Гожа Татьяна Анатольевна
Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Живой вулкан»
▼ Скачать
МАДОУ «ДС№ 5 г/Благовещенска»
Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Живой вулкан».
Воспитатель Гожа Т. А
Благовещенск 2024г.
ЦЕЛЬ
Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. В процессе детского экспериментирования удовлетворить потребность детей в познании, самостоятельности.
ЗАДАЧИ:
Публикация «Конспект занятия по экспериментальной деятельности „Живой вулкан“» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Образовательные - Продолжать пополнять знания детей о вулкане, профессии вулканолога, строении Земли. Дать представление о процессе извержения вулкана, эффекте лавы, вулканических камнях. Упражнять в чтении схем.
Развивающие. 1)Стимулировать желание детей экспериментировать. 2)Развивать эмоционально – положительное отношение к познанию окружающего мира. 3)В процессе экспериментирования развивать : мышление, воображение, внимание, наблюдательность. Воспитательные. Воспитывать бережное отношение к природе, доброжелательные отношения друг к другу.
Интеграция образовательных областей - «познание», «коммуникация», «здоровье», «безопасность».
Материалы:
-на каждого ребёнка вода, масло, соль, краситель, лупа, пемза, обычный камень, макет вулкана, поддон, пищевая сода, лимонная кислота, сухой краситель (красный, жидкость для мытья посуды, пипетки, мерные ложки, пластиковые стаканчики.
Ход занятия.
Ребята, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей! Они пришли к нам на занятие давайте их поприветствуем. Здравствуйте!
Разминка.
Собрались все дети в круг
Ты – мой друг и я твой друг!
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
- У меня есть для вас загадка, отгадав её, вы узнаете о чём сегодня пойдёт речь.
Я плююсь огнем и лавой,
Я - опасный великан!
Славен я недоброй славой,
Как зовут меня?
(Вулкан)
- Правильно, речь пойдет о вулканах. Ребята, вспомните, что такое - вулкан?
ДЕТИ: Это гора, из которой сначала идет дым, потом летят камни, а затем извергается лава.
Посмотрите на карту расположения вулканов по всему миру (они обозначены красными точками). Видите как их много! И в нашей стране они есть.
Скажите, где они находятся?
ДЕТИ: На Дальнем Востоке Камчатке, Курильских островах.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно, ребята. А хотите, отправиться в путешествие на Камчатку и самим увидеть извержение вулкана?
ДЕТИ: Да!
Тогда нужно решить, на чём мы поедем?
ДЕТИ: (предлагают свои варианты).
Но мы находимся в детском саду, и кроме стульев и шариков у нас ничего нет. Я предлагаю сделать большой воздушный шар и полететь на нём! Согласны?
ДЕТИ: Да!
(Дети вместе с воспитателем выставляют стульчики форме корзины, а привязанные к ним шарики выполняют роль воздушного шара. Все занимают свои места и отправляются в путешествие).
Дети пока мы летим, я вам расскажу легенду о вулкане.
«Жил на свете бог по имени вулкан (показывает картинку бога «Вулкан»). И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжёлым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным рёвом летели раскалённые камни, огонь и пепел. Вулкан работает, - со страхом говорили люди, уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами.
Ребята, а вы знаете, как называются учёные, которые изучают вулканы?
ДЕТИ: Вулканы изучают вулканологи.
А для чего?
ДЕТИ: Чтобы предупредить людей об извержении и т. д.
А почему происходит извержение?
Ребята, чтобы узнать, почему это происходит, нужно рассмотреть строение Земли.
(Показ диаграммы поперечного сечения Земли).
Расскажите, из чего состоит Земля.
ДЕТИ: Земля состоит из земной коры мантии и ядра.
Температура мантии - тысячи градусов: ближе к ядру температура больше, ближе к коре - меньше. Из-за большой разницы температур происходит перемещение вещества мантии магмы к поверхности Земли. Увеличиваясь в объёме, под воздействием давления магма прорывается на поверхность в тех местах, где имеются трещины. Вышедшая на поверхность магма называется лавой. Так происходит извержение вулкана.
Ну, вот мы и прилетели на Камчатку! (Дети выходят и осматриваются).
(На экране мультимедиа - спящий вулкан).
Дети, что перед нами?
ДЕТИ: Это гора.
На самом деле это и есть самый настоящий вулкан, только сейчас он спит.
Ребята, а хотите поиграть в вулкан? Тогда вставайте в круг.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Вулканы начали «играть»
Из жерла лаву извергать. (Присесть,постепенный подъёмна носки. руки вверх, сделать несколько встряхиваний кистями, опустить руки вниз).
Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид!
Но вот он начал затихать –
Огонь в нём начал угасать. (Руки на поясе, поднимаем их вверх с одновременным сжатием и разжиманием пальцев (2 раза, медленно опускаем, приседаем).
Последний раз огнём дыхнул –
И на десяток лет уснул. (Сидя в приседи, долгий сильный выдох, сложить руки под щёку «спят»).
(Слышится гул просыпающегося вулкана). Ой, кажется, вулкан просыпается! Давайте отойдём на безопасное расстояние и посмотрим!
(просмотр слайдов или фильма о вулканах сопровождается пояснениями педагога)
- Извержение вулкана начинается с появления дыма.
- Затем происходит взрыв.
- На самой вершине вулкана находится кратер. Кратер – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато – оранжевая пасть, это жерло вулкана, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. Лава – это растопленные камни. Она течёт вниз по склону и вытекает очень далеко от вулкана. По пути она сжигает траву и деревья, уничтожает всё живое на пути, превращая в пепел. Когда лава утечёт далеко от вулкана, она застывает и превращается в камни - пемзу. Посмотрите как выглядит извержение вулкана ночью. Как течёт огненная река лавы.
А хотите сами устроить извержение вулкана? Я предлагаю отправиться в лабораторию вулканологов – она здесь, не далеко.
ДЕТИ: Хотим!
Но прежде, необходимо вспомнить технику безопасности. Как вы думаете, что надо сделать первым делом?
ДЕТИ: Надеть специальную одежду. И помнить, что со всеми веществами следует обращаться очень осторожно. Ведь среди них, могут встретиться и ядовитые. И конечно же не стоит все пробовать на вкус, особенно если не знаешь, что это за вещество.
ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЕ.
Предложить детям описать лаву (кипящая, раскалённая, бурлящая, красно – оранжевого цвета). Предложить изготовить её самостоятельно, используя схему.
ОПЫТ 1 «Эффект лавы».
Понадобится: вода, масло, соль, краситель.
Указания: 1) Заполнить капсулу водой до отметки «1» (3/4). Добавить несколько капель красителя, перемешать. 2) Оставшееся в капсуле место заполнить маслом. Вы заметили, что масло не растворяется в воде? 3) Насыпьте небольшое количество соли в капсулу и немного подождите. Что происходит? Добавьте ещё соли и наблюдайте за происходящим. Каждый раз при добавлении соли вы будите наблюдать эффект лавы!
Вспомните, что происходит с лавой дальше? (утекая далеко от вулкана, она остывает и превращается в камень – пемзу).
ОПЫТ 2 «Вулканические камни».
Понадобится: ёмкость с водой, лупа, пемза, обычный камень.
Когда вулкан извергается, на поверхность выходит не только лава, но и различные газы. Некоторые газы смешены с лавой и образуют пемзу с множеством пузырьков.
Указания. 1)Возьмите образец вулканического камня (пемзу). Правда, он лёгкий? 2) Рассмотрите камень под лупой. Видите маленькие отверстия? 3) Опустите камень в воду. Что происходит? Пемза не тонет в воде – в ней множество пузырьков газа.
Опыт 3 «Извержение вулкана».
Понадобится: макет вулкана, поддон, пищевая сода, лимонная кислота, сухой краситель (красный, жидкость для мытья посуды, вода.
Ребята, перед вами макеты вулканов. Я думаю, скоро начнётся извержение! Посмотрите, мой вулкан уже просыпается! Расскажите, что происходит? (Кипящая лава вытекает из кратера). Хотите разбудить свои вулканы? Тогда посмотрите на схему.
Указания: 1) Засыпать в «жерло вулкана» 1 ч. ложку соды из сосуда №1. 2) Добавить 1 ч. ложку лимонной кислоты из сосуда №2. (аккуратно перемешать) 3) Добавить сухой краситель на кончике ложки из сосуда №3. 4) Добавить 5 капель мю жидкости из сосуда №4. 5) Ложкой, аккуратно вливаем воду из сосуда №5 (пока не начнётся «извержение»).
Наблюдаем за извержением. Дети делятся впечатлениями. Молодцы ребята, вы были внимательными, работали аккуратно, и у вас всё получилось, замечательно! А нам пора возвращаться обратно.
Дети снимают халаты и занимают места на воздушном шаре. Воспитатель предлагает детям игру «Хорошо плохо». Ну, вот и закончилось наше путешествие!
Ребята, вам понравилось? Я предлагаю нарисовать то, что понравилось вам больше всего.