Инна Морозова
Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Волшебница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебница вода» в подготовительной группе
Цель: развитие творческой познавательно – исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.
Публикация «Конспект занятия по экспериментальной деятельности „Волшебница вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
1. Образовательные задачи: Познакомить детей со свойством воды, как жидкости (способность растворять в себе другие вещества) и тремя его основными состояниями (жидкое, твердое, газообразное). Закрепить знания о свойствах воды (текучесть, бесцветность, прозрачность, не имеет запаха, вкуса, является растворителем, можно фильтровать, имеет плотность). Уточить значение воды для всего живого на земле. Ввести в активный словарь детей слово: газообразный.
2. Развивающие задачи: Развивать умение анализировать результаты собственных экспериментов, делать соответствующие выводы.
3. Воспитательные задачи: Воспитывать желание сотрудничать, договариваться в ходе совместной деятельности. Воспитывать у детей безопасность собственной жизнедеятельности во время проведения экспериментов. Воспитывать бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу; подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на земле зависит от окружающей среды. Воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде.
Демонстрационный материал: (для воспитателя) глобус, яблоко, стакан, схемы “Свойства воды”, “Состояния воды”, картинки,чайник,зеркало,стакан с водой, шприц,”фильтр”,белый халат, шапочка из натканного материала. Раздаточный материал на каждого ребенка: стаканы с водой, ложка, салфетка тканевая,сахар, песок,конверт с красителем,шапочки из натканного материала, фартуки, нарукавники.
Подготовительная работа: Чтение художественной литературы “ Как люди речку обидели”, отгадывание загадок по теме, рассматривание фотографий и иллюстраций о воде в природе и природных явлениях, круговорот воды в природе.
Ход образовательной деятельности. 1. Организационный момент. Воспитатель: Ребята, доброе утро. Дети: Доброе утро!
2. Эмоциональная настройка детей. Воспитатель: Доброе утро! Я вам говорю. (дети – Доброе утро) Доброе утро! Я всех вас люблю! Желаю вам хорошо заниматься! Слушать внимательно, ума набираться!
3. Постановка образовательной деятельности. Стук в дверь. Восп: Ребята, кто-то к нам пришёл, я сейчас посмотрю. (Заходит звездочёт) Восп: Ребята, кто это? Звездочё т:" Здравствуйте, ребята. Я путешествовал по небу и встретил жителей небесного королевства,они видят вашу планету Земля, и не понимают, почему она синего цвета? Я им уже пытался рассказать, что у вас очень много воды, но они всё равно не понимают. Помогите мне подробно объяснить, для чего она нужна и какими свойствами обладает. Вос. Ребята,как помочь Звездочёту? (ответы детей) Восп :Присаживайся,Звездочёт к нашим гостям и слушай внимательно! Воспитатель: И вы,ребята, присаживайтесь. Посмотрите, что у нас здесь появилось?Кто знает, что это такое? Дети: Это глобус. Воспитатель: Правильно. А кто из вас знает, что такое глобус? Глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. В:В какие цвета окрашен глобус? Воспитатель: Как вы думаете, что же обозначено этими цветами на глобусе? Вос: Посмотрите, яблоко как и глобус круглое, если его разделить на четыре равные части, то одна часть- это суша, а три части- это вода. На нашей Земле 4 океана и 30 морей, очень много рек и озер. Восп: Посмотрите на картинки, что изображено? (вода, горы и земля) Поставьте знак, чего же больше. Так почему же на нашей планете больше синеего цвета? Восп: ребята, как вы думаете, кому нужна вода? Дети: Животным, растениям, человеку. Восп:А что человек делает при помощи воды? (Готовит, стирает, поливает растения, пьёт, умывается)/А животные? А растения? Воспитатель: Представьте себе, что вода исчезнет с планеты Земля, что тогда произойдёт (ответы детей) Восп: Без воды нет жизни на земле. Воспитатель: - Ребята, мы сегодня много говорили о воде, но ещё нам надо помочь Звездочёту исследовать свойства воды. А где мы это сможем сделать?Где учёные проводят опыты и ставят эксперименты? Дети: в лаборатории. В: а как нам превратиться в таких учёных (одеть спец одежду) В:- Давайте наденем фартуки, нарукавники и шапочки. Но прежде нам предстоит вспомнить правила работы в лаборатории. 1. Перед опытами нужно надеть фартуки,нарукавники, шапочки. 2. Приступай к опыту только после его объяснения и разрешения воспитателя. 3. Не брызгайся водой. 4. Ничего не бери в рот. 5. Во время опыта будь аккуратным, не отвлекайся, чтобы ничего не рассыпать, не пролить. 6. Содержи рабочее место в чистоте. А сейчас я вас приглашаю в лабораторию (садимся на стульчики, на доске схемы свойств воды) Восп: Посмотрите на эти схемы и давайте вспомним, что мы уже знаем о воде? (вода – это жидкость, прозрачная, бесцветная, без запаха, растекается, она принимает форму того сосуда, в который ее наливают, прозрачную воду можно сделать непрозрачной.). Нам предстоит трудная задача: узнать, в каких состояниях бывает вода и что она умеет делать с другими веществами. Вы готовы? Воспитатель: Из чего состоит вода (из мелких капелек) Они соединены друг с другом, но не очень крепко, поэтому вода растекается. Вода – это какое вещество (жидкое) это можно изобразить вот такой схемой: Но вода бывает не только в жидком состоянии. Посмотрите, что это? (Воспитатель показывает чайник) (Это чайник.) Для чего нужен чайник? (чтобы кипятить воду). Что вы сейчас слышите (кипит вода) Капельки нагреваются, начинают быстро передвигаться и вода закипает. Что выделятся из чайника? (пар) Воспитатель подносит к чайнику зеркало. Воспитатель: Из чайника выделялся пар. Что произошло с зеркалом (оно запотело). Во что превратился пар? На зеркале мы видим капельки воды, как так получилось (Пар превратился в воду.) Значит, пар – это что (тоже вода.) Воспитатель: Сильно нагретая вода при высокой температуре превращается в пар. А, пар, остывая, превращается в воду. В природе – пар поднимается вверх, остывает в воздухе и выпадает на землю в виде осадков. Назовите, какие бывают осадки (дождь, снег, град, роса и т. п.). Воспитатель: В паре расстояние между капельками больше, чем в воде, и они быстрее двигаются, «разлетаются». Такое состояние вещества называют газообразным. Газообразное состояние можно изобразить так: Ребята, вода бывает в жидком и газообразном состоянии, а ещё в каком. (твёрдом) Восп:ребята, а как можно получить лед? Дети :налить воду в формочку и поставить в холодильник. При низкой, холодной температуре вода замерзла и превратилась в твердое вещество – лед. Восп : Вы дома замораживали воду, вот такие ледовые фигурки у вас получились. Значит в каком еще состоянии, кроме жидкого и газообразного, может находиться вода? (Вода может находиться в твердом состоянии.) Воспитатель: В твердом веществе, капельки расположены очень плотно друг к другу и двигаются медленно. Твердое вещество можно изобразить так: Восп :так в каких трех состояниях может находиться вода? (жидком, газообразном и твердом.) Воспитатель: ребята,сегодня в нашей лаборатории мы узнаем, что происходит с веществами в воде. Прошу вас подойти к столам. У вас на столах 3 стакана с водой и 3 блюдечка с разными веществами. Как вы думаете, что это за вещества? (песок, сахар, масло) А как вы думаете, какое из веществ раствориться в воде? А теперь давайте проверим. Что мы должны сделать?Что вы наблюдаете?Что произошло с сахаром? А с песком? А с маслом? В :Какой вывод можем сделать? Вода является растворителем, но не для всех веществ. (Вывесить схему) В: Так как вода растворяет в себе много веществ, то её надо фильтровать,потому что в ней могут встречаться частички грязи, водоросли, микробы. Поэтому воду очищают на специальных водоочистительных станциях с помощью сложных фильтров и только потом она попадает в водопровод. Восп : А можно такую воду пить прямо из под крана. (нет) Почему? В ней ещё могли остатьсямикробы. Уничтожить такие микробы может только высокая температура. Значит что надо сделать с водой? Д: Воду надо нагреть, прокипятить. И только после этого её можно пить. В:У меня в стакане тоже грязная вода, посмотрите, что произойдёт, когда пропущу её через фильтр. Вы хотите, чтобы ваша вода стала чище? Воспользуйтесь моим фильтром. В: Что вы наблюдаете? Давайте сделаем вывод. Д: Грязную воду можно фильтровать, она станет чище. (грязь осталась на фильтре) вывесить схему В: Ребята, а как вы считаете, надо беречь воду? (да) А как это можно делать? (не лить много воды, выключать вовремя кран, не засорять реки и озёра….) В: Ребята, мы с вами много узнали о воде. А как вы считаете, можно ли из воды сделать подарок? Сделаем «Радужный стакан» для Звездочёта и жителей небесного королевства. Ребята, на прошлом занятии мы делали с вами сахарные сиропы. Расскажите, как? А какие по плотности сиропы у нас получились? (разные) А от чего зависит плотность воды? (от количества насыпанного в нее вещества) У вас на столе лежат конверты, где находится волшебная краски, а на конвертах написана цифра, покажите её ребятам. Высыпаем волшебную краску в стакан № 4, хорошо перемешиваем. Что произошло с сиропом. Первыми подходят ко мне, у кого на конверте было самое большая цифра. Кто подходит первый? Почему? Набирай сахарный сироп в шприц и аккуратно сливай его в стакан. Восп:Вот и готов наш подарок. Ребята, вам нравится он? Я думаю и жителям небесного королевства он тоже понравиться. Как вы считаете, почему не перемешиваются сахарные слои? Разноцветные слои не перемешались из-за того, что в сиропах разная количество сахара, значит разная плотность воды (схема) А чтобы Звездочёт не забыл всё о чём мы с вами сегодня говорили, давайте подарим жителям небесного королевства волшебный альбом, в котором мы расскажем всё, что знаем о воде. Назовите свойства и состояния воды и поместите эти схемы в альбом. В каких состояниях может находиться вода? (ребенок берет с доски схемы, отвечает, помещает в альбом) Ребята, наши подарки готовы, давайте их подарим Звездочёту. 5. Итог Воспитатель: Звездочёт, мы хотим, чтобы ты передал жителям небесного королевства вот эти подарки и рассказал им всё, что ты сегодня узнал от ребят о воде. Звездочё т: Я благодарю ребят за такую сложную проделанную работу и обязательно всё это передам жителям небесного королевства. Воспитатель: Ну а нам ребята остаётся попрощаться со Звездочётом. Досвидания! Воспитатель: Ребята, Звездочёту мы с вами помогли, а теперь нам надо снова превратиться в ребят и вернуться в детский сад. Что нам надо для этого сделать? Восп: Что вам показалось трудным сегодня? Что было легко? Что узнали нового? Я хочу поблагодарить вас за хорошую работу, вы теперь стали опытными исследователями и вручить вам медали.