Маргарита Андреева
Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему «Кто что ест»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать представления о разнообразии и назначении плодов и семян;
Задачи:
• Образовательная – дать представление о роли плодов и семян в животных; о взаимосвязи растений и животных; виды и способы питания, особенности питания животных.
• Развивающая – продолжать развивать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи, располагать события в определенной последовательности. Продолжать вовлекать детей в общий разговор. Рассуждать. Обогащать речь образными словами и выражениями, учить давать полные ответы на вопросы, развивать внимание, память, логическое мышление, грамматический строй речи.
Публикация «Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему „Кто что ест“» размещена в разделах
• Воспитательная – воспитывать желание быть доброжелательными, стремиться не приносить вреда природе;
Материалы: икт материал, еловые и сосновые шишки, мяч.
Ход:
Вводная часть в кругу:
Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по осеннему лесу Республики Коми, в котором мы узнаем, как питаются некоторые животные и птицы. Но для начала, ребята, скажите какие плоды каких растений, вы кушаете в детском саду и дома. Игра с мячиком (ответы детей: яблоки, груши, помидоры, огурцы и т. П.) Молодцы, вы знаете какие плоды растений вы кушаете, умеете отвечать на вопросы. Ребята, а вы знали, что плоды растений бывают разные? Они бывают большие и маленькие.
Основная часть: ](садятся за столы)
На полях, цветами полных,
Мы с тобой найдем подсолнух.
Серединка в нем черна,
Там чернеют…
- Семена
- А что же может появиться из семян?
- Деревья, кусты, овощи, фрукты, цветы. Все растения вырастают из семян.
- Кто же их сажает?
- Семена сажают люди, в лесу семена переносит ветер, они падают с деревьев и когда дует ветер они разлетаются по всей земле, а птицы и другие животные разносят семена на своей шерсти и в перьях.
Давайте посмотрим, как появляется из семян растение.
Включается видео, которое сопровождается текстом: сначала было семечко, затем он раскрыло и из него появилось 2 ростка. 1 пошел вниз – это корень, а 2 вверх – росток. А еще семечки бывают разные, крупные, мелкие и вот мы на занятии сегодня ознакомимся с некоторыми семенами, и кто же питается этими семенами.
Вот так из семечка появляется любое растение, деревья, кусты, овощи, фрукты, цветы.
1 слайд (На слайд снегирь и свиристель) А вы знали, что многие птицы тоже едят плоды и семена.
- Вы узнали этих птиц? Как их называют?
- Снегирь и свиристель.
- Чем отличаются снегирь и свиристели?
- Клюв, окрас.
- Чем они питаются?
- Снегири, свиристели питаются ягодами рябины (красная, а также плоды калины, боярышника (не растут).
2 слайд (красная рябина, калина, боярышник)
- Так же они питаются ягодами, которые растут в лесу, например, брусника, клюква.
- Снегири и свиристели оставляют под рябиной раздавленные ягоды, словно кто-то пожевал их и выплюнул, оттуда они кушают семена, а кожицу оставляют.
А теперь просмотрим, как питаются некоторые виды животных. Но для того, чтобы узнать, кто это животное, надо сделать физминутку. Становимся около столов и выполняем упражнения со мной.
Белка прыгала, скакала. (Дети прыгают на месте)
К зиме кладовки заполняла: (Наклоны – как будто что собирают)
Здесь – орешки, (Поворот вправо)
Тут – грибочек (Поворот влево)
Для сыночков и для дочек. (Шагают на месте)
- Про кого была эта физминутка?
- Правильно, про белок.
3 слайд (Белка) Как вы думаете, чем питаются белки?
- Белки питаются семенами ели и сосны.
- А как вы думаете, семена ели и сосны где находятся?
- Они в шишках.
- Посмотрите, у меня есть шишки ели и сосны, посмотрите и скажите, где шишка ели, а где сосны?
- Чем они отличаются?
4 слайд (Кедр, сосна, ель)
- Шишки Кедра и Сосны яйцевидные, а у Ели продолговатые. Семена дозревают и раскрываются в феврале и падают на землю.
- В этих шишка есть семена. Они покрыты чешуйкой для защиты от холода. Теперь я вам покажу как выглядит семечко ели.
- Что имеет семечко?
- Крылышко.
- А для чего оно?
- Для того, чтобы его разносило ветром.
- А как белки питаются, вы знаете?
- Запасами.
- Что запасают?
- Грибы.
- А вот шишки не надо запасать, они растут на деревьях. Они берут шишку лапами и заносят его в дупло или другое удобное место. Вытаскивают оттуда семечко, вышелушивает его и съедает. Если ела она в дупле, то потом чистит его.
- Кто еще питается грибами, семенами шишек из животных?
5 слайд (Ёжик) Правильно, это ежик. Ежик ест кроме грибов и семян шишек, он ест еще жуков, слизней, червей и ягоды, и запасает на зиму жир.
6 слайд (Лесная мышь) Лесная мышь ест семена уже с земли, когда семечко уже упало на землю. Шишку, которую ела лесная мышь или мышь-полевка, можно узнать по оставленной мелкой шелухе и характерным погрызам. (Они обгрызают только края.) Острыми зубами зверьки будто подстригают чешуйки, и в отличие от белки, целых чешуек не оставляют. Если вы удостоверитесь, что мыши в парке обитают, попробуйте под снегом найти их норки и ходы.
7 слайд (Дятел) вот у нас следующее птица, вы узнали его?
- Дятел.
- А как вы узнали, что это дятел?
- Дятел летом ищет под корой деревьев жуков и их личинок, а зимой переходит на семена сосновых и еловых шишек. Он выдалбливает в стволе или в пне для того, чтобы закрепить шишку, это место называется «кузница дятла». Очень умело, при помощи клюва дятел как бы разрубает шишку, извлекая из-под чешуек все семена. Эта птица обращается с добычей аккуратно, хотя иногда на землю падают целые шишки. За один день дятел может принести в свою «кузницу» до полусотни шишек. «Кузницу» легко опознать — в урожайные для ели годы на земле лежат сотни разбитых шишек.
Заключение:
Теперь поиграем в игру «Кто что ест». Например, я скажу, что белка ест рыбок, если это правильно, вы похлопаете, если неправильно, потопаете. Таким образом, я проверю, хорошо ли вы меня слушали. «Белка ест…» (семена шишек, конфеты, желуди, грибы, зубную пасту, жуков); «Ежик ест…» (жуков, конфеты, семена шишек, червей, чипсы); «Медведь ест…» (малину, макароны, бруснику, котлеты) и т. п.
Разные животные питаются разными плодами, семенами. И эти семена по-разному растут.