Зульфия Атаева
Конспект занятия по экспериментированию «Метеостанция»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Метеостанция
Составила Атаева З. Ю.
Надым 2017г
Цель: Развитие способности ребенка концентрировать внимание на измерении температуры окружающей среды и собственного тела.
Образовательные задачи:
познакомить детей с понятием «температура»;
формировать представление о приборе для измерения температуры – термометре;
сравнить разные виды термометров;
формировать навыки безопасности при определении температуры горячих предметов;
систематизировать знания детей о сезонных изменениях живой и не живой природы в зависимости от температуры воздуха;
Публикация «Конспект занятия по экспериментированию „Метеостанция“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Метеоролог. Конспекты занятий
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Погода и природные явления
- Темочки
пополнить активный словарь детей новыми понятиями: «градус», «шкала», «температура», «термометр». Оборудование и материалы:
термометры для измерения температуры воды, воздуха, тела человека;
2стакана с водой разной температуры (из холодильника и теплой) на каждого ребенка;
презентация с изображением времен года и разных видов термометров.
белая доска, 2маркера (синего и красного цвета)
Место проведения - групповое помещение.
Этапы мероп
Риятия Этапные задачи Деятельность педагога Осуществляемая деятельность Предпосылки учебной деятельности Контроль результатов деятельности
Введение в ситуацию
(2-3 мин.) Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения00 в деятельность (помочь ….)
В группу входит замерзший на улице Незнайка…
Незнайка: Ой, здравствуйте ребята, как же на улице холодно, приютите меня на минуточку погреться, я так замерз.
Воспитатель: Конечно, входи Незнайка, мы с ребятами тебя всегда рады видеть! Ой, а что это ты нам принес? Что у тебя в руке?
Незнайка: Ребята помогите пожалуйста. Я не знаю,что это за прибор? Да вот заходил сейчас в детский сад, и увидел, висит какая-то штучка, беленькая, красивенькая, и я ее взял себе поиграть. На ней даже есть какие-то черточки, и красненькая полосочка… Оооо, посмотрите ребята полосочка – то длиннее стала. (показывает ребятам термометр)
Воспитатель: Ребята, вы Хотите помочь?
Сможете? а вы знаете, что это такое? постановка детской цели: Зачем? Целеполагание
Фиксация затруднения в деятельности
Обдумывание и планирование своих действий Вопросы: Хотите?
Сможете?
Актуализация знаний (5-6 мин.) Организация познавательной деятельности, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, знания и опыт, детей, необходимые им для «открытия» нового знания; В. : Правильно. А кто из вас знает, для чего нужен термометр?
Р. : Термометр - это такой прибор для измерения температуры.
В. : Совершенно верно! У каждого термометра имеется шкала и стеклянная трубка, наполненная подкрашенной жидкостью. На шкале есть деления, каждое из которых обозначает один градус. Цифры, стоящие около делений, показывают число градусов. Ноль – граница между градусами тепла и холода.
В. : Ребята, а вы знаете, для измерения чего, предназначен термометр?
Р. : Назначение термометров бывает разным: для измерения температуры воздуха, воды и тела человека.
В. : Правильно, молодцы! В связи с разным назначением термометров отличается и их внешний вид – разная внешняя форма, разный цвет жидкости внутри, а теперь есть термометры электронные, для измерения температуры тела. Понятно Незнайка? (показать Незнайке и ребятам термометры разных видов) Предлагают варианты решения проблемы, опираясь на опыт и знания Мотивация к самостоятельной деятельности Фиксирование в речи затруднения и его причины
Затруднение в ситуации (2-3 мин)
Моделирование ситуаций, в которой дети сталкиваются с затруднением, организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения; Анализ детьми возникшей ситуации
Умение фиксировать свои затруднения и выявлять их причину
Выявление уровня затруднения
Открытие нового знания (способа действия)
(3-4 мин.)
Вовлечение детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиск и открытие новых знаний, формирование опыта успешного преодоления трудностей через выявление и устранение их причин; Формирование опыта успешного преодоления затруднения
Умение определять способы и средства для достижения цели
Теперь вы знаете как?
Включение нового знания в систему знаний и умений (3-4 мин) Создание ситуации, в которых дети используют новое знание, совместно с освоенными ранее способами В. : Посмотрите на экран, вы увидите, большое разнообразие термометров.
(презентация «Термометр и температура» слайды со 2по 11)
(1й опыт)
В. : А давайте теперь ребята проведем первый опыт.
Р. : Давайте.
В. : Измерим температуру на улице и у нас в группе. Незнайка неси еще один термометр с улицы.
(Незнайка приносит с улицы другой термометр)
В. : Ну ребята и Незнайка скажите, сколько на термометре градусов?
Р. :-5
(берем термометр, который весел в группе, показываем детям и Незнайке)
В. :А теперь давайте посмотрим, сколько же у нас в группе градусов?
Н. : +22
В. : Ребята, а скажите, какая погода бывает весной, летом?
Р. : Весной бывает тепло, летом – жарко.
В. : Хорошо, а осенью и зимой?
Р. : Осенью и зимой холодно.
В. : Когда мы говорим, что тепло, холодно, жарко, то имеем в виду температуру воздуха.
(2й опыт)
В. : Теперь мы проведем 2й опыт. С помощью термометров определите, в каком из двух стаканов холодная вода, а в каком теплая? (Раздаем по 2 стакана с водой, в одном стакане, синего цвета - теплая вода, а в другом стакане, красного цвета – холодная. Так же раздаем по 2 термометра, один опускаем в стакан с холодной водой, а другой с горячей водой.) Ребята, давайте определим, в каком стакане, какая температура воды? Опускайте градусники в красный стакан.
Р. : +39градусов.
В. : запишем на доске результат (на доске нарисованы два стакана и воспитатель вписывает данные, после измерения температуры).
В. : А теперь опускайте градусники в синий стакан. Скажите, какая там температура?
Р. : -3 градуса
В. : Хорошо, запишем результаты на доску
В. : Что мы можем про это сказать?
Р. : В синем стакане температура +39, значит, там горячая вода, а в красном где -3, вода холодная.
Н. : Ой, что-то я совсем замерз…
В. : А давайте все вместе поиграем:
Физминутка
Руки тянем в потолок,
Будто к солнышку цветок.
(Потягивания, руки вверх.)
Руки в стороны раздвинем,
Будто листики раскинем.
(Потягивания, руки в стороны.)
Руки резко вверх поднимем,
Раз-два, три-четыре,
Машем крыльями, как гуси.
А потом быстрей опустим.
(Резким движением поднять прямые руки через стороны, затем опустить.)
Будто в классики, немножко
Прыгаем на правой ножке.
А теперь на левой тоже.
Сколько продержаться сможем?
(Прыжки на одной ножке.)
Отдохнули мы чудесно,
И пора нам сесть на место.
(3й опыт)
В. : А теперь ребята давайте проведем еще один опыт. Для этого нам нужно измерить температуру тела у Незнайки.
(измеряем температуру тела Незнайки)
В. : Ребята, а кто знает, какая температура должна быть у здорового человека?
Р. : 36 и 6
В. : Отлично! Именно эта температура тела должна быть у здорового человека. А если человек заболел, то у него какая температура?
Д. : Больше 37
В. : Правильно. Ну, теперь можно посмотреть на термометр. Незнайка давай его сюда… Так 36 и 6, Незнайка ты здоров? Практическое выполнение задания Умение действовать по инструкции, контролировать и адекватно оценивать свои действия Самоконтроль
Осмысление (2 мин) Побуждение детей к осмыслению своей деятельности, фиксация достижений цели и определению условий, которые позволили её достичь В. : Давайте теперь сделаем вывод. Температура тела человека в группе и на улице остается неизменной, а значит, не зависит от температуры окружающей среды, а температура воздуха и воды может отличаться в зависимости от пространства ее измерения.
Н. : Теперь я все понял! Спасибо Вам ребята, за то, что помогли мне разобраться с термометрами и градусами. Я уже согрелся и мне пора идти.
До свидания ребята!
Р. : До свидания!
В. : Вы сегодня все хорошо поработали и заслужили маленькие поощрительные призы. Рефлексия (личная оценка) Умение достигать поставленной цели Что хотели сделать? Получилось? Почему?