Феодорова Татьяна
Конспект занятия по экологии «Экологическая пирамида» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Экологическая пирамида».
Воспитатель высшей категории Феодорова Т. А.
Алтайский край детский сад «Ёлочка»
Публикация «Конспект занятия по экологии „Экологическая пирамида“ в старшей группе» размещена в разделах
Программное содержание. Развивать в детях умение видеть изменения, происходящие в природе зимой и весной, учить устанавливать взаимосвязь между зимними и весенними изменениями и повышение температуры воздуха. Познакомить детей с экологической пирамидой. Убедить детей в полезности всех видов насекомых и растений, взаимозависимости их друг от друга. Закрепить умение различать деревья по их листве, развивать дифференцированное восприятие, умение сравнивать. Воспитывать детей, способных принять природу, беречь её, любить. Развивать в детях умение логически мыслить, правильно формулировать вывод. Совершенствовать экологические знания.
Материалы к занятию : предметные картинки (насекомые, птицы, деревья, лес).
Ход занятия.
Дети встают в круг на ковре. Звучит музыка о зиме.
Мы ладошку к ладошке сложили
И друг другу дружить предложили
Будем петь, заниматься, играть
Чтобы добрыми, умными стать.
Мы шагаем по дорожке,
Поднимаем тихо ножки.
И не слышно так идём,
На занятие попадём.
Дети садятся за столы.
Воспитатель читает стихотворение А Пушкина «Зимнее утро». О чём написано это прекрасное стихотворение русского поэта А. С. Пушкина?
Дети: о зиме.
Воспитатель: правильно дети, о зиме. Какое сейчас время года? (зима, какой месяц зимы? (февраль, а какой он по счёту? (третий). Назовите признаки зимы (Снег, морозы, метели, деревья стоят без листьев все в снегу, остались только зимующие птицы, назвать их, речка покрыта льдом.
Назовите животных впадающие в спячку (медведь, сурок, ёж, а какие животные поменяли свои шубки (заяц, белка).
Да действительно все эти явления происходят зимой. Ребята, вы сказали, что февраль последний месяц зимы, а какое время года придёт после зимы? (весна). Ну конечно после зимы наступи весна. Что же происходит с природой весной?
Дети: Весной природа просыпается, темнеет снег, солнышко светит ярче, день становится длиннее, а ночь короче, прилетают птицы и т. д.
Воспитатель: у нас в группе есть уголок природы, давайте пойдём и посмотрим на наши растения, смотрите и растения в нашем уголке тоже готовятся к приходу весны (рассмотреть растения- одни зацвели, а у других появились новые росточки, листья ярко-зелёные).
Действительно, в последний месяц зимы, усиливается рост растений, появилось много новых ростков, некоторые растения зацвели. Ребята, посмотрите у нас в уголке всё зелено, а на улице нет. Почему?
Дети: Не хватает солнца, воды, тепла.
Воспитатель: Да, самое главное на улице не хватает тепла. А как мы ухаживаем за растениями в уголке природы?
Дети: Поливаем, рыхлим землю, моем и протираем листву.
Воспитатель: А если мы перестанем это делать? Что тогда произойдёт с растениями?
Дети: Всё завянет и погибнет.
Воспитатель: Посмотрите в аквариум, у нас там живут рыбки, какая вода в аквариуме? (чистая, что мы делаем чтобы рыбкам хорошо жилось? (кормим их, моем аквариум). Ребята, а как вы думаете хорошо мы ухаживаем за нашим уголком природы (хорошо, поэтому у нас хорошо растут растения и весело живётся рыбкам).
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Всё, что живёт в уголке природы зависит от нас. Растение не может само себя поить. Мы растим их и обязательно должны заботится о них, ухаживать за ними. А в природе дождь, солнце, сами поят растения. Так же природа заботится и о диких животных и птицах. Так что, ребята, природа ухаживает за своими «детьми»-животными, птицами, растениями. Она даёт им свет, тепло, воду. Отгадайте загадки:
1. Весной веселит, летом-холодит,
Осенью питает, зимой согревает.
2. В шубе летом, а зимой раздетый,
3. Дом со всех сторон открыт
Он резною крышей крыт,
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём.
Что это? (Лес). А почему вы думаете, что это лес?
Дети: В лесу весной радостно, поют птицы, шумят деревья, а летом прохладно, осенью лес кормит всех лесных жителей семенами и плодами, зимой дровами топят печки, а дрова берут в лесу, спиливают больные деревья.
Воспитатель: Молодцы. Ребята, что такое лес? (трава, грибы, ягоды, животные, растения). Как называется лес где растут ёлки (еловый, а сосны (сосновый, как называется лес где растут и ёлки, и сосны? (хвойным, а где растут и берёза, и клён, и рябина и т. д. (лиственным). Дети, почему хвойные деревья мы называем хвойными (потому что вместо листьев на этих деревьях хвоинки, а у лиственных деревьев – листочки).
Игра «С какого дерева листок». (У меня здесь листочки с деревьев. Дети должны определить с какого дерева листочек и прикрепить их к тому дереву на котором они растут). (Разные деревья висят на доске).
Молодцы. А теперь давайте заглянем с вами в лес. (показывает картинку с изображением леса). На первый взгляд он кажется пустынным, одни деревья. На самом деле если присмотреться хорошенько, то поймёшь, что он полон жизни и похож на огромный дом, заселённый множеством жильцов. Они чирикают, щебечут, свистят, пищат, рычат, воют. У каждого в этом доме есть своё место, своё дело. И мы сейчас представим этот дом. Как вы думаете, без чего не может существовать всё живое? (Тепло, свет). А что нам даёт тепло? (солнце). Да. Солнце- основа жизни (выставляет солнце). Что ещё необходимо для роста и жизни растений, животных?
Дети: Вода, почва (задать вопрос откуда растут деревья, трава? - из земли).
Воспитатель: Да, нужна почва и вода т. е. почва с влагой (выставляем землю). Когда земля будет напитана влагой, тогда начнёт расти разные растения. (ставим деревья). Но растениям трудно размножаться, растения не кому опылять и не весело в лесу без ….
Дети: Насекомых.
Воспитатель: Правильно, в лесу обязательно должны жить насекомые, которые питаются нектаром и опыляют их (ставит насекомых). И вдруг у нас в лесу кто-то запел, защебетал, зачирикал (ставит запись с шумом леса и щебетом птиц). Как вы думаете кто это?
Дети: птицы.
Воспитатель: да, ребята в лесу живут птицы (выставляет птиц).
Вот мы с вами и составили пирамиду жизни, многоэтажный дом. И нельзя из этого дома никого выселить. Проверим это? (Убираем поочереди солнце, почву, лес, насекомых, птиц-рушим пирамиду). Если не будет солнца, не будет ничего живого, всё погибнет, если не будет насекомых, погибнут птицы, потому что им нечего будет есть и т. д. В природе всё взаимосвязано, одно без другого существовать не может. А вы подумайте и скажите если исчезнут птицы, что произойдёт с природой?
Дети: Много разведётся насекомых, которые съедят растения.
Воспитатель: А если не будет насекомых?
Дети: Не кому будет опылять растения.
Воспитатель: А если исчезнут растения?
Дети: Останется голая земля, а если исчезнет солнце погибнет всё живое.
Воспитатель: Хотим мы этого?
Дети: Нет.
Воспитатель: Оставим пирамиду жизни правильной, такой какая она есть сейчас. И никогда, ничего не будем в ней разрушать, ведь одно без другого в природе не может существовать. Давайте всегда будем защищать природу и всё что создано природой тоже будем беречь.
Мы свами говорили, что февраль последний месяц зимы, а затем наступит что? (весна, и весной мы высаживаем рассаду помидор, баклажан, перца, в огород, но чтобы вырасти рассаду её надо посадить, и мы сейчас с вами будем сеять перец, из семян вырастит рассада перца, а затем мы с вами высадим нашу рассаду в огород. (Дети сажают семена перца).
Молодцы ребята!
Есть одна планета-сад в космосе холодном
Только здесь леса шумят, птиц скликая перелётных
Лишь на ней одной увидишь ландыши в траве злёной
И стрекозы только тут в реку смотрят удивленно.
Береги свою планету, ведь другой на свете нету.