Яковлева Галина Ивановна
Конспект занятия по экологии «Лесное чудо» в подготовительной группе
Конспект занятия по экологии «Лесное чудо».
Цель. Способствовать формированию представлений о том, что пень-место обитания разнообразных живых существ-насекомых, растений.
Публикация «Конспект занятия по экологии „Лесное чудо“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Образовательная задача. Закреплять правила поведения в природе. Создавать условия для различения деревьев по коре, определению возраста дерева по годовым кольцам.
Развивающая задача. Развивать познавательную активность, творческое воображение, коммуникативные навыки.
Воспитательная задача. Воспитывать гуманное отношение к лесу и его обитателям.
Предварительная работа. Чтение глав из книги «Лесная мозаика» М. Зотов. Д/и «Узнай дерево по семенам», «С какого дерева кора», «С какого дерева лист», «1-2-3 к дереву беги», экскурсии к парк.
Материал. Плакат с изображением леса, плакат с изображением пня. «Дневники наблюдений» на каждого ребенка - альбомный лист, сложенный пополам с изображением березы, клена, сосны. Аудиозапись «Шум леса». Картинки насекомых (жук-короед, майский жук, муравей, божья коровка). Картинки растений (ландыш, колокольчик, медуница, одуванчик, крапива). Наборы ученых на каждого ребенка (Спилы деревьев, кусочки коры, лупы). Экологические знаки «Правила поведения в лесу». Три карточки роста дуба (от желудя до дуба).
Вводная часть.
-Здравствуйте, ребята! Вы не замечаете в моей одежде что-то необычное? (Шляпа на голове). Я - Ученый. А вы знаете, кого называют ученым? (Людей, которые что-то изучают, много знают). А вы хотите стать учеными? Я вас буду посвящать в ученых - одевать вам шапочки ученых. Сегодня вас ждет необычное занятие.
Основная часть.
Представьте, что мы оказались в лесу. (Плакат с изображением леса. Дети усаживаются вокруг него на палас). Звучит музыка «Шум леса».
-Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою, ночью темной, грозовою,
Что там шепчешь на заре, весь в росе, как в серебре?
Что в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?
Все открой-не утаи-ты же видишь, мы твои (С. Погореловский)
-Посмотрите на эти рисунки. (Знаки «Правила поведения в лесу») Что нельзя делать в лесу? (Ответы детей). Молодцы! Умеете вести себя в лесу.
-А это что за чудо лесное? (Плакат – пень). Это Пень-Корнеевич-самый старый житель леса. Давайте познакомимся и поздороваемся с ним.
_Здравствуй, Пень-Корнеевич (поглаживаю корень, меня зовут Галина Ивановна. (Дети здороваются)
_А что вы пожимали пню, когда с ним знакомились? (Корни). Какие корни? (Прямые и изогнутые, толстые и тонкие, ветвистые, запутанные, длинные и короткие).
-Какого они цвета? (Темно-коричневые, светло-коричневые, бурые, белые).
-Зачем корни нужны дереву? Удерживают дерево в земле. Через корни дерево получает питательные вещества, воду.
-Если бы я был деревом, мои ноги росли и росли все глубже и глубже в землю.
Эти длинные-длинные ноги были бы так хороши,
Они держали бы меня на месте, когда дует ветер,
Они бы росли все глубже и глубже и искали мне воду, чтобы пить.
Но самое лучшее - мне не нужны были бы ботинки,
Потому что мои ноги назывались бы корни.
-Чем покрыт пень? Потрогайте кору и скажите, какая она на ощупь? (Шероховатая, твердая, грубая, с трещинами).
-Зачем дереву кора? (Защищает дерево). Понюхайте, чем пахнет кора? (Деревом, лесом, землей).
-Если бы я был деревом,
Моя кожа стала бы твердой и жесткой, и даже стала бы шершавой,
Она была бы вся в буграх и бороздках. Я даже чувствую, что она морщинистая.
Но эта моя новая морщинистая кожа защитит меня от ран.
А дети поймут, нельзя вырезать надписи и знаки
На этой новой коже, которая называется кора.
Продуктивная деятельность.
Так как мы стали учеными, мы должны заниматься исследовательской работой. У каждого из вас есть «Дневник наблюдений». Откройте его. Слева нарисованы деревья. Рассмотрите и, определите, как они называются. Рассмотрите кусочки коры. Подберите каждому дереву свою кору.
-Ребята, послушайте историю Пня-Корнеевича. Был он желудем (Показ карточки). Появился из желудя росток и превратился потом в молодой дубок (показ карточки). Рос он рос и стал могучим деревом (Показ карточки-взрослое дерево). Много добрых дел он делал. Лесных жителей желудями угощал, на своих ветвях птенцов в гнездах укачивал. В его дуплах и белка жила и дятел. Летели годы. Постарел дуб, стал сохнуть да болеть. Вот и спилили его на дрова. А на месте могучего дуба остался этот пень. Лесные обитатели не забыли его доброту и стали уважительного называть-Пень-Корнеевич. Давно это было. Но есть способ узнать, сколько лет было дубу, и определить возраст любого спиленного дерева.
-Видите эти кольца? Каждое кольцо-прожитый год. Давайте посчитаем, сколько лет было дубу.
-По расстоянию между годичными кольцами можно определить, как жилось дереву в разные годы. Если два кольца расположены близко друг к другу, значит, в этом году дереву не хватало влаги и питания.
-Возьмите лупы, рассмотрите через них спилы деревьев, найдите годовые кольца. В дневнике, в прямоугольнике, начертите столько линий, сколько насчитаете колец.
-Грустно, скучно пню. Поможем пню обрести друзей? Как вы думаете, какие насекомые могут жить в пне, под ним, около него? Поселите насекомых. Давайте посадим вокруг него растения. Посмотрите, как повеселел наш пень! Был один - одинешенек, а сейчас превратился в настоящий дом, где живут растения и различные насекомые. Большое спасибо вам, вы были настоящими учеными.