Исакова Людмила Максимовна
Конспект занятия по экологии в старшей группе «Деревья — не только украшение Земли»
▼ Скачать
Программное содержание:
• Учить сравнивать два дерева по внешним признакам (толщине и гибкости веток, цвету и особенностям коры, по форме листа, расположению хвоинок на ветке).
• Учить детей относить конкретное дерево к той или иной разновидности леса (осину к осиннику, ель к ельнику и т. д.).
• Развивать наблюдательность, внимание, мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы. Развивать связную речь у детей.
• Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе. Способствовать формированию коммуникативных навыков. Вызывать эмоциональный отклик в процессе любования родной природой.
Публикация «Конспект занятия по экологии в старшей группе „Деревья — не только украшение Земли“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Предшествующая работа:
o Наблюдение за елью, сосной на территории ДОУ;
o Чтение литературы природоведческого характера; разучивание стихов о природе;
o Рассматривание иллюстраций о лесе.
o Словарная работа:
o Березовая роща, березняк; хвойный лес, лиственный лес; белоствольная; хвоинки, хвоя.
Материалы к занятию :
Ветки березы и осины, ели и сосны в вазах с водой;
Иллюстрации с изображением березовой рощи, осинника, ельника, сосняка в разное время года;
Хвоя сосны и ели в тарелочках;
Шишки сосны и ели в контейнерах;
Иллюстрация с изображением сосновой ветки с шишками;
Мяч для игры;
Раздаточные карточки с изображением одиночных деревьев : березы, осины, ели, сосны.
Ход занятия:
Организационный момент:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
-Ребята я получила письмо приглашение в лес.
-А вы сможете объяснить, что означает слово лес?
«Лес - это место, где растут много разнообразных деревьев (каких, живут различные дикие животные, растут грибы и ягоды. В лесу мало солнечного света т. к. в нем растут много деревьев».
-Ребята как вы думаете, деревья живые? Чем они дышат? (живые, они дышат листьями).
-А какую пользу приносят деревья? (ответы детей)
- Правильно, деревья – это основной источник кислорода на планете.
-Деревья вдыхают грязный воздух, а выдыхают кислород-чистый воздух, которым дышим мы с вами.
-А вы знаете какие-нибудь пословицы о лесе?
«Лес-богатство и краса, береги свои леса»
«Враг природы тот, кто леса не бережет»
«Много леса не губи, мало леса береги, нет леса-посади»
«Не мудрено срубить-мудрено вырастить»
«Одна искра целый лес сжигает»
«Кто с дерево кору снимает, тот его убивает»
-А кто хозяин леса?
-Лесник.
-Молодцы, но прежде чем отправится в лес, что мы должны вспомнить?
-Правильно, правило поведения в лесу.
1. Не будем ломать ветки деревьев.
2. Не будем рвать цветы, а будем ими любоваться.
3. Не будем срывать незнакомые ягоды и грибы.
4. Нельзя шуметь, нельзя обижать животных.
5. В лесу не нужно ломать и вырубать деревья.
6. Нельзя кричать.
7. нельзя разжигать костры и мусорить.
Молодцы ребята, вы хорошо знаете правило поведения в лесу.
Хотите послушать сказку про деревья?
А помогут мне рассказать наши девочки.
«Жили – были деревья – подружки;
Елка - Зеленушка.
Береза – Веселушка.
Рябина – Краснощечка.
Сосна – Стойнушка.
Они жили дружно, но однажды они заболели хвастовством. Давайте послушаем их хвастливые речи:
Елка – Зеленушка: «Лучше меня, ели, вы не найдете, я всю зиму зеленая. Вот где настоящая красота. И иголки свои я постепенно меняю через 5-7 лет. Но не все сразу, а по очереди, поэтому я всегда зеленая. На Новый год вокруг меня хороводы водят. И бумагу из меня делают, и искусственный шелк, и дома из меня строят и музыкальные инструменты. Вт так: я намного лучше и нужнее всех вас.
Сосна – Стройнушка: «Что бы вы там не говорили, а я самая красивое дерево. Ствол у маня ровный и иголки длиннее чем у елки. А строят из меня и дома и бани. И еще я иду на строительство корабельных мачт. Я самое главное дерево.
Рябина – Краснощечка: «Хвастайтесь, хвастайтесь, а я вам вот что скажу: стройней и изящнее меня вы нигде не найдете. И еще когда осенью я облачаюсь в желтый наряд, гроздья моих ягод видны издалека, а в них уйма витаминов. Скольких птиц я спасаю зимой от голода! Да и люди не прочь полакомиться ими. Вот – так!
Береза – Веселушка: «А о ком стихи и песни сочиняют? Такие например: «Белая береза под моим окном…» Как звучит! И ствол у меня белый, не то что у вас. А почками моими можно от простуды вылечить, настоем сосуды натирать, чтобы не болели. Дрова мои дают много тепла. А еще из меня делают мебель, лыжи, деготь. Так что я каралева!»
Что случилось далее мы узнаем позже. А сейчас отгадайте загадку.
Там полным полно чудес.
В нем живут дары природы
Для людей и лесного народа. (лес)
Ну что не боитесь отправиться в лес. Но чтобы попасть в лес, надо произнести волшебные слова:
Раз, два, три наклонись
Раз, два, три повернись
Раз, два, три покружись
И в лесу ты окажись.
Ну вот мы и в лесу.
- Смотрите пенек, а на пеньке письмо. (воспитатель читает) «Я Старичок – Лесовичок. Вы попали в мои владения. И чтобы опять попасть домой, вам придется выполнить мои задания. Все они спрятаны за пеньком. Отгадайте и дорога домой вам открыта».
- Ну что ребята давайте думать. (Находим три конверта с цифрами 1,2,3.)
- Как вы думаете, какой конверт нам открыть первым? (с цифрой 1). В этом конверте задание,в котором надо показать и ответить, что нужно для роста и жизни наших деревьев.
Задание 1
1)Солнце-источник света. Дерево не может жить без света. Оно, как художник, окрашивает листики в зеленый цвет. В них находится особая «пища» для дерево (зернышки хлорофилла, которые делают лист зеленым).Одни деревья предпочитают светлые места (сосна, лиственница,другие могут расти и в тени (ель, липа).Когда осенью световой день становится короче, деревья получают сигнал-нужно готовиться к зиме.
2)Солнце источник тепла. Одни из них выдерживают холод, другие способны жить только в тепле. Если зимой бывают очень сильные морозы, растение может погибнуть, замерзнуть. От количества тепла зависит и начало появления листьев.
3)Деревья пьют воду, как люди. Одним деревьям нужно много влаги, другие обходятся небольшим количеством воды. Воду дерево получает с дождем, кроме дождей бывают и другие виды осадков: снег, роса, иней, град. Снег-укрывает корни, словно теплая шуба, спасает от вымерзания. Весной, когда снег тает, дерево поит талая вода.
4)Деревья как и люди должны дышать. Растениям, как и нам нужен чистый воздух. От грязного они погибают. В то же время сами деревья очищают воздух.
5)Ветер-переносит пыльцу растений (ели, сосны,а так же распространяет семена (ели, березы, осины, клена, ясеня, тополя, липы).
6)Птицы-птицы питаются насекомыми, живущими на дереве.
7)Дождевые черви рыхлят почву, делают ее пригодной для развития растений.
-Ну, вот мы ответили на первое задание. Пора вскрывать другой конверт. А который по счету (второй)
Задание 2
Вам нужно ответить на такой вопрос: Что вы знаете о березе?
-У березы ствол белый с черными черточками,
-Как можно сказать одним словом о белом стволе березы?
-Белоствольная береза.
-Береза-единственное в мире дерево с белой корой.
-Ребята, как вы думаете, для чего березке черные черточки (варианты детских ответов).
-Оказывается, березка через них дышит, и называются они чечевичками.
-Разбежались по опушке в белых платицах подружки.
-Посмотрите на иллюстрацию, как много здесь растет березок-подружек. Как называют лес, где растут одни березы (Березовой рощей или березняком).Повторите пожалуйста.
-Лес, где растут березы, осины и другие деревья, имеющие листву, называется лиственным.
-Как вы думаете, почему лиственный лес так называется?
-На ветках этих деревьев растут листочки
-Молодцы ребята и на второе задание мы тоже ответили.
ФИЗМИНУТКА:
«Наступило утро,
Солнышко проснулось,
И березки к солнцу потянулись. (руки вверх, встать на насочки)
Поздоровались друг с другом,
Наклонившись в стороны. (наклоны в стороны)
С солнцем поздоровались,
Радуясь дню новому. (руки вверх, помахать ими).
-Ну, что у нас остался один конверт. С какой цифрой (три).Который по счету (третий).Интересно, что спрятана в этом конверте?
-Вам надо будет правильно ответить на задание: какие деревья растут в хвойном лесу?
-Идемте дальше и на пути нашем-Хвойный лес. Почему он так называется, мы скоро с вами узнаем.
-Какие деревья растут в хвойном лесу?
-Сосны, ели.
-Кто знает загадку про ель и сосну?
1. Зимой и летом одним цветом.
2. Ее всегда в лесу найдешь-
Пойдем гулять и встретим
Стоит колючая как еж
Зимою в платье летнем. (ель).
3. У меня длинней иголки
Чем у елки
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке
Ветви только на макушке. (сосна)
-Почему эти деревья стоят зеленые?
-Они не сбрасывают свои хвоинки, как лиственные деревья листву.
-Что вы можете рассказать о елке?
-Верхние ветви у елей молодые, короткие, а внизу старые, длинные.
-Что вы можете сказать о сосне
-Старые нижние ветви отмирают, поэтому половина ствола голая. Сосны вырастают обычно выше елей.
-Лес, где растут одни сосны и ели называется Хвойный лес.
-Устали бродить по лесу? Давайте присядем на полянке и рассмотрим ветви сосны и ели и их шишки.
-Чем они похожи?
-Ветка сосны зеленая и ветка ели зеленая. У сосны иголки и у ели иголки.
-А чем же отличается сосновая ветка от еловой?
-Иголками.
-По –другому их называют хвоинки. Поэтому лес, в котором растут сосны и ели, называется хвойным.
-Какие хвоинки у сосны?
-Длинные.
-А у ели?
-Короткие.
-Возьмите две разные шишки и определите, где сосновая шишка, а где еловая.
-Посмотрите на подсказку (показываю картину, на которой изображена ветка ели с шишкой).
-Какие шишки у ели?
-Еловая шишка удлененная. У нее более мягкие чешуйки.
-Что вы расскажите про сосновые шишки?
-Сосновая шишка круглая с твердыми чешуйками.
-Сосновые шишки растут два года, на второй год, когда шишки созреют, раскроются чешуйки, и разнесет их ветер по всему лесу. Там, где упадут семена, вырастут новые сосенки.
-Засиделись мы с вами на полянке, давайте поиграем в игру «Каждому дереву свой листочек».
-На карточках-хвойные и лиственные деревья. Возьмите листочки и найдите каждому листочку свое дерево. (В процессе игры спрашиваю, почему дети поместили тот или иной листочек именно сюда). Молодцы ребята мы выполнили все три задания. Ой ребята, смотрите корзина с угощениями, ее нам оставил Старичок-Лесовичок, спасибо ему большое. Ну а теперь попробуем вернуться домой. Давайте вспомним наши волшебные слова.
Раз, два, три наклонись
Раз, два, три повернись
Раз, два, три покружись
И в саду ты окажись.
Вот мы и вернулись в детский сад.
-Ребята, а как же наша сказка о деревьях-подружек. «Налетел ветерок на лес, смахнул с листочков и хвоинок все хвастовство. Посмотрели деревья по сторонам, им стало стыдно за свое поведение, и они опять стали жить дружно.
-Ребята, от нас с вами зависит, будут ли расти красивые деревья в лесах и парках, будут ли на них вить гнезда веселые птицы
БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ-ВЕДЬ МЫ- ЧАСТИЧКА ЕЕ!
Релаксация:
Какое у вас настроение после прогулки по лесу?