Алина Лукьянчикова
Конспект занятия по экологическому образованию в старшей группе «Красочные растения»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: систематизация знаний о комнатных растениях : фиалка, фикус, кливия, ванька-мокрый.
Задачи:
Образовательные : узнать об особенностях ухода за комнатными растениями : фикус, кливия, ванька-мокрый, фиалка; в ходе дидактической игры закрепить знания о строении цветка.
Развивающие: выполнять трудовые действия, по уходу за растениями; уметь находить сходство (стебель, листья, цветок, корень) и различие растений (окраска, форма листьев, цвет).
Публикация «Конспект занятия по экологическому образованию в старшей группе „Красочные растения“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Растения. Изучаем мир растений
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2024
Воспитательные: внимательно слушать воспитателя на занятии, поднимать руку при ответе; бережно относиться к растениям, а так же проявлять желание ухаживать за цветами.
Оборудование: карточки с фотографиями цветов, цветы: фиалка, кливия, фикус, ванька-мокрый., части цветка из бумаги для дидактической игры, тряпочки, вода, лейка, щёточка.
Словарная работа: обогащать словарь детей новыми словами: трубчатые, воронковидные.
Предварительная работа: чтение литературы о пользе растений в жизни человека.
Ход проведения:
I. Вводная часть.
Дети, послушайте внимательно историю, которую я вам расскажу!
Заспорили когда-то времена года – у кого самые лучшие цветы? Притопнула своим каблуком Весна – и где снег лежал, ручейки зазвенели. Зазеленела трава. Земля покрылась подснежниками, ландышами, цветами мать-и-мачехи, анемонами, нарциссами…
- Мои цветы самые красивые, - говорит Весна.
- Нет, - возражает ей Лето. – Цветы у тебя и, правда, красивые, да только мои лучше!
Взмахнуло Лето шляпкой, сплетённой из солнечных лучей, и рассыпало, не скупясь, свои цветы повсюду. Ветер подует – звенят колокольчики. С душистого клевера собирает сладкий нектар шмель. Куда ни глянешь – везде васильки, Иван-чай, гвоздики, настурции, ромашки…
Аж холодом повеяла от зависти Осень. И краски Лета поблёкли.
- Мои цветы не хуже, - так сказала Осень и повела багряным рукавом. Тут зацвели вереск, цикорий, гусиные лапки, хризантемы…
А что же Зима? Засыпала снегом и лес, и луга, и поле, дороги замела, запорошила крыши. Только не боится ни снега, ни мороза зимний сад. За стеклом оранжереи цветут бегонии, цикламены, орхидеи…
- Люди сад вырастили, а всё равно он зимний. Здесь цветы самые красивые, - хвалится Зима.
Так до сих пор и спорят времена года – у кого цветы самые лучшие.
Все мы любим цветы, и вы знаете, что растения и цветы, не только красивые, но и приносят большую пользу человеку. Как вы думаете, чем полезны растения? (ответы детей). Правильно, они поглощают плохой воздух, успокаивают нервную систему. Поэтому цветы и растения нужно беречь. Но цветы растут не только на улице, но и в комнате. Подскажите, пожалуйста, как называются растения, которые растут в комнате? (ответы детей)
Конечно, комнатные.
II. Основная часть.
1. (Прошу детей подойти к столу, чтобы рассмотреть растения.)
Посмотрите внимательно, у меня на столе стоят комнатные растения, которые вам уже знакомы
Дети, давайте вспомним, как называются, эти цветы? фикус, ванька-мокрый, фиалка, кливия. Правильно дети! Ребята, что же общего у всех этих растений? (Стебель, лист, цветок, корень.) Молодцы ребята. Ваня повтори, пожалуйста, как называется этот цветок? (Кливия) Правильно! Мы можем сказать, что у всех растений есть общее строение правильно? (Да). Ребята, а какие же у них есть отличия? (Окраска, форма листьев, цвет) Молодцы!
Предлагаю детям сесть на стульчики и рассмотреть каждое растение с особым вниманием.
2. Рассказ воспитателя о каждом представленном растении.
Дети, посмотрите внимательно это Фикус, он хорошо очищает воздух, Фикус поливают теплой водой. Обратите внимание, какие у него плотные и большие листья. Он любит свет, и если света будет недостаточно, то у него замедлится рост, листья опадут. Листья фикуса нужно аккуратно протирать салфеткой или влажной тряпочкой.
Переходим к следующему растению, как оно называется? (Это фиалка). Правильно. Посмотрите, какие бархатистые листья у фиалки, можете потрогать, только аккуратно! Какой формы листья фиалки, ребята? (Овальной, округлой формы). Молодцы! Цветки у фиалки некрупные. Какого они цвета? (Фиолетового). Дети, листья фиалки нужно нежно протирать влажной щёточкой. Это растение очень капризное и поливать его нужно очень аккуратно. Фиалка не любит много влаги, но так же ей не нравится сухая почва. Дети, скажите, у кого дома есть фиалка? Вам нравится этот цветок? Хорошо. Давайте дадим растениям немного отдохнуть и сами тоже отдохнём. Станьте так, чтобы не задеть, друг друга, повторяйте за мной:
3. Физкультминутка «Спал цветок»
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
Молодцы, занимайте свои места.
Переходим к следующему цветку, это ванька-мокрый. Дети, как вы думаете, почему именно такое название получил этот цветок? Затрудняетесь ответить? А я вам подскажу, его так назвали, так как он любит влагу, обильный полив. Если правильно не поливать цветок, то его листочку быстро начнут увядать и опадут при малейшем прикосновении. Поэтому ухаживая за этим растением, мы будем использовать опрыскивание. Так же растение очень любит солнечный свет, а его недостаток может привести к гибели цветка. Вам нравится этот цветок? У кого-нибудь есть такой цветок дома? Хорошо.
Ещё один цветок остался, ждёт, пока мы его с вами рассмотрим. Кто помнит название? Правильно Маша, это Кливия.
Кливия — растение с длинными кожистыми листьями. Дети, какого цвета цветки у кливии? (Оранжевого). Правильно! Она любит свет. Поливать ее нужно чистой проточной водой, но не переливать. Листья протирать аккуратно тряпочкой. Посмотрите её цветки трубчатые, ещё бывают воронковидные. (Показываю картинку с таким типом цветков) Собраны они в густой многоцветковый зонтик, количество достигает до 60ти штук. Представляете ребята? Очень красивое растение.
Сейчас, я предлагаю вам немного поиграть.
4. Дидактическая игра «Собери цветок» (проводится индивидуально за столами) У детей на столах разложены части цветка из бумаги. На листе бумаги они должны выложить цветок из частей.
Для того что бы растение росло и было красивым, здоровым ему необходимы все части. Что есть у всех растений? (Корень, стебель, листья, цветы, семена.)
Зачем растению нужен корень? (чтобы растение дышало, пить воду)
Для чего растению нужны стебель и листья? (Чтобы растение дышало воздухом).
А еще ему необходимы благоприятные условия (Дети, выставляют модель потребности растений, (земля, свет, тепло, вода). Без этого растения, расти не сможет.
Мы много сегодня говорили о комнатных растениях. Вспомнили, как их зовут и что они любят. А теперь назовите мне, какие условия необходимы всем растениям, чтобы они хорошо росли? Правильно дети, растения любят тепло, иначе оно не вырастет и не расцветёт. Растениям нужен воздух, они дышат всеми органами: стеблем, листьями, корнями. Растениям нужен свет. В темноте растение тянется к свету. Молодцы. Правильно, если за ними будет хороший уход, то они будут красивыми, здоровыми. А для чего нужно растения поливать? (Чтобы оно не засохло.) Да, верно
Поливать надо аккуратно (по краю горшка, в корешок нельзя).
А какой водой нужно поливать? (только комнатной температуры).
А что еще нужно для жизни и роста растениям? Да, рыхлить.
А еще нужно убирать пыль с растений, чтобы они могли дышать. Только не забывайте, как нужно ухаживать за каждым растением. Чем мы будем пользоваться при уходе за фиалкой? Влажной щёточкой, правильно.
5. Давайте теперь с вами разделимся на 4 группы, чтобы помочь нашим растениям. Дети поливают и протирают листочки. Дети, посмотрите, как теперь чувствуют себя наши растения, хорошо ли им как вы считаете?
III. Заключительная часть.
Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие, а что мы с вами делали, что больше запомнилось? За какими растениями сегодня ухаживали? Чем вам понравилось наше занятие? Мне тоже очень понравилось, как вы сегодня отвечали на мои вопросы, играли в игры, молодцы, можете отдыхать. А давайте Вечером нарисуем комнатное растение, какое вам понравилось?