Оксана Сильянова
Конспект занятия по экологии Тема: «Как увидеть воздух?» Средняя группа
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и
ролью в жизни человека, животных и растений; воспитывать
умение общаться, прививать любовь к природе и бережному
отношению к ней.
Оборудование: большой стакан с водой, маленький стакан с
проведенной внутри цветной линией, салфетки,
2 рисунка «Дом природы» и «Дом человека»,
мыльные пузыри, кукла Незнайка.
Ход занятия:
Воспитатель предлагает детям изобразить под музыку березу.
Публикация «Конспект занятия по экологии Тема: „Как увидеть воздух?“ Средняя группа» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологическое упражнение «Березка» под музыку.
По окончании воспитатель предлагает детям подойти к мольбертам, где вывешены рисунки «Дом человека» и «Дом природы».
Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим рисунки дома природы и обычного дома человека. Что на них изображено? И что в них общего? (ответы детей)
Обратите внимание : на обоих рисунках много не закрашенного места. Почему? (предположения детей)
Я хочу вам загадать загадку, и мы с вами узнаем почему так много пустого места:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же,
Без него мы жить не можем.
(ответы детей)
Так чем же мы с вами ребята дышим? (ответы)
Ну-ка, давайте, сначала вдохнем глубоко-глубоко, а затем выдохнем (повторить 2-3 раза)
Что, ребята, мы вдыхаем? (ответы) Вот именно о воздухе мы с вами и поговорим.
Дети садятся на стульчики.
На ширме появляется Незнайка с воздушными шарами.
Незнайка: Привет, малыши! Что это вы тут собрались? Вы же без меня ничего не узнаете. Я ведь столько всего знаю, даже представить трудно.
Воспитатель: Я конечно в этом сомневаюсь, но что же давайте все вместе поговорим о воздухе.
Незнайка: О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может его и нет вовсе? Лично я его не видел, а вы ребята? (ответы детей)
Воспитатель: Погоди, погоди, Незнайка! Я тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас. Правда, ребята?
Незнайка: «знаю, знаю…» (обиженно) а я вам не верю! Вы мне докажите, что этот самый воздух вот сейчас есть в этой группе.
Воспитатель: Ребята, давайте вместе с вами докажем Незнайке, что воздух все-таки есть. Но сначала скажите, а почему мы его не видим? (ответы детей)
Воздух – прозрачный, значит через него все видно. А что еще бывает прозрачным? Давайте найдем прозрачные предметы в группе. (ответы детей)
А подумайте, какие еще прозрачные предметы окружают нас в жизни: дома, на улице? (ответы детей)
Воспитатель берет в руки стакан.
Ребята, а как вы думаете, этот стакан пустой? Внимательно посмотрите, есть ли в нем что-нибудь?
(показывает стакан всем детям, по очереди, а затем Незнайке)
Незнайка: Ну что вы пристали со своим стаканом! Каждому ясно, что в нем ничего нет.
Воспитатель: (загадочно) Говоришь, нет ничего в моем стакане? А вот мы сейчас и проверим. А для этого, дорогие мои ребята, я вас приглашаю в нашу экспериментальную лабораторию детских наук.
(дети встают за экспериментальные столы)
Сейчас мы с вами проведем один очень интересный опыт.
Опыт: Воспитатель переворачивает стакан вверх дном и медленно
опускает его в большой стакан с водой. Дети повторяют
его действия. Воспитатель обращает внимание детей на
пузырьки, выходившие из стакана. Что это за волшебные
пузырьки? (воздух) Что делает вода со стаканчиком?
(выталкивает стаканчик)
Воспитатель еще раз возвращается к тому, что воздух – прозрачный, невидимый.
Физ. минутка.
Воспитатель: Давайте представим, что вы стаканчики и медленно опускаетесь в воду (дети медленно опускаются на корточки). А потом выскочили (дети подпрыгивают) – повторить 2-3 раза.
Воспитатель: Ну что, Незнайка, убедился ли ты в существовании воздуха?
Незнайка: Эка невидаль, воздух! Я может просто хотел подразнить вас.
Воспитатель: Ну что ж, поверим тебе, Незнайка. Скажите, ребята, в каких предметах может находиться воздух? (ответы детей)
Незнайка: В воздушных шариках? Это что же значит, что в моих воздушных шариках воздух?
Воспитатель: Да, Незнайка, воздух, именно с помощью него ты и прилетел в д/сад.
Незнайка: А я то думал, что в шариках моторчик. А вот мыльные пузыри? Каждому ясно, что внутри пузырей – мыло!
Воспитатель: Неужели и вы, ребята так думаете? (ответы)
А что было бы, если бы внутри действительно было мыло? (ответы)
Давайте, ребята поиграем в игру «Мыльные пузыри»
Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть!
Игра «Мыльные пузыри»
… Взлетает шар надутый,
Прозрачнее стекла,
Внутри его как будто
Сверкают зеркала.
… Он воздухом надутый,
По воздуху плывет,
Но и одной минуты
На свете не живет.
… Нарядный, разноцветный,
Пропал он навсегда,
Расплылся незаметно,
Растаял без следа …
С. Маршак
Незнайке: Ну ладно с этим я разобрался. А вот вы мне скажите: и я, и ребята, и все люди дышат через нос. Правильно? Ну-ка, ребята, подышите своими замечательными носиками. Отлично. И у медведя, и у зайца, да у всех животных тоже есть носы, я видел. А как же дышат растения? Куда они свои носы спрятали?
Воспитатель: как вы думаете, ребята? (дети высказывают свои гипотезы)
А у растений и нет никаких носиков. Зато на листьях есть маленькие дырочки-отверстия, их трудно увидеть, можно рассмотреть их только под микроскопом, есть такой прибор, через который можно увидеть самые маленькие предметы. Вот через эти дырочки и дышат растения: береза, липа, трава, цветы.
Незнайка: (задумчиво) Значит и колокольчику, и дерезе, и ромашке – всем-всем нужен воздух?
Воспитатель: Конечно, Незнайка!
Незнайка: А я об этом и не знал.
Воспитатель: Да всем живым существам: людям, животным, птицам, рыбам, а также и растениям нужен воздух, но воздух чистый, свежий. Но сейчас люди загрязняют воздух. Ребята, подумайте, как люди загрязняют его? (ответы)
А как нам спасти воздух? (ответы)
Вот видишь, Незнайка, сколько много нового и интересного рассказали тебе наши ребята о воздухе.
Незнайка: Теперь я все понял, спасибо вам, ребята! Но мне пора улетать в мой волшебный город. Я расскажу всем жителям нашего городка о воздухе, ведь я самый умный человечек на свете!
До свидания, ребята!
(дети прощаются с Незнайкой)
Воспитатель: Ну что же, Незнайка улетел к себе в волшебную страну, а нам пора заканчивать наше занятие. Вам понравилось, как мы сегодня с вами занимались? А что вам понравилось больше всего? (выслушивает ответы детей)
Мне тоже очень понравилось, как вы играли, внимательно мне слушали, отвечали на мои вопросы, проделывали опыты. А давайте с вами вспомним: чем же дышат все живые существа на земле? (ответы детей)
Правильно, именно воздух нам нужно беречь и охранять. На этом наше занятие окончено, всем спасибо, до свидания!