы детей).
Оборудование : Для воспитателя: лёд, 4 стакана, вода, подсолнечное масло, стеклянная палочка, фужер, шприц, пипетка, шипучка – «Упсарин Упса», 4 ч. ложки, сода пищевая, жидкость для мытья посуды, лимонная кислота (30 гр., 1,5 л. бутылка газировки, виноград, тарелка, пластилин, свечка, спички. Для детей: пипетки, вода, лед краситель (гуашь).
Ход занятия:
1. Орг. момент.
Воспитатель: Доброе утро, ребята! Сегодня к нам пришло очень много гостей. Давайте поздороваемся с ними и подарим им своё хорошее настроение.
Воспитатель:
Поудобнее садитесь,
Не вертитесь, не крутитесь.
Дети, а, что утром было,
Я же вам сказать забыла –
Только в садик я зашла,
К нам капелька в гости пришла.
(показ видео –приветствие Капельки) Посмотрите, какая она весёлая.
Давайте послушаем ее историю:
Капелька здоровается с детьми и зачитывает стих о воде: «Вы слыхали о воде? Говорят, она везде…
Воспитатель: Ребята, а кому нужна вода?
Дети: Людям, животным, растениям, насекомым, птицам.
Воспитатель: А если не будет воды?
Дети: То всё пожелтеет, высохнет и погибнет.
Воспитатель: Вода бывает в каком состоянии?
Дети: В жидком, твёрдом и газообразном.
Воспитатель: В газообразном это что?
Дети: Пар, туман.
Воспитатель: В твёрдом?
Дети: Лёд, снег, иней, град
Воспитатель: И в жидком?
Дети: Вода.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Да, ребята, без воды всё живое на свете погибнет. Вода – это жизнь!
Пришло время нам с вами немного отдохнуть.
3. Физкультминутка.
Воспитатель: А сейчас - «ТУЧКА»
Дети под видео танцуют танец «Тучка»
Воспитатель: Какие вы молодцы, как хорошо можете двигаться.
А вы любите опыты?
А где проводят опыты?
Дети: В лаборатории.
Воспитатель: Хотите там оказаться?
Дети: Да.
Руки вверх
Руки вниз
И на месте покружись
Раз - хлопок,
Два – хлопок,
Снова сделай поворот
Прыг, скок – улыбнись
И в лаборанта превратись.
4. Практическая часть.
Воспитатель предлагает пройти и надеть халаты и колпаки.
Дети проходят в лабораторию и повторяют правила работы в лаборатории.
Воспитатель: Вы знаете, ребята, вода, как волшебница из сказок. Она может делать разные превращения. Интересно, что будет происходить, если в воду мы будем добавлять разные вещества?
Опыт № 1 «Плавающая льдинка». (3/4 стакана воды, лёд, подсолнечное масло)
Берём кусочек льда и опускаем в воду. Как лёд не топи, он всё равно будет всплывать на поверхность. Но можно сделать так, что лёд не будет всплывать. Надо налить подсолнечное масло. Масло поднимется и лёд больше не вынырнет. Он будет между водой и маслом.
Опыт № 2 «Прозрачность воды».
(вода 0,5 стакана, масло подсолнечное 0,5 стакана, стеклянная палочка)
Через масло палочку не видно, а через воду видно.
Опыт № 3 «Лавовая лампа» (фужер, 3/4 бокала масла подсолнечного, вода, краситель (с шприца 3 мл., пипетка.
Отдельно: (1ч. л. сода пищевая, 3/4 лимонная кислота) => перемешать и насыпать в фужер с маслом, водой и красителем. Можно заменить шипучей таблеткой «УПСАРИН УПСА».
Наливаем масло (3/4 фужера, немного воды - лить потихоньку. Несколько капель красителя. Кидаем шипучую таблетку. И наслаждаемся!
Опыт № 4 «Извержение вулкана» (4 стакана с 0,5 воды, 4 чайные ложки)
- 1 стакан (0,5 воды + 2 ч. л. соды пищевой)
- 2 стакан (0,5 воды + жидкость для мытья посуды)
- 3 стакан (0,5 воды + пищевой красный краситель)
- 4 стакан (0,5 воды + лимонная кислота (30 гр.)
По очерёдности дети заливают все 3 стакана.! 4-й стакан с лимонной кислотой воспитатель заливает сам, отведя детей на небольшое расстояние, т. к «лава» моментально начнёт изливаться.
Опыт № 5 «Танцующие ягодки» (1,5 литровая бутылка газированной воды, виноград; стакан с обычной водой)
Открыть бутылку и бросать виноградные ягодки. Пузырьки газа будут поднимать виноград вверх.
Сравнить результат с обычной водой.
Опыт № 6 «Прятки» (тарелка, пластилин, свечка, спички, стакан, вода, краситель).
Ставим свечку на глубокую тарелочку и поджигаем, затем подливаем подкрашенную воду, закрываем свечку стаканом и ч/з некоторое время вода втягивается внутрь стакана.
5 Рефлексия.
Воспитатель: Ну что, ребята, интересны были опыты с водой?
Вот видите, как вода может вести себя с разными веществами.
Но человек может пить только пресную воду.
А её на планете так мало.
Ой, капелька нам что-то хочет сказать.
(показ видео: Капелька даёт наказ детям и прощается с ними.)
Воспитатель дарит кристально чистую воду от Капельки.
Конспект ОД по поисково-исследовательской деятельности в средней группе «Источники света»
Цель: создание условий для проявления познавательно исследовательской деятельности через создание проблемно-поисковых ситуаций.
Задачи:
Развивающие: развивать любознательность, мышление, воображение, представления об окружающем мире; развивать умение мыслить логически, обосновывать свои ответы, сопоставлять факты; побуждать познавательную активность детей; развивать речь детей, обогащать словарный запас.
Образовательные: обогатить представления детей о разнообразных источниках света (солнце, фонарик, свеча, лампа; о свойствах света: показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы; в процессе экспериментирования стимулировать использование исследовательских и поисковых действий.
Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира, интерес к экспериментированию; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, организованность.
Целевые ориентиры: Овладевает умениями экспериментирования и при содействии взрослого активно использует их для решения интеллектуальных и бытовых задач.
Интеграция : коммуникативная, познавательно – исследовательская, двигательная.
Материалы и оборудование: для воспитателя:ноутбук, коробка с крышкой, в которой сделана прорезь, лазерный фонарик с фигурной насадкой, лампа, настольная лампа, экран, свеча, цветные стёкла, картон,. Для детей :фонарик для каждого ребенка, цветные стекла, картон, тряпочки, дощечки.
Ход занятия.
Организационный и мотивационный момент:
В. Ребята, посмотрите, кто это прилетел к нам? (Лунтик)
В. Ребята, посмотрите Лунтик, прилетев на Землю и принес нам книгу и просит прочитать небольшой отрывок из сказки К. И. Чуковского «Краденое солнце». Он совершенно запутался, что случилось в этой сказке, поможем ему разобраться? (Воспитатель читает отрывок).
В. Ребята, а почему в сказке наступила темнота? (ответы детей)
Основная часть:
-Что даёт нам солнце? (свет, тепло)
-От чего ещё бывает светло? (по ходу ответов детей выставляются (появляются на мониторе) иллюстрации солнца, звёзд, месяца, свечи, электрической лампочки, фонарика)
Чтобы мы смогли рассказать Лунтику какой же он – свет, предлагаю отправиться в путешествие. Может нам придётся идти при свете, а может и в темноте.
А сможем ли мы с вами идти в темноте? (нет)
Значит, что нужно взять с собой в путешествие? (фонарик)
Как пользоваться фонариком, чтобы он не принес нам вред? (ответы детей)
-Теперь возьмем в руки фонарик, проверим, как он работает.
В путь мои друзья! (идём под весёлую музыку, вдруг гаснет свет)
-Ой! Наступила темнота, но нам не страшно. Отважные путешественники, включаем фонарик.
-Что нам дает фонарик? Как светит фонарик в темноте? (ярко)
-Если фонарик направим вверх, что произойдёт? (наверху будет свет)
-На что похож свет от фонарика?
-А если направим фонарик вниз. Где будет светло?
-Давайте приблизим фонарик к полу, что произойдёт? (свет уменьшится)
-А если фонарики удалить от пола, что произойдёт? (свет становится больше)
-Свет рассеивается. Давайте повторим слово — рассеивается.
-Продолжаем наше путешествие (идём в темноте с фонариком, и загорается свет)
-Ребята, а как теперь светит фонарик? (тускло)
-Когда светло фонарик можно выключить.
-Ребята, посмотрите, что я нашла (подходит к столу с разными предметами)
-Давайте посмотрим, что это за предметы (тряпочки, цветные стёкла, дощечки, картон, пластмассовые тарелочки)
-Ребята, а теперь мы поиграем с этими предметами (гаснет свет).
-Ребята, как вы думаете, если мы закроем фонарики дощечкой, свет будет проникать сквозь дощечку? (ответы детей)
-Давайте попробуем, что получится. (свет не проникает)
-Почему? (она плотная, непрозрачная)
Аналогичная работа проводится с цветными стёклами, картоном, тряпочками, ладошками.
-Почему через некоторые предметы свет проходит, а через некоторые — нет? (ответы детей)
-В путь, мои друзья. (на пути настольная лампа и свеча)
-Ребята, а это что за предметы? Для чего они нужны?
-Дети, как вы думаете, от чего света будет больше: от лампы, свечи или моего фонарика? (ответы детей)
-Давайте проверим. Что для этого нужно сделать? (включить свет)
-Чтобы лампа давала свет, что нужно сделать? (включить в розетку)
-Фонарик тоже включаем в розетку? (нет, у него есть батарейки)
-Как включить свечу? (её надо зажечь)
Лампа стоит на столе, фонарик в руках ребёнка, свеча у воспитателя. Ребята сравнивают яркость света.
-Что же светит ярче?
-Продолжаем наше путешествие (подходим к экрану)
-Ребята, а вот здесь нас ждут загадки. А загадки мои необычные. Присаживайтесь на стулья. Закройте глаза. Откройте. Что появилось на экране? (ответы детей)
-Это тень Лунтика.
Воспитатель закрывает свет от прожектора.
-Ребята, а сейчас есть тень? (нет)
-А почему не стало тени? (нет света)
-Правильно, мы можем организовать театр теней, я умею показывать ладошками тени животных. Хотите посмотреть? (воспитатель показывает тени птиц, зайчика, собачки и т. д.)
-Вы хотите поиграть с тенью? (дети показывают тени)
Заключительная часть (рефлексия):
-Ребята, наше путешествие заканчивается, Лунтику пора улететь домой.
-Понравилось ли вам путешествие?
-Что нового интересного мы узнали о свете и его источниках?
-Что больше всего понравилось?
-Что было самым трудным?
(ответы детей)
-Правильно, ребята, сегодня мы с вами познакомились с источниками света, определяли от какого источника свет ярче, узнали о свойствах света (рассеивается, проходит через прозрачные предметы, более яркий в темноте) и как появляется тень. Лунтику очень понравилось, что вы были дружными, умелыми, и он приготовил для вас, но спрятал его. Мой волшебный фонарик покажет лучиком света, где его искать.
(дети находят сюрприз по лучу лазерного фонарика)
-Ребята, посмотрите в отверстие в крышке коробки. Вы видите, что в ней лежит? (нет)
-Почему? (там темно)
-А теперь отвернитесь. (воспитатель кладёт включенный фонарик в коробку)
-А теперь видно, что внутри? (да)
-Почему? (там светло)
-Ребята, Лунтик дарит вам эти звёздочки как символ света. Они будут вам напоминать о нашем увлекательном путешествии, об игре со светом и тенью.