Светлана Стешина
Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Какими бывают камни»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Сформировать представление о разнообразии внешнего вида камней, свойствах камня, учить классификации по разным признакам.
Задачи:
1. Закрепить умение определять свойства камней (цвет, форма, размер, вес).
2. Уточнить знания детей об использовании камня в жизни человека.
3. Развивать у детей исследовательскую активность, умение организовать эксперимент и получить результат; развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать.
Публикация «Конспект занятия по экспериментальной деятельности „Какими бывают камни“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Камни. Знакомство с камнями
- Камни. Свойства камней, опыты и эксперименты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
4. Стимулировать детей к самостоятельному формулированию выводов.
I. Постановка проблемы занятия
В. : ребята присаживайтесь на стульчики. Давайте поделимся друг с другом теплом и добротой, подарим друг другу наши улыбки.
Ребята, как вы считаете, сможет ли посторонний человек, зайдя в эту группу, догадаться о наших увлечениях?
А у вас есть увлечения (ответы детей)
Какие разные у вас увлечения! У каждого человека есть любимое дело, которым он любит заниматься в свободное время. У меня тоже есть такое увлечение – это коллекционирование. Вы, знаете, что это такое? (Коллекционирование – это собирание каких- либо предметов).
Что я коллекционирую, вы догадаетесь, если отгадаете загадку.
В сережках у мамы огнем он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелкий – в ладошке лежать.
Тяжелый, большой – одному не поднять.
Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал? (камень)
Вот посмотрите какой красивый камень есть у меня в коллекции. (показываю камушек)
В. : Ребята, а что вы знаете о камнях? (ответы детей)
Не очень много вы о них знаете. Вот и я, собрала целую коллекцию, а ничего рассказать о ней не могу, секреты камней не знаю.
А хотите узнать все секреты камней? Для более полного их изучения я предлагаю вам пройти в лабораторию.
Скажите, какие правила безопасности нужно соблюдать во время проведения опытов? (не шуметь, не вертеться, быть очень внимательными и аккуратными при работе с веществами и предметами).
II. Опытно-экспериментальная деятельность.
В. : А сейчас мы все с вами станем учеными и начнем наши опыты. Откройте свои салфетки и подвиньте к себе поближе подносы. Самыми первыми работают наши глаза. Внимательно осмотрим глазами все камни.
Опыт № 1. «Определение цвета, формы и размера»
В. : Предлагаю сначала рассмотреть камни. Как вы думаете, на какие группы их можно разделить? (варианты детей) Так значит, какие бывают камни? (большие, маленькие, разных цветов, формы). Вы открыли один секрет камней – камни по цвету, форме и размеру бывают разные.
Опыт № 2. «Определение характера поверхности»
В. : Сейчас нужны будут ваши чувствительные пальчики. Закройте глаза, погладьте ваши камешки. Все ли камни одинаковы на ощупь? (Дети делятся открытиями.) Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый.
В. : Ребята, какой секрет вы открыли? (камни бывают гладкими и шероховатыми).
Физкультминутка «Гора»
Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)
До небес макушка (тянутся на цыпочках)
Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)
Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает,
камешки теряет. (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)
И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки).
Катятся, катятся камешки прочь. (часть детей отходят в сторону)
Раскатились камешки, и с той самой поры
Ничего не осталось от нашей горы! (двумя руками показывают на пустое место).
Опыт № 3. «Рассматривание камней через лупу»
В. : Как называется этот предмет? (Лупа) Для чего он нужен? (Для увеличения предметов) Чтобы лучше увидеть поверхность камней, мы воспользуемся лупами. Что интересного вы увидели? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и др.). Есть ли у вас абсолютно одинаковые камушки? (Нет) Какой вывод можно сделать? (Все камни разные)
Опыт № 4. «Определение веса»
В. : Ребята, а как вы думаете, что тяжелее камень или вата? (камень) А если взять очень много ваты и всего один камень? Давайте проверим? Что нам нужно для того, чтобы это проверить? (вата, камень, весы) Пройдите в лабораторию, возьмите нужные предметы. Что положим на одну чашу весов? (вату) Что положим на другую чашу? (камень) Что тяжелее? Что можем сделать еще? (добавить ваты) Что тяжелее? (камень) Посмотрите, вата у нас уже закончилась. Что же у вас получилось? (камень все равно тяжелее)
III. Итоговая часть. Рефлексия
В. : Ребята, вы молодцы! Кто хочет сделать рассказать о свойствах камней? (Один ребенок делает вывод обо всех проделанных опытах) Наше занятие подошло к концу. Вам понравились камни? Вы их полюбили? Конечно же, да. Всё о чем вы сегодня узнали, увидели, расскажите своим друзьям и родителям.