Папки-передвижки

Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе «Перелетные птицы Южной Якутии»

Донцова Ксения Евгеньевна
Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе «Перелетные птицы Южной Якутии»

Цель: Познакомить детей с перелетными птицами Южной Якутии

Задачи:

1. Формировать представления детей об перелетных птицах Южной Якутии;

2. Совершенствовать умение грамматически правильно, последовательно строить свои высказывания;

3. Расширять активный словарь, активизировать в речи детей названия перелетных птиц, прилагательных;

4. Побуждать детей отвечать на вопросы, четко проговаривая слова;

5. Формировать умение детей согласовывать движения с текстом, понимать и выполнять словесную инструкцию;

6. Развивать мелкую общую и мелкую моторику кистей рук;

7. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

Материалы и оборудование: презентация «Перелетные птицы Южной Якутии», мяч, халаты по количеству детей, фланелеграф, изображение аистенка, лупы, перья птицы, камни, подготовленный ватман, клей, бумага для оригами.

Предварительная работа: чтение художественной литературы о птицах, рассматривание иллюстраций с птицами, прослушивание записи из серии «Голоса птиц», работа над понятием «орнитолог», рассказ педагога о перелетных птицах в свободной деятельности, рассматривание с детьми альбома «Перелетные птицы», наблюдение за птицами во время прогулок.

Ход занятия

1. Эмоциональный настрой

В: Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями! Сегодня я хочу вам предложить построить «Гору Дружбы», соединив наши руки в центре круга (протягивает к центру свою руку, на нее кладет руку другой ребенок и т. д). Посмотрите, какая получилась высокая гора, какая крепкая наша дружба! С такими друзьями любая работа по плечу, а это сегодня нам пригодится. Садитесь в круг, предлагаю сегодня побеседовать о перелетных птицах (дети садятся на стулья).

2. Беседа

В: Какое сейчас время года?

Д: Осень!

В: А какие приметы осени вы знаете?

Д: Погода становится пасмурной, солнце светит не так ярко, опадают листья, птицы улетают на юг.

В: Правильно, вы заметили, что одна из примет осени- отлет перелетных птиц в теплые края. Давайте порассуждаем, почему птицы улетают на юг?

Д: Становится холодно, исчезают насекомые, осыпаются семена растений, скоро замерзнут водоемы, птицам трудно добывать корм.

В: Верно. А давайте вспомним названия перелетных птиц?

Д: Грачи, скворцы, ласточки, стрижи, журавли, дикие гуси, утки, лебеди…

В: Правильно! Ребята, а вы знаете как называются люди- ученые, изучающие птиц?

Д: Орнитологи!

В: Верно. Орнитолог- это специалист, который изучает птиц, их строение, питание, повадки. А вы бы хотели ими стать?

Д: Да!

В: Тогда для того, чтобы стать ими, нам нужно много чего нового узнать! Вы готовы?

Д: Да!

3. Игра «Скажи одним словом»

В: Но чтобы стать настоящими орнитологами, надо научиться говорить как они! И сейчас мы с вами поиграем в игру «Скажи одним словом». Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом (Дети становятся в круг).

В: У аиста длинные ноги, он какой? (длинноногий);

У аиста длинный клюв, он какой? (длинноклювый);

У ласточки длинный хвост, она? (длиннохвостая);

Ласточка любит тепло, она.? (теплолюбивая);

У ласточки острые крылья, она.? (острокрылая);

У соловья звонкий голос, он.? (звонкоголосый).

В: Молодцы, ребята! Итак, пришло время познакомится нам с перелетными птицами нашего края- Южной Якутии! (дети присаживаются на ковер).

4. Показ презентации (на экране демонстрируются птицы)

В: Большая выпь. Выпь очень ленивая, трусливая, но одновременно хитрая, злобная и коварная птица. Она нападает буквально на всё, что движется, при условии, что это меньше её по размерам. Во время перелетов останавливается в Северной Африке, где обосновывается на озерах, прудах и болотах, проросших камышом. Питается выпь рыбой, змеями, ящерицами, лягушками, молодыми птицами и мелкими млекопитающими. Охотится она по ночам и невероятно прожорлива. У выпи очень странный истошный крик, который смахивает на рев быка (прослушивание голоса).

В: Серая цапля. Это крупная длинноногая и длинношеяя птица. Прилетают на места гнездования цапли рано весной: в марте – апреле, когда водоемы еще скованы льдом. Летят ночью, стаями. Кормится цапля тоже ночью. По берегам и мелководьям рек, озер и болот она ищет рыбу, лягушек, ящериц, змей, водяных крыс и даже головастиков. Даже в темноте этих птиц можно узнать по громким резким крикам (прослушивание голоса).

В: Черный коршун. Черный коршун, хоть и хищная птица, но предпочитает не охотиться, а подбирать готовое. Поэтому, его пища – это преимущественно падаль, разные отходы и лягушки, рыба, насекомые, моллюски, черви. Эти красивые хищники строят гнезда на высоких деревьях или скалах и украшают их броскими предметам (прослушивание голоса).

В: Ребята, во время заседания, ученые делают перерыв на отдых. Я предлагаю вам немного отдохнуть.

5. Физминутка

Птицы собрались на юг.

Осмотрели все вокруг (глазки по кругу)

Глазки вправо, глазки влево (глазки вправо, влево)

Вверх на голубое небо, (глазки вверх)

Опустили глаза вниз (глазки вниз)

Там леса, поля, река.

Крыльями взмахнули (взмах руками).

С ветки упорхнули (встать со стульчика).

В: Чибис. Ранней весной, когда на полях и лугах ещё лежит снег, чибис возвращается к местам гнездования. Селятся чибисы не только отдельными парами, но и группами. Питаются чибисы, как взрослые птицы, так и птенцы, главным образом различными наземными насекомыми (гусеницами, жуками, бабочками, слизнями, дождевыми червями. На зимовку чибисы улетают в конце лета, собравшись в стаи. Для сельского хозяйства птица чибис приносит большую пользу, уничтожая насекомых-вредителей (прослушивание голоса).

В: Черный аист. В конце августа черных аисты улетают в южном направлении. В середине марта птицы возвращаются в родные места. В виду скрытности этих птиц об образе их жизни мало, что известно. Питаются черные аисты- небольшая рыбешка, лягушки, насекомые, живущие у воды, иногда даже рептилии. В редких случаях они могут питаться водными растениями (прослушивание голоса).

В: Ну что, ребята! Теперь мы стали настоящими орнитологами! Предлагаю одеть специальную одежду ученых- халаты! (одевают халаты). Но прежде чем приступить к работе в лаборатории, я кое- что вам расскажу.

6. Формулирование проблемы

В: Сегодня мне в руки попало письмо. И там была вложена фотография. (демонстрирует на фланелеграфе изображения аистенка). Нам пишет маленький аистенок, который в первый раз летит на юг. Он очень боится этого полета потому, что не знает, что ждет его там. И просит нас рассказать ему о предстоящих трудностях, если таковые имеются. Поможем?

Д: Да!

В: Ну что ж, приступим! Приглашаю вас в лабораторию «Науки и природы»

(дети переходят за стол, где подготовлено оборудование для опытов).

Опыт №1

Оборудование: лупы, перья.

В: В первую очередь, аистенок просит узнать, стоит ли ему бояться холода?

(Дети под лупой рассматривают перо. Заострить внимание, что самый густой, пушистый пух расположен ближе к телу птицы, тем самым от этого ему тепло).

Д: Аистенку не стоит бояться холода потому, что перья очень пушистые и надолго сохраняют тепло.

Опыт №2

Оборудование: перья, камни.

В: Следующее, чего он боится- высоты! Давай- те же узнаем, не зря ли он боится? - Потрогайте перо. Какое оно? (плотное, жесткое, большое) - Интересно, легкое оно или тяжелое?

(дети в одну руку кладут камень, в другую- маховое перо).

Д: Камень тяжелее, чем перо. Поэтому перо- легкое.

В: Верно! Птичьи перья очень легкие, а внутри полые («пустые»). Перья отличаются большой прочностью и теплостойкостью. Покрыты они специальной смазкой, благодаря которой они не мокнут под дождем. Этот слой оберегает птиц от переохлаждения и служит защитником от пагубного влияния окружающей среды (ветер, сырость, перегрев).

Из-за перьевого покрова птицы имеют гладкую и обтекаемую форму, благодаря которой не происходит сопротивления с воздухом. А это позволяет им свободно летать и регулировать направление своего полета. Так стоит ли аистенку бояться высоты?

Д: Нет!

Опыт №3

Оборудование: чистые птичьи перья, емкость с водой, подкрашенная черной гуашью, салфетки.

В: Также аистенок хочет узнать, как питаются птицы в полете. Как вы уже знаете, некоторые птицы питаются налету. Но некоторые спускаются на поверхность. Чего стоит остерегаться на поверхности?

Д: Охотников!

В: Верно! А некоторые птицы, как например наш аист, опускаются на водоемы, чтобы подкрепиться. Чего ему стоит остерегаться?

Д: Охотников и загрязненных водоемов.

В: Почему? Давайте проверим, так ли это. Давайте проверим, как летит перышко? (дети подбрасывают перышко, дуют на него).

Д: Легко, плавно

В: А если аистенок замочит крылья в загрязненной воде? (дети берут перья и обмакивают в воду, в которой разлита нефть). Давайте теперь попробуем подбросить перо. Как теперь оно летит?

Д: Быстро, падает вниз.

В: Что же случиться, если птица сядет на воду, которая загрязнена?

Д: Перья загрязнятся, и птица не сможет взлететь. И станет добычей хищников.

В: Правильно! Этого и должен остерегаться аистенок и быть внимательным.

В: Ребята! Наш ученый совет подходит к концу. Давайте подведем итоги, что нового мы узнали?

Д: ответы детей.

7. Продуктивная деятельность «Аисты летят на юг»

Оборудование: на ватмане бумаги подготовлен фон (аппликация осенних деревьев, шаблоны птиц); приготовлены вырезанные по трафарету птицы, клей, ножницы, цветные карандаши.

В: Все наши выводы я записала и отправлю аистенку! Я уверена, что мы ему очень помогли. И теперь предлагаю сделать картину «Аисты летят на юг», чтобы по возвращению с теплых краев порадовать наших птиц (работа детей).

8. Рефлексия (подведение итогов).

Публикации по теме:

Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Планета Земля в опасности»Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Планета Земля в опасности» Цель: формировать у детей основы экологической культуры средствами мнемотехнических технологий. Задачи: Образовательные: 1. Закреплять знания.

Конспект комплексного занятия по экологическому воспитанию «Зимующие птицы» для старшего дошкольного возрастаКонспект комплексного занятия по экологическому воспитанию «Зимующие птицы» для старшего дошкольного возраста Конспект комплексного занятия по экологическому воспитанию «Зимующие птицы» (старший дошкольный возраст) Подготовила воспитатель высшей.

Конспект ООД по экологии «Перелетные птицы» в подготовительной к школе группеКонспект ООД по экологии «Перелетные птицы» в подготовительной к школе группе Тема: «Перелетные птицы» Цель: Познакомить детей с перелетными птицами, выяснить, почему их так называют, дать определение словам «насекомоядные»,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе «Перелетные птицы Южной Якутии»
Опубликовано: 4 августа 2024 в 13:01
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе «Перелетные птицы Южной Якутии»» (включая файлы) размещена пользователем Донцова Ксения Евгеньевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 августа. День арбуза. Передвижка «Арбуз»

 3 августа свой праздник отмечает арбуз. Этого зелено-полосатого именинника любят взрослые и дети, без него невозможно представить лето.

29 июля. День рождения И. К. Айвазовского. Передвижка «Маринист Иван Константинович...

Айвазовский — самый известный русский маринист. Он изображал море, как никто другой. В своих картинах он смог передать великолепие и непредсказуемость морской стихии.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД