Лада Мурадымова
Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Мы — юные экологи»
▼ Скачать + Заказать документы
Публикация «Конспект занятия по экологии в подготовительной группе „Мы — юные экологи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2024
для детей подготовительной группе
«Мы - юные экологи».
Интегрированные задачи:
Образовательные: Формировать представления детей о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности.
Расширить представления детей о значимости воздуха, воды для окружающей среды.
Обобщить знания детей о взаимосвязи человека и природы, о необходимых правилах поведения.
Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов. Активизировать словарь.
Развивающие: Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования.
Развивать умение делать выводы и умозаключения.
Развивать у детей способность находить связь неживой природы с живой природой и предметным миром.
Развивать мышление, воображение, любознательность, наблюдательность
Воспитательные: Воспитывать интерес к познанию природы посредством стихии воздуха, воды.
Формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру.
Воспитывать доброе отношение к природе.
Предварительная работа: словарная работа, заучивание стихотворений, подготовка рисунков-правил обращения с природой.
Оборудование: Проектор, экран, ноутбук, мольберт, иллюстрации, три контейнера с надписью того материала, который нужно в них бросать (стекло, пластмасса, бумага, карточки с изображением «мусора»,глобус, картонные листы для эксперимента, полиэтиленовые пакеты, стаканчики с водой, ватные диски.
Словарная работа: экология, ядовитые отходы, выхлопные газы.
Ход
Воспитатель: Звучит музыка л гкая тихая
Я люблю, когда при встрече
Мы знакомым и друзьям
С добрым утром! Добрый вечер!
Добрый день! Всем говорим.
-Ребята посмотрите, сколько гостей у нас сегодня.
Давайте с ними поздороваемся
Как вы думаете какое у них настроение (Ответы детей)
А давайте им подарим на весь день свои улыбки и хорошее настроение. Теперь ребята присаживаемся на свои места.
Воспитатель. Я приветствую вас на очередном заседании нашей организации «ЮнЭк», что означает «юные экологи».
Слайд 1 (ЮНЭК)
-Ребята, давайте вспомним, что такое экология?
( Ответы детей: ЭКОЛОГИЯ – это наука о взаимодействии живых организмов с окружающей средой)
- Ребята, а кто такие экологи?
(Это учёные, которые изучают природу, защищают её. Экологи обладают большими знаниями в животном и растительном мире, при экологических катастрофах,экологи стараются найти наилучший способ выхода из сложившейся ситуации,они могут работать в лабораториях, высаживать деревья, кустарники, цветы, ухаживать за ними, убирать. Экологи любят природу, помогают и защищают ее.
Экология – учит нас бережно относиться к окружающему миру, к нашей планете Земля.)
Воспитатель. Правильно. Экологи- это люди, которые изучают природу и защищают ее.
А теперь, ребята, отгадайте загадку:
Нам нем уместилась
Вся наша Земля:
Моря, океаны,
Леса и поля.
И северный полюс
Там тоже найдешь,
А если захочешь-
В руках унесешь (ответы детей)
(показывает глобус)Верно, это глобус, модель нашей планеты Земля, уменьшенная во много раз. Так наша планета выглядит из космоса.
Воспитатель: Посмотрите на глобус. Какой формы Земля?
(Форма шара)
Воспитатель: Посмотрите, какой основной цвет нашей планеты?
(Голубой)
Воспитатель: А что он обозначает?
(большая часть планеты занята морями и океанами)
Воспитатель: Какие цвета вы видите ещё? Что они обозначают?
(Зеленый - леса, коричневый - горы, жёлтый - пески).
Воспитатель: Наша планета Земля очень красива, потому что, она живая, а почему мы её называем «живой»?
(На ней обитают люди, животные, рыбы, насекомые, растения)
Воспитатель: Правильно. А чтобы узнать что необходимо для нашего существования на планете, нам помогут вспомнить загадки.
ЗАГАДКИ:
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все… (Солнце)
Слайд 2. Изображение Солнца
Воспитатель: Зачем нам нужно солнце? (Чтобы согревать всё живое на Земле)
Отгадайте следующую загадку:
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
Я и твердой быть могу! (Вода)
Слайд 3. Изображение Воды
Воспитатель: Зачем нужна вода? (Чтобы пить, поддерживать гигиену)
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Oн невидимый, и все же,
Без него мы жить не можем. (Воздух)
Слайд 4. Изображение Воздуха
Воспитатель: Как вы думаете, зачем нам нужен воздух? (Чтобы дышать)
Воспитатель: Сегодня мы с вами попробуем ответить на вопрос: «Есть ли воздух, где и как его обнаружить». А для этого я предлагаю вам, юным экологам, провести в нашей экспериментальной лаборатории несколько интересных опытов.
А чтобы всё прошло успешно, нужно соблюдать определенные правила.
Какие правила, давайте вспомним.
(1. приступать к выполнению опыта только после показа взрослого.
2. работать спокойно, аккуратно, не шуметь, не мешать друг другу.)
Воспитатель: Пройдем, ребята, к столам.
Эксперимент № 1.
-Ребята, давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.
Воспитатель: Что мы с вами вдохнули? (воздух)
Воспитатель: А теперь попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание.
- Что вы почувствовали, когда не дышали? Вам было комфортно? (плохо)
- Какой вывод можно сделать?
(Воздух необходим для дыхания, человек без воздуха жить не может.)
Воспитатель: Правильно ребята, воздух необходим для дыхания, человек без дыхания жить не может.
Воспитатель: А кто еще не может жить без воздуха? (птицы, звери, растения).
Воспитатель: Что было бы, если на земле исчез воздух? (не было бы жизни на земле, все бы погибло)
Воспитатель: - Правильно, тогда планета Земля стала бы безжизненным небесным телом.
Воспитатель: Ребята,кроме того, что мы дышим воздухом,кто знает, где и как еще используют воздух? ( воздух помогает человеку: летать на самолетах, запускать воздушные шары, передвигать парусные корабли, получать электричество с помощью ветреных установок).
Слайд 5. Где и как используют воздух
Воспитатель: Следующий эксперимент называется «Почувствуй воздух».
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, есть ли воздух вокруг нас?
- Узнать это очень просто. Возьмите лист картона и помашите им у лица.
- Что вы чувствуете? (Ответы детей).
Воспитатель: Ветер-это и есть поток воздуха.
А в следующем эксперименте мы с вами «Поймаем воздух» с помощью полиэтиленовых пакетов.
- Возьмите пакет, что в нем? (он пуст)
-Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь поймаем воздух пакетом и спрячем его внутрь, для этого закручиваем пакет.
-Посмотрите, пакет полон воздуха, он занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким.
-Почему? (в нем нет воздуха)
- Ребята,какой секрет воздуха мы с вами узнали?
(он невидимый, прозрачный, чтобы его увидеть, его нужно поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его
Слайд 6. – Мигает надпись SOS! Воспитатель: Ребята нам пришло срочное сообщение с планеты «Грин»
Воспитатель: Что это за надпись? ( Ответы детей: Это сигнал бедствия, просьба о помощи!)
Воспитатель: Что же случилось, давайте посмотрим.
Слайд 7. – Уважаемые жители планета Земля. Вас приветствуют жители планеты «Грин». Она очень похожа на вашу родную землю. Умоляем, помогите! Наша планета погибает!
Воспитатель: Ребята, нам нужно срочно отправиться на планету Грин и помочь ее обитателям.
Физминутка под музыкальное сопровождение отправляемся на планету Грин (на фоне Слайд 8 «Космические пейзажи»)
Воспитатель: Ребята, мы прибыли на планету Грин. Давайте рассмотрим ее внимательно. Что мы с вами видим?
Слайд 9. Изображения земли, водоема и неба. Трава пожухла и пожелтела, водоём стал цвета ржавчины, небо стало мутным и серо-красным. На земле и в воде разбросан мусор.
Воспитатель: Ребята посмотрите, что же случилось здесь (Загрязнена почва, воздух, вода)
Слайд10 Изображения фабрик/заводов, загрязняющих атмосферу Воспитатель: Как вы думаете, из-за чего загрязнён воздух?
(фабрики и заводы выбрасывают из труб ядовитый дым. Всем живым существам для дыхания нужен чистый воздух. Многие фабрики и заводы выбрасывают из труб ядовитые газы, сажу, пыль. Они делают воздух непригодным для дыхания. Сажа и пыль также оседают растениях, почве и вредят им.)
Воспитатель: Как же защитить воздух от загрязнения?
(На заводах и фабриках надо построить специальные фильтры (очистительные сооружения, нужно больше парков и садов, потому что листья растений хорошо очищают воздух.)
Слайд 11 Очистительные сооружения,парки, сады
Слайд 12 Изображение голубого неба и белых облаков.
Ребё нок: Воздух – это-то, чем дышим.
Через воздух звук мы слышим.
В воздух, в небо и в полет
Улетает самолёт.
Шторой в комнате играл,
Бурю в море он поднял…
Воздух разный, он такой! Где найдём его с тобой?
Воспитатель: Расскажите, что случилось с водоёмом? Каким он стал?
(В реки и озера сливают грязную воду с заводов и фабрик, с жилых домов. От грязной воды страдает все живое, в реках и озерах гибнут рыбы, страдают растения на берегах. Загрязненная вода вредна для здоровья.)
Слайд 13 Изображение загрязнённой реки.
Воспитатель: Как же защитить реки от загрязнения?
(Строить очистительные сооружения.)
Слайд 14 Изображение очистительные сооружения.
Воспитатель: Чтобы очищать сточные воды, строят очистные сооружения. В них загрязненная вода проходит через различные фильтры.
Воспитатель: Ребята, сейчас я вам покажу как работают очистительные фильтры для воды.
Проводится опыт «Очистка воды»
Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне, посмотрите внимательно. Я взяла два стакана. В одном стакане (положила комочек земли, перемешала.) Что стала с водой? Вода стала мутной, она помутнела. Но её можно очистить. В качестве фильтра я использую марлю. Положу её в воронку, перелью помутневшую воду от земли через воронку в другой стакан. Посмотрите, что стало с водой. Правильно, она стала чистой. Вывод: грязную воду можно фильтровать, и она станет чистой (грязь осталась на фильтре, а вода стала чистой).
Слайд 15 Изображение чистой реки/моря
Ребё нок: Воду нужно уважать —
Это должен каждый знать!
Совершенно не секрет —
Без воды нам жизни нет!
Ни умыться, ни напиться,
И не сможем насладиться
Ни природой, ни пейзажем
Без воды угаснет каждый!
Воспитатель: А посмотрите ребята, как много мусора вокруг! Скажите, какими бедами это грозит?
(Мусор отравляет почву и наносит вред всему живому.)
Слайд 16 Изображение мусорных свалок.
Воспитатель: Всё верно, ребята. Но ведь мусор может быть разным. Какие виды мусора мы знаем (стекло, пластмасса, бумага, металл, пищевые отходы.)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что отходы, могут еще принести пользу, если конечно они будут правильно переработаны. Для этого их нужно грамотно отсортировать. Я предлагаю научить жителей планеты Грин сортировать мусор. Научим?
Слайд 17 Изображение мусороперерабатывающего завода
Подвижно-дидактическая игра «Сортировка мусора»
Слайд18 Изображение мусорных баков для раздельного сбора мусора, мусороперерабатывающего завода.
Ребё нок: Не бросайте никогда корки, шкурки, палки –
Быстро наши города превратятся в свалки.
Если мусорить сейчас, то довольно скоро
Могут вырасти у нас мусорные горы.
Воспитатель: Ребята, благодаря нашим советам и небольшой помощи, я думаю, мы помогли спасти планету Грин от экологической катастрофы!
Слайд 19. Изображение природы
Воспитатель: Но, чтобы вновь не случилась беда, жителям планеты нужно запомнить правила о том, как можно обращаться с природой, а как нельзя.
Давайте на память оставим им волшебное дерево с листочками-правилами.
(На доске будет дерево из бумаги, на него будут скреплять листочки с правилами. Ребята называют правило и прикрепляют на дерево)
Воспитатель: Ребята, мы с вами видим, что планета стала чистой как раньше. Трава позеленела, водоём вновь обрёл жителей, а небо снова стало ясным и синим.
Мы с вами тоже должны беречь и охранять нашу планету, ведь мы с вами являемся частью природы. И если каждый человек на Земле будет заботиться о своей планете, то природа подарит нам свежий воздух, чистую воду в реках, вкусные и полезные овощи и фрукты.
А теперь нам пора возвращаться на нашу планету, в наш детский сад!
Слайд 20 Музыка для перехода
Воспитатель: Посмотрите, нам пришло письмо, прочитаем его.
«Дорогие ребята, спасибо вам за помощь! Вы помогли нам своими советами и навели порядок на нашей планете. Теперь мы видим, что вы настоящие защитники природы -Юные экологии. Высылаем вам в благодарность от нас медали. До новых встреч!
Жители планеты Грин»
Слайд 21 ЮНЭК
Итог.
Воспитатель: Спасибо большое нашим друзьям из планеты Грин за медали.
Ребята, скажите пожалуйста, а как мы помогли жителям из планеты Грин (объяснили как очищать воздух, воду, помогли с сортировкой мусора, познакомили с правилами обращения с природой).
Воспитатель: Ребята, сегодня мы отлично справились с поставленными задачами и, я думаю, еще не раз сможете прийти на помощь природе и на своей планете!
. На этом наше заседание Юных Экологов считаем закрытой. До новых встреч.