Наталья Азоркина
Конспект занятия по экологическому воспитанию и аппликации «Золотое чудо — одуванчик»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экологическому воспитанию и аппликации
Цель: социально-коммуникативное развитие посредством формирования у детей заботливого отношения к природе, откликаться на красоту окружающей природы; правильное поведение в природе; проявлять любопытство при встрече с одуванчиком и его необычным превращением.
Задачи:
1. Учить выделять характерные особенности одуванчика, называть его части; 2. Учить отгадывать загадки об одуванчике;
3. Учить рассматривать картины по тематике занятия;
4. Познакомить детей с понятием «лекарственное растение»;
Публикация «Конспект занятия по экологическому воспитанию и аппликации „Золотое чудо — одуванчик“» размещена в разделах
- Аппликации. Все виды аппликации
- Аппликации. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Одуванчик. Все про одуванчики для детей
- Одуванчики. Аппликации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
5. Развивать наблюдательность и речь;
6. Развивать мелкую моторику пальцев рук;
7. Развивать память, расширять кругозор детей.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Форма организации: фронтальная.
Оборудование:тонированная бумага (луг) для коллективной аппликации, заготовки цветов одуванчиков из бумаги, султанчики, картинки насекомых (бабочка, пчела, шмель, песня «Одуванчик» детской студии «Дельфин», «солнышко» для офтальмологической паузы, игрушка бабочка.
Активизация словаря:
листья, стебель, цветы, корень, подбор определений к составным частям одуванчика, весна, весенние месяцы, первоцветы, насекомые.
Предварительная работа:
- наблюдения за весенними явлениями в природе;
- рассматривание иллюстраций с изображением одуванчиков;
- рисование, лепка одуванчиков;
- заучивание стихотворений про одуванчик;
- чтение сказок об одуванчике;
Ход занятия.
Психогимнастика - дети сидят на стульчиках.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуйте, деревья!
Здравствуй, легкий ветерок!
Здравствуй, Земля!
Здравствуй, утро!
Здравствуй, день!
Нам здороваться не лень!
Воспитатель : Ребята, какое прекрасное время года наступило?
Дети: Весна.
Воспитатель : Какие признаки весны мы сейчас наблюдаем?
Дети:высказывают предположение.
Воспитатель : Вся природа просыпается от долгого сна. Часто весну называют цветущей порой. Как вы думаете, почему?
Дети: высказывают предположение.
Воспитатель : Отгадайте загадку про первый весенний цветок:
«То он Солнышко лучистое,
То он Облачко пушистое.
Лета ждать не захотел,
Ветер дунул – облетел!»
Дети: Одуванчик.
Воспитатель : Одуванчик одним из первых появляется весной, словно желтое солнышко в молодой зеленой траве.
Вы, ребята, много знаете про одуванчик.
Давайте с вами рассмотрим, что есть у одуванчика?
Дети: (Стебель – ответы сопровождаются показом).
Воспитатель : Скажите, какой стебель: длинный или короткий? Толстый или тонкий? Гладкий или шершавый?
Дети: высказывают предположение.
Воспитатель : Да, стебель у одуванчика длинный, тонкий, гладкий, похож на трубочку; он может легко поломаться.
А что ещё есть у одуванчика?
Дети:(Листочки– ответы сопровождаются показом).
Воспитатель : Правильно, листочки.
Какие листочки у одуванчика?
Дети:высказывают предположение.
(Воспитатель обобщает ответы детей: зелёного цвета, мягкие на ощупь, по форме напоминают ёлочку, краешки листочков резные).
Воспитатель : Что ещё есть у этого растения?
Дети:(Цветочки– ответы сопровождаются показом).
Воспитатель : Правильно, удивительные красивые цветочки.
У цветка одуванчика есть один секрет - он состоит из множества маленьких цветочков, которые тесно прижаты друг к другу, образуя вот такую желтую корзиночку - цветок.
Как вы думаете, для чего?
Дети: высказывают предположение.
Воспитатель : Чтобы их не повредил ветер, вместе им ничего не страшно, их издали видно, они лучше издают запах, привлекая своим ароматом насекомых.
Угадайте, кого? ( выставляю картинки: бабочка, пчела, шмель)
Дети: высказывают предположение.
Воспитатель : Для чего они прилетают?
Дети: высказывают предположение
Воспитатель : Полакомиться сладким нектаром. А пчелы потом из него делают одуванчиковый мед – густой, ароматный, полезный и вкусный.
В пушистых лепестках ночуют букашки, жучки, потому что на ночь цветы закрывают свои головки и насекомым там тепло и уютно.
Ребята, как Вы думаете, чем цветы похожи на людей?
Дети: высказывают предположение
Воспитатель : Ночью цветы засыпают, и лепестки закрываются, как наши глаза, а утром открываются.
Ребята, а почему же цветы, которые растут в траве, не вянут? Что помогает им крепко сидеть в земле?
Дети:(Корень– ответы сопровождаются показом).
Воспитатель : Он крепко держит растения в земле. А ещё с помощью корня растения пьют водичку и пищу из земли. Они её всасывают, как будто вы пьёте сок через трубочку. Покажите, как вы пили через трубочку, когда были маленькими. (Дети имитируют сосательные движения). Так и растения всасывают влагу из земли.
Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него взгляда – поворачивает вслед за ним свою головку-цветок.
Одуванчик – лекарственное растение. Лекарственное растение – это такое растение, которое используют в медицине для лечения. Для лечения кашля и улучшения аппетита используют листья и корни одуванчика.
А из цветков одуванчика люди варят очень вкусное варенье.
И не только люди пользуются одуванчиками. К одуванчикам любят прилетать пчелы, шмели и бабочки. Они пьют одуванчиковый сладкий нектар.
Пальчиковая гимнастика и гимнастика для глаз «Одуванчик и Солнышко».
Представьте, что вы – маленькие одуванчики, что наши маленькие нежные пальчики – это цветочные лепестки Теплые солнечные лучи согрели землю. Вы – маленькие росточки, совсем слабые, хрупкие, беззащитные. Но вот пригрело весеннее солнышко, и маленькие росточки начинают быстро расти. Ваши листики подросли, стебель стал крепким, вы тянетесь к свету, к солнцу. Как хорошо! Вот на стебле появился маленький бутон. Он растет, набухает, и, наконец, разворачивает лепестки. Сначала лепестки кажутся немного помятыми, но вот они распрямились, и все вокруг увидали пушистый желтый цветок, похожий на солнышко.
Всем лепесткам красоту и питание
Дружно дают под землей корешки!
(Соединить руки тыльными сторонами, пошевелить пальчиками – «корешками»)
Вечер. Желтые цветки закрывают лепестки.
(Плотно сжать переплетенные пальцы)
Тихо засыпают, головки опускают.
(Положить руки на колени)
Воспитатель :Рассмотрим одуванчики на картинках. На зеленой траве желтые одуванчики очень красивы. Хоть их и много, но не стоит их срывать. Одуванчики не будут стоять в вазе, они сразу поникнут.
Чтение ребенком стихотворения О. Высоцкой «Одуванчик».
Уронило солнце
Лучик золотой.
Вырос одуванчик,
Первый, молодой.
У него чудесный
Золотистый цвет.
Он большого солнца
Маленький портрет.
Воспитатель :Чем же похож на солнце одуванчик?
Дети:Солнышко желтое и одуванчики желтые, солнышко круглое и головка одуванчика круглая, у солнышка есть лучики и у одуванчиков — лучики.
Воспитатель : А сейчас представьте, что мы шагаем по этому полю, ноги поднимаем высоко, чтобы не мять цветы, и слышим цветов голоса. Они шепчут:
«Не рви нас, не надо,
Наши тонкие стебли не мни.
Мы украшенье родимой Земли».
Воспитатель : О чем нас просят цветы?
Дети: Не рвать цветы.
Воспитатель :Почему?
Дети: (Если их сорвать, то они завянут и не будет красоты)
Картинка с белыми одуванчиками.
Воспитатель : Что же произошло с одуванчиками?
Дети: (шапочки превратятся в белый пух)
Чтение ребенком стихотворения стихотворение Е. Серовой «Одуванчик».
Носит одуванчик
Жёлтый сарафанчик.
Подрастёт нарядиться
В беленькое платьице.
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.
Воспитатель : Так кто же разносит семена одуванчика?
Дети:Ветер.
Дыхательное упражнение «Подуй на одуванчик» – дети делают вдох и выдыхают, сложив губы трубочкой – воспитатель показывает. Семена одуванчика разлетятся и из них вырастут новые одуванчики. Одуванчики растут везде : в лесу, на лугу, во дворе и у нас на участке их много. Они очень красивы на зелёной травке.
Физкультминутку – танец детей под песню «Одуванчик» детская студия «Дельфин» с султанчиками.
Воспитатель : А сейчас мы отдохнем (дети берут султанчики и танцуют) Сюрпризный момент – появление «бабочки»
Здравствуйте, ребята!
Наступила весна, и мы проснулись после долгого сна. Но вот беда: я прилетела на луг, не зацвели весенние цветы на лугах. А без их нектара, аромата и сладкого сока мы, бабочки, можем погибнуть. Помогите нам, ребята!
Воспитатель : Дети, поможем бабочке. Вот у нас есть зеленый луг, но без одуванчиков. Оживим его сейчас, сделаем золотым.
Коллективная работа «Золотой луг».
Наклеивание одуванчиков.
Дети выполняют задание.
Воспитатель :Вот какой большой золотой луг у нас получился!
Даже бабочка залюбовалась вашими цветками и захотела посидеть на них. Бабочка садится на каждый цветок, хвалит его и перелетает дальше, пока не облетит и не похвалит все работы детей. Незаметно «бабочка» наклеивает «бабочек – подружек».
Бабочка: Спасибо вам, ребята, за такой подарок. До свидания!
Итог занятия :
Ребята о чем мы сегодня говорили на нашем занятии? Как хорошо, что мы с вами живём на земле и как здорово, что мы можем с вами любоваться ее красотой! Но эта красота нуждается в нашей с вами защите.