Елена Шабалова
Конспект занятия по экономике в подготовительной группе на тему: «Бюджет семьи».
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экономике в подготовительной группе на тему: «Бюджет семьи».
Автор:
Шабалова Е. В., воспитатель
Цель. Ввести детей в мир экономических отношений.
Задачи:
- познакомить с понятиями: бюджет, доход, расход;
- заложить основы планирования семейного бюджета, обеспечить усвоение детьми понятия «Бюджет» и его возможных составляющих (зарплата, пенсия, стипендия);
Публикация «Конспект занятия по экономике в подготовительной группе на тему: „Бюджет семьи“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Семейный бюджет
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- развивать речь, внимание, умение формулировать свои потребности, отвечать на вопросы;
- закрепить математические понятия: количество и счёт, больше – меньше;
- воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги.
Предпосылки: будет способствовать развитию у детей дошкольного возраста основ планирования семейного бюджета, бережливости, самостоятельности, умения контролировать свои расходы (потребности).
Средства реализации: художественная литература, беседа, показ, игра с мячом, игры – упражнения.
Оборудование: монетки,
ХОД
Организационный момент. Дети читают стихотворение Ш. Галиева: «Три копейки за покупку».
1 ребенок: Маму в магазин провожает сын,
Три копейки он ей даёт:
2 ребенок: «Вот! Купи мне самолет.
А еще ружьё, лопатку,
Танк, лошадку, шоколадку,
Самосвал, тетради, краски,
Маски, сказки и салазки!
3 ребенок: Постарайся не забыть.
И на сдачу, можешь даже,
И свистульку мне купить…»
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, можно ли на такую сумму купить такое большое количество товара? (Ответы детей). Что не предусмотрел мальчик, когда просил маму о покупке?
Дети: У мамы нет таких денег, чтобы купить такое большое количество игрушек, сладостей.
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем говорить о экономике.
Терминологическая часть.
Беседа – размышление.
Воспитатель: Дети, кто - ни будь знает, что означает слово «экономика». (Ответы детей).
Воспитатель: Где и от кого вы слышали это слово? (Ответы детей).
Воспитатель: Как вы считаете, это наука о разных развлечениях (сладостях, игрушках, качелях) или это серьёзная наука (о деньгах, различных товарах, заводах и фабриках?
Воспитатель: Подумайте и попробуйте определить, что же изучает эта серьезная наука «экономика». (Ответы детей).
Воспитатель знакомит детей с персонажем рассказа.
– Сегодня у нас в гостях необычный герой. Это мышонок Экономик. Он поможет нам познакомиться со сложной наукой экономикой. Но сначала, давайте послушаем историю, которая с ним произошла.
(Воспитатель зачитывает детям рассказ.)
Беседа по рассказу.
– Подумайте и скажите, с помощью какой науки решил помочь дядюшке Клоуну мышонок Экономик? (Ответы детей).
– Как вы считаете, что должен делать дядюшка Клоун, чтобы добиться успеха и стать обеспеченным человеком? (Ответы детей).
– Посоветуйте дядюшке Клоуну, какую науку он должен изучить с мышонком. (Ответы детей).
– Дети, так как же называется наука, которая изучает правила ведения своего хозяйства? (Ответы детей).
Воспитатель рассматривает с детьми понятие «экономика».
– Как мы уже определили вместе с вами, экономика – это наука о ведении хозяйства по правилам. Эту науку должны изучать и взрослые и дети. Ребенок – для того, чтобы следить за своими вещами (игрушками, одеждой, книжками).
– Скажите, а у вас есть собственные вещи? (Ответы детей).
– Как вы обращаетесь со своими вещами? (Ответы детей).
– Экономика нужна взрослым для того, чтобы знать, сколько нужно изготавливать различных товаров (еды, одежды, игрушек, чтобы всего хватало каждому человеку и не оставалось лишнего.
Игра – упражнение: «Всё это экономика» - с мячом.
Правила игры. Воспитатель предлагает детям устно определить, являются ли названные понятия предметом изучения экономики. Отвечает ребенок, получивший мячик от воспитателя.
Деньги – да
Профессии – да
Мяч – нет
Арбуз – нет
Цена – да
Производство – да
Завод – да
Стул – нет
Фабрика – да
Кошка – нет … (и т. д.).
Беседа-рассуждение:
Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, зачем ваши родители ходят на работу. (Ответы детей).
Воспитатель: А как вы думаете, для чего нужны вашей семье деньги? (Ответы детей).
Воспитатель: А, что ваша семья расходует деньги? (Ответы детей).
Воспитатель рассматривает с детьми понятие «бюджет» и его составных.
Воспитатель: Ребята, вы когда-нибудь слышали слово «бюджет»? Как вы думаете, что оно обозначает? (Ответы детей).
Воспитатель: Дети, все деньги в вашей семье, которыми она может распоряжаться, называются бюджетом. Посмотрите на этот круг - вот это бюджет - все деньги, которые есть в семье.
Воспитатель: А из каких же денег состоит бюджет семьи? (Ответы детей).
Воспитатель рассматривает с детьми составные бюджета.
Воспитатель: Дети, рассмотрите схему. Кто пополняет бюджет семьи? Что делают мама и папа, чтобы пополнить бюджет семьи? (работают). А как называются заработанные родителями деньги? (зарплата). Зарплату люди получают за свой труд.
Воспитатель: А как называются деньги, которые получают бабушка и дедушка, которые уже на пенсии? (пенсия) А почему они получают деньги, ведь они же не работают? (Ответы детей). Правильно, люди, которые на пенсии, получают деньги, которые называются пенсией за свой труд в молодости.
Воспитатель: Посмотрите на схему. Девочка-студентка увеличивает семейный бюджет деньгами, полученными за свою учёбу. Они называются стипендия.
Физкультурная минутка:
Раз, два, три, четыре, пять,
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже,
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше,
И легко, легко подышим.
Игра – упражнение: «Кто в домике живет?».
Воспитатель: Просите ли вы своих родителей, когда они получают зарплату купить вам сладости или игрушки? (Ответы детей). А знаете ли вы на что нужно родителям израсходовать деньги в первую очередь? (Ответы детей). Оплата детского сада, покупка еды, одежды, оплата за квартиру, за свет, за воду, за электричество - всё это расходы семьи. И за всё это нужно заплатить вашим родителям.
Воспитатель: Сейчас мы узнаем, кто в нашем домике живет. Давайте разделимся на команды: «Бюджет» и «Расходы». Дети команды «Бюджет», получают монетки и складывают свои монетки под крышу дома называя источник дохода (зарплата мамы, папы, пенсия бабушки, дедушки, стипендия брата, сестры, деньги от продажи сельхозпродукции и т. д.). Дети команды «Расходы» берут эти монетки и расселяют их по этажам: квартплата, продукты питания на месяц, плата за детский сад и учебу, кредит в банк, покупка новых вещей, развлечения и т. д.
Воспитатель: Достаточно нашего бюджета на расходы? (Ответы детей).
Воспитатель: Дети, сегодня мы узнали с вами, что у каждой семьи есть свой бюджет. Деньги не просто берутся в банкомате, их нужно зарабатывать, да и количество их не очень большое. А столько всего нужно родителям купить. Помните об этом, когда просите своих родителей купить вам что-нибудь.
Итог занятия:
Воспитатель: Чем мы сегодня занимались? (Ответы детей).
Воспитатель: Что нового вы узнали? (Ответы детей).
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рассказ о мышонке Экономике
Жил у одного не очень аккуратного дядюшки Клоуна в его цирковой каморке мышонок Экономик. В комнате Клоуна всегда царил беспорядок: разбросанные, поломанные игрушки, не мытая посуда, грязные окна и пол. Каждую неделю дядюшка Клоун вымазывал или разрывал свои туфли для выступления, и поэтому ему приходилось постоянно покупать новые туфли.
И вот когда денег почти не осталось, а комнате воцарил беспорядок и мусор, дядюшка Клоун сел и горько заплакал.
Вдруг из норки появилась голова мышонка Экономика.
– Не плачь. Я знаю, как тебе помочь!
Дядюшка Клоун удивился и спросил:
– Кто ты? И как ты можешь мне помочь?
– Я мышонок Экономик! Живу в норке у тебя в каморке. Я помогу тебе правильно вести хозяйство, чтобы у тебя в доме всегда был достаток и порядок. Но для этого ты должен изучить науку, которая называется Экономика.
– Конечно же, я согласен! – закричал дядюшка Клоун, – давай с тобой дружить!
И с тех пор мышонок Экономик помогает дядюшке Клоуну вести хозяйство с помощью науки экономики.
Автор: Сазонова Анастасия.