Ирина Ярцева
Конспект занятия по экологическому воспитанию «Экскурсия-поход на осенний луг»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: Способствовать обогащению представлений о взаимосвязи живого организма с окружающей средой (птицы - насекомые, насекомые- растения, растения – воздух). Помочь подмечать характерные признаки предметов и явлений, установить необходимые связи (осенью опадают у деревьев листья)
В играх подмечать характерные особенности предметов (листья желтые, сухие, шуршащие, легкие, по внешнему виду: игра «Листопад», «Найди такой же цветок».
Способствовать осознанию детьми чувства ответственности за свои действия, влияющие на состояние природы. Формировать умение правильно себя вести в лесу.
Публикация «Конспект занятия по экологическому воспитанию „Экскурсия-поход на осенний луг“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Туристический поход. Конспекты занятий "Мы туристы"
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
Предшествующая работа:
1. Наблюдения на прогулке.
2. Беседа о правилах поведения в лесу.
3. Рассматривание альбомов и иллюстраций о лесе.
4. Загадывание загадок, чтение стихов и произведений.
Материал и оборудование к экскурсии.
-покрывало
-аптечка
-лопата (для закапывания костра)
-салфетки
-коробочка для сбора природного материала (листьев, семян ит. д.) «Подарки из леса»
-вода
-маска волка (для игры)
-спички
-клеенка
Ход экскурсии:
Дети, подготовленные в поход - экскурсию, стоят вокруг воспитателя.
Воспитатель : - сегодня мы с вами пойдем в поход - экскурсию на природу. Для начала проверим, все ли удобно одеты, ничего не мешает. (Поправляю тем, у кого что – нибудь не в порядке. Строятся парами. Обращаю внимание на погоду. Предлагаю идти друг за другом, ни кого не обгоняя, вспоминая по дороге пословицы:
-«Осень идет, дождь за собой ведет»
-«Весенний дождь растит, осенний гноит»
-«Весна красна цветами, а осень пирогами»
Подойдя к вербе, рассматриваем листья, замечая, что они похожи на березовые, но на веточках есть почки – шишечки. Срываем одну почку, показываю детям, объясняя, что верба к зиме уже приготовилась, и шишечки – почки весной самые первые распускаются. Раскрываю почку: внутри они белые, а затем становятся желтые.
Уже на поляне спрашиваю, какие в основном растут деревья здесь? (березы)
Загадываю загадку:
«Пустые поля, мокнет земля, дождь поливает, когда это бывает?» (осенью)
Обращаю внимание, что на лугу желтеет трава, появляются сухостои, нет бабочек, не летают комары. Холодно становится, и многие насекомые забираются в кору деревьев, в расщелины и засыпают на зиму.
Предлагаю сыграть в игру «Листопад», «Найди цветок» (показываю детям какое-нибудь растение или цветок, а дети должны найти такой же).
Ребенок загадывает детям загадку:
«Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает»
(лес)
Дети начинают рассказывать о том, что происходит с лесом осенью : деревья засыпают, опадают листья и на месте облетевших листьев, остаются почки, из которых весной разовьются новые листья.
Обращаю внимание на то,что почки одеваются в «шубу» - покрываются многочисленными чешуйками, чтобы легче пережить зиму.
Загадка:
«летом вырастают, а осенью отпадают»
(листья)
Стихотворение:
«Опавшей листвы разговор еле слышен
Мы с кленов…., мы с яблонь….,
Мы с вишен, с осины,
С черемухи, с дуба,с березы…
Везде листопад, наступают морозы»
Игра: «Листопад»
Дети находят по 2 листочка, подбегают ко мне и начинают выполнять действия под слова:
- Пришла осень, листья на деревьях превратились из зеленых в разноцветные: красные, желтые, рыжие, коричневые. Висели на высоком дереве (дети поднимают руки с листьями вверх, а потом оторвались от родной ветки и стали медленно падать на землю, коснулись земли и затихли, как- будто уснули. Подул слабый ветерок, подхватил листья и стал кружить их медленно-медленно (дети кружатся на месте). Поиграл листочками и затих. А потом налетел сильный ветер и погнал листочки вдоль дороги, по лесу, устроил настоящий листопад (дети кружатся, бегают по поляне с листочками, прыгают).
После игры предлагаю собрать красивые листочки,чтобы унести в группу, а там сделать уже аппликации или поделки из них.
Ребенок: «листочки» А. Шибицкая
«праздник осенью в лесу - и светло и весело.
Вот какие украшения осень здесь развесила.
Каждый листик золотой - маленькое солнышко.
Соберу в корзину я, положу на донышко.
Берегу я листики… Осень продолжается
Долго у меня праздник не кончается»
Предлагаю детям прилечь на, расстеленные покрывала, и послушать звуки осени (шелест листьев, шорох сухой травы, дуновение ветерка, пение оставшихся на зиму птиц).
Подвожу их к рассуждению о том, что случилось бы в природе, если бы все птицы исчезли (ответы детей)
Гусеницы и жуки поедят растения, лес. Погибнут деревья, воздух станет загрязненным, высохнут ручейки, которые питают реки, а значит и реки тоже высохнут; земля превратится в пустыню. Дети делают вывод, что нужно беречь природу и всех ее обитателей.
Предлагаю детям встать и подойти к любому из деревьев.
- В мире много есть разных добрых слов, их чаще надо говорить взрослым и детям, добрые слова всегда помогают в жизни, а злые вредят. Вспомним добрые слова и скажем их своему дереву.
Игра: «Дети и волк»
Игра повторяется 2-3 раза.
После игры предлагаю детям собрать сухие прутики и разжечь огонь. Обращаю внимание детей, как правильно разжигать костер. (Выкопать ямку, сложить сначала мелкие прутики, затем побольше, дровишки и поджечь)
Наблюдаем за костром, за языками пламени, какое тепло идет от костра. Объясняю так же, как опасен огонь для леса. После наблюдения заливаем костер водой, и засыпаем землей. Прощаемся с лесом, полянкой и отправляемся в обратную дорогу.