Юлия Шубина
Конспект занятия с элементами экспериментирования в старшей группе «Освобождение бусин из ледяного плена»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию
с элементами экспериментирования в старшей группе
«Освобождение бусин из ледяного плена»
Выполнила
Воспитатель:
Шубина Ю. В
2018г.
Возрастная группа : старшая
Цель: Развивать представления детей о свойствах льда (в том числе о том, что
Публикация «Конспект занятия с элементами экспериментирования в старшей группе „Освобождение бусин из ледяного плена“» размещена в разделах
- Зима, снег, лед. Экспериментальная деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лед. Конспекты по экспериментальной деятельности
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Снег и лед
- Старшая группа
- Темочки
его можно быстро растопить горячей водой)
Задачи:
Образовательные:
• учить детей выдвигать гипотезы и оценивать их;
• закреплять умение пользоваться алгоритмом;
• самостоятельно проводить элементарные опыты;
• расширить представление детей о свойствах льда – тает в тепле;
• закрепить знания о свойствах льда: твердый, холодный, гладкий.
Развивающие:
• развивать у детей зрительную память, долговременную память, осязательную, двигательную и образную память;
• развивать образное и наглядное мышление.
Воспитательные:
• воспитывать интерес детей к занятиям по познавательному развитию с элементами экспериментирования;
• воспитывать аккуратность в работе;
• взаимопомощь, доброжелательное отношение друг к другу;
• воспитывать желание соблюдать элементарные правила безопасного поведения в быту.
Коррекционные:
• Развивать зрительное восприятие, глазодвигательные функции.
Интегрирование образовательных областей: познавательное, речевое, физическое, социально-коммуникативное развитие.
Предварительная работа: чтение сказки «Мороз Иванович» В. Ф. Одоевского; игры со льдом на прогулке; изготовление цветных льдинок.
Материалы и оборудование: поднос, таз, чайник с горячей водой, веревочка (шнурок, формочки для льда, холодильник, магнитная доска, магниты зеленого и красного цвета.
Раздаточный: кубики льда с бусинкой внутри, прозрачные стаканчики, одноразовые ложки, салфетки, одноразовые тарелочки.
Ход:
1. Организационный момент.
Воспитатель:
- Ребята, послушайте стихотворение:
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
- Помогите мне разобраться: о чём идёт речь в этом стихотворении, что же случилось с водой?
- Ребята, скажите, мне какое время года сейчас? (ответы детей Зима)
- А назовите мне, какие зимние месяцы вы знаете? (декабрь, январь, февраль)
- Какой сейчас месяц, как он называется? (Февраль)
Воспитатель:
- Сегодня я пришла в детский сад и обнаружила в нашей группе вот эту посылку Давайте посмотрим, что же там и от кого (показывает и достаёт её содержимое). Ребята, в посылке зашифрованное письмо и…. льдинки.
Письмо от Рукодельницы:
«Здравствуйте, дорогие друзья! Шла я к Морозу Ивановичу в гости по мостику через речку, поскользнулась и упала, а мои новые красивые бусы рассыпались и упали в речку, прямо в холодную воду. Мороз Иванович помог мне их достать, да только заморозил их. И попали бусинки в ледяной плен. Как же мне быть? Что делать? Хоть и зовут меня люди Рукодельницей, но эта задача мне не под силу. Может, вы мне сможете помочь?»
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, сможем ли мы чем-то помочь Рукодельнице?
- А как можно освободить бусинки из ледяного плена? (дети выдвигают предположения)
Только после того, как будут высказаны все гипотезы, воспитатель вместе с детьми анализирует их с позиций «хорошо – плохо» :
Воспитатель гипотезы детей заносит на мольберте магнитами зеленого и красного цвета обозначает положительные и отрицательные стороны данного предложения.
Обозначения: КРАСНЫЙ – ПЛОХО ЗЕЛЕНЫЙ – ХОРОШО
Гипотезы Опасно для здоровья
1. Погреть в руках красный
2. На батарею зеленый
3. Инструменты красный
4. В рот красный
5. В горячую воду зеленый
6. Подышать зеленый
Воспитатель: Давайте выберем те способы, которые больше всего подходят, которые не принесут вреда здоровью.
Воспитатель представляет их отдельно:
а) можно поставить на батарею;
б) опустить льдинку в теплую воду.
(воспитатель предлагает детям пройти за столы)
Воспитатель:
Напомните, какие свойства льда вы знаете?
Какой он на ощупь? Потрогайте пальчиками.
Лед твердый или мягкий? (постучите ложечкой).
Как вы думаете, где быстрее растает лед?
Давайте проверим с вами на опыте, верны ли наши предположения.
Воспитатель: Рассмотрите последовательность нашего опыта (дети рассматривают алгоритм выполнения задания) Что мы сначала сделаем? А затем? (и т. д.) Амир, возьми тарелочку с ледяной бусинкой и поставь на батарею.
(воспитатель раскладывает ледяные бусины на тарелочки)
Воспитатель: Начинаем наш опыт. А я сейчас пройду и разолью в стаканы теплую воду. Что происходит с льдинкой?
Воспитатель: пока наши льдинки тают, давайте немного разомнёмся. Проводится физкультминутка «Солнце землю греет слабо».
Солнце землю греет слабо, (руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз, (руки на пояс, наклоны в стороны)
Во дворе у Снежной Бабы (руки на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел морковный нос (дети показывают нос)
В речке стала вдруг вода неподвижна и тверда, (прыжки на месте)
Вьюга злится, снег кружится, (дети кружатся)
Заметает всё кругом белоснежным серебром (имитируют движения руками)
Воспитатель: а сейчас пройдем к столам и проверим, освободились ли наши бусины. Что произошло со льдом? Амир, принеси тарелочку с батареи. Что произошло со льдом? Какой можно сделать вывод? (в теплой воде лед растаял быстрее, чем на батарее).
Воспитатель: ребята, посмотрите, у меня тоже есть льдинки, но они не настоящие. Когда настоящая льдинка замерзает, у нее становится более темный цвет, а когда она начинает таять, она становится светлей. Попробуйте выложить льдинки в ряд от самой темной до самой светлой.
Коррекционная работа «Соберем льдинки по цвету»
Воспитатель: Молодцы, ребята! А вы не забыли, что мы обещали помочь нашей Рукодельнице? Бусы мы освободили, а собрать бусы сможем?
Коррекционная работа «Собери бусы» (по алгоритму)
Воспитатель: Чтобы бусы получились красивые, нужно чередовать их по цвету, посмотрите на образец (вывешивает на магнитной доске)
Воспитатель:
- Какие красивые бусы у вас получились! Ребята, а кому мы помогали освободить бусы из ледяного плена? (Ответы детей) Давайте отправим посылку с бусами Рукодельнице, вот она обрадуется! (складывают в посылочную коробку).