Ирина Ефимова
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Свойства воздуха»
▼ Скачать +Заказ
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе
Тема: «Свойства воздуха»
Познавательно-исследовательская деятельность
Цель: Систематизировать знания детей о свойстве воздуха через организацию совместной деятельности. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
Задачи:
Обучающие:
Публикация «Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе „Свойства воздуха“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;
учить самостоятельно делать выводы в процессе экспериментирования;
- познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения;
- активизировать и расширять словарный запас детей.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности;
- развивать речь, мышление, внимание, наблюдательность, любознательность;
- развивать умение делать выводы.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к исследовательской деятельности;
- воспитывать экологическую культуру;
- воспитывать аккуратность в работе.
Предварительная работа:
наблюдение за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, вертушками. Беседы: «Чистый воздух», «Для чего нужен воздух человеку», о роли воздуха в жизни человека, животных и растений; загадки про явления природы.
Оборудование:
Полиэтиленовые пакеты, стаканы, зубочистки, газированная вода, изюм, контейнеры от киндеров, корка от апельсина, мыльные пузыри.
Ход ООД:
Организационный момент:
- Здравствуйте ребята! Я рада видеть вас! Давайте поздороваемся с нашими гостями.
Сделайте глубокий вдох, выдох.
Вдохните здоровье, выдохните болезни!
Вдохните добро, выдохните неприятности!
Вдохните уверенность, выдохните скованность и беспокойство! Нам легко и приятно.
- Вы уже все видели, что в нашей группе мы создали мини- музей «Воздуха и Воды». Некоторые даже приняли участие в его оформлении, но в нашем музее нет ни одной книги. Я предлагаю вам, помочь мне, сделать книгу о воздухе. Поможете?
- Молодцы! А теперь я загадаю вам загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь
Он не видимый, но все же
Без него мы жить не можем. (воздух)
- Правильно воздух! Давайте с вами почувствуем, как воздух наполняет наши легкие. Положите руку себе на грудь. Сделайте глубокий вдох. Почувствовали, как грудная клетка поднимается и опускается при выдохе. Это наши легкие наполнились воздухом.
- Как вы думаете, кому нужен воздух?
Ответы детей.
Вывод: Воздух необходим для дыхания всем живым существам. (показываю первую страничку для книги «Кому необходим воздух»)
- Молодцы! А теперь я хочу вас познакомить со свойствами воздуха. Давайте пройдемте за столы. Аккуратно рассаживайтесь, посмотрите сколько всего интересного у вас на столах.
- Мы с вами почувствовали воздух вдохнули полной грудью. А теперь, скажите можем ли мы с вами увидеть воздух? Чтобы воздух увидеть его нужно поймать. Я научу вас ловить воздух. Возьмите пакет. Что в нем? (он пустой)
- Давайте его сомнем. Посмотрите как легко он мнется, почему? (потому что он пустой)
- Теперь мы наберем в пакет воздух и закрутим пакет.
- Что произошло с пакетом? Пакет изменил форму, он полон воздуха. Что в пакете? (воздух) Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (там воздух)
- Вы видите воздух? Хорошо давайте проверим, возьмите острую палочку и проколите пакет. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? (ветерок)
Вывод: воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать. Воздух не имеет цвета, он прозрачный. (прикрепляю на доску следующую страничку для книги «Воздух не имеет цвета»)
- Посмотрите перед вами стакан с водой, положите в него изюм. Что с ним произошло? (он утонул) А теперь во второй стакан я налью вам газированную воду. Почему она так называется? В ней много маленьких воздушных пузырьков. Воздух-газообразное вещество, поэтому вода газированная. Посмотрите пузырьки воздуха быстро поднимаются вверх, они легче воды. Бросим во второй стакан изюм. Он тяжелее воды и тоже опустился на дно, но на него сразу начнут садиться пузырьки, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что изюм всплывет. На поверхности воды пузырьки лопнут и воздух улетит. Отяжелевшая изюминка вновь опустится на дно. Так будет продолжаться несколько раз пока воздух из воды не выдохнется.
Вывод: Воздух легче чем вода. (следующая страничка)
- А теперь не много отдохнем. Оказывается с воздухом можно поиграть, а помогут нам мыльные пузыри. В этих сосудах находится мыльная пена, когда мы дуем она наполняется воздухом и получаются мыльные пузыри.
Физминутка (с мыльными пузырями)
- Поиграли, отдохнули! Пойдем дальше узнавать секреты воздуха?
- А как вы думаете, сможем ли мы услышать воздух? На самом деле звук возникает, когда происходит очень быстрое движение вперед, это называется «Колебание». Посмотрите у меня есть свистулька, через нее можно пустить быструю струю воздуха. И благодаря свистульки мы смогли услышать звук. Попробуйте и вы. Звуки распространяются по воздуху.
Вывод: Звук возникает, когда дрожит воздух (происходит колебания воздуха) и тогда мы можем его услышать. (показываю детям следующую страничку «воздух можно услышать»)
- Двигаемся дальше! Ребята, как вы думаете, имеет ли воздух запах? Сейчас мы это проверим. Перед вами лежат контейнеры от шоколадных яиц. Возьмите каждый по одному контейнеру, откройте и вдохните. Не все что то почувствовали. А почему? Как вы думаете, это пахнет воздух или апельсиновая корка издает такой аромат? Значит запах передается по воздуху, а мы его чувствуем.
Вывод: запах передается по воздуху, а мы его чувствуем. (последняя страничка книги «воздух не имеет запаха»)
- У меня для вас есть мультфильм про воздух. Пройдите на ковер, а я в это время склею наши странички.
Просмотр мультфильма
- Вот сколько всего мы узнали про воздух! Что нового вы узнали о воздухе?
- А что вам понравилось больше всего?
- Молодцы! Посмотрите какая у нас получилась книга. Я поставлю её в музей, а позже вы сможете её посмотреть. На этом наше занятие заканчивается.
Давайте скажем До Свидание наши гостям.