Тамбовцева Алла
Конспект занятия по экологии с опытно-экспериментальной деятельностью «Путешествие с капелькой»
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие с Капелькой»
занятия по экологии с опытно – экспериментальной деятельностью
Средняя группа.
Подготовила воспитатель Тамбовцева Алла Юрьевна.
Цель: Ознакомление детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, прозрачность, текучесть).
Задачи:
1. Дать понятие о значимости воды в жизни человека, в природе.
2. Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.
Публикация «Конспект занятия по экологии с опытно-экспериментальной деятельностью „Путешествие с капелькой“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
3. Закреплять знания детей о воде как о природном явлении, о значении воды в природе, в жизни человека.
1. Обогащать и активизировать словарь, учить детей последовательно излагать свои мысли, правильно строить свою речь;
2. Воспитывать бережное отношение к воде, целеустремлённость и любознательность.
Образовательная область: Познание.
Интеграция образовательных областей: Познание, коммуникация, социализация, здоровье, безопасность.
Тип занятия : Усвоение новых знаний и умений.
Форма занятия : Познавательно – исследовательское.
Методы обучения: наглядный, словесный, практический.
Оборудование:
1. Инвентарь для опытов : стаканы с водой и с молоком, сахар, зеленка, гуашь, ложечки, баночки с водой, камешки.
2. Маска-капелька (для воспитателя).
3. Аудиозапись.
Предварительная работа: свободное экспериментирование с водой, рассматривание иллюстраций «Состояние воды», беседы: «Откуда берется вода в кране?», «Чистая вода», «Вода – нужна всем».
Раздаточный материал: стакан с водой, стакан с молоком, чашка, ложечка, блюдце, камешки, сахар.
Ход занятия:
Ребята, смотрите, какое то письмо прилетело к нам на воздушном шарике! Давайте его прочтем!
«Здравствуйте, ребята! Я знаю, что вы очень умные, сообразительные и всегда хотите много знать, поэтому я хочу пригласить вас к себе в сказочное королевство воды и рассказать много интересного. А о чем, вы узнаете, когда прилетите ко мне в гости на ковре-самолете. Ваша Капелька».
Воспитатель: Ребята, какое загадочное письмо. Интересно, о чем нам хочет рассказать Капелька? Вы хотите полететь к ней в гости? (Да, полетим.)
Теперь садитесь на ковер-самолет, закрываем глазки, взялись за руки и представляем, что мы летим над лесом, рекой, полем. (Звучит тихая музыка, я надеваю шапочку с капелькой).
А сейчас открываем глаза. Вот мы и прилетели.
Капелька : Ой, кто это ко мне прилетел? Здравствуйте! Ребята, вы откуда? (Ответы детей). А вы знаете, куда вы попали? (Нет.)
Капелька : В сказочную страну воды, к Капельке. Капелька – это я (показываю капельку).
Капелька : А теперь я хочу проверить, какие вы сообразительные. Отгадайте загадку:
В море я всегда солена,
А в реке я пресна.
Лишь в пустыне раскаленной
Мне совсем не место.
Дети: Вода.
Капелька : Молодцы, ребята! Какие вы догадливые! А какие свойства воды вы знаете?
(дети отвечают)
Капелька : А чтобы узнать об этом, мы подойдем к столам, на которых стоят вода, различные сосуды и т. д. Это и есть страна воды. Что же интересного нас ждет? Что нового мы узнаем о воде? А где же жители этой страны, почему вы никого не видите? А жителями этой страны являются капельки, такие, как я, а вместе они образуют воду, которая, посмотрите, у вас на столе в стаканичиках. Эти капельки путешествуют по всему свету, по морям, океанам, рекам и озерам,много видели, много интересного знают и могут нам рассказать.
Ребенок читает стихотворение:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране…
Капелька : Ребята, как вы думаете, так ли это? (Да)
Капелька : А назовите места, где путешествовали капельки. (Пруд, озеро, море, река, океан.)
Капелька : Значит, капельки – это маленькие частички чего? (Воды.)
Капелька : А кому нужна вода? (Ответы детей).
Капелька : А может ли человек прожить без воды? (Ответы детей)
Капелька : Конечно же, вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле. Вода - это основа жизни. В сказочной стране воды есть Королева, и она написала вам записку, в которой рассказывается о воде и ее свойствах. Давайте прочтем ее: «Я могу литься, растекаться…»
«Вода - это жидкость».
Так, давайте проверим. Возьмите стакан с водой и вылейте немного воды на блюдце, но выливать надо медленно, чтобы увидеть, как вода растекается (Дети выполняют). Вы убедились, что вода льется и растекается? (Убедились.)
Капелька : Вода - это жидкость. Ее можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу, в любой сосуд. Ее можно вылить, перелить из одного сосуда в другой.
«Вода без вкуса».
Капелька : А теперь я предлагаю вам, ребята, ложечкой попробовать воду на вкус. Какая она? Сладкая? Соленая? Кислая? Горькая? (Ответы детей)
Капелька : Вода не имеет вкуса, она безвкусная.
Капелька : Давайте проведем небольшой опыт. Положите в стакан с водой вещество, которое находится у вас на столе. Размешайте, а теперь попробуйте воду ложечкой. Какая она стала на вкус? (ответы детей) Как вы думаете, что вы добавили в воду (ответы детей)
Правильно, сахар.
Капелька : Оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в нее положили
«Вода бесцветная».
Капелька : А какого цвета чистая вода?
Если дети говорят, что она белая, я говорю: «Я не верю: смотрите» :
На моем столе стакан с водой, стакан с молоком, ложечка.
Капелька : (опускаю ложечку в молоко).
Ребята, видно ложечку? (Нет) (опускаю ложечку в воду) А теперь видно ложечку? (Да)
Капелька : Молоко какого цвета? (белого) А вода какого цвета? Имеет ли вода цвет? (Вода не имеет цвета, она бесцветная)
«Вода прозрачная».
Капелька : Это еще одно свойство воды. А теперь проведем следующий опыт : у вас на столах лежат камешки, возьмите их и опустите в стакан с молоком и в стакан с водой (Дети выполняют). В каком стакане нам хорошо видны камешки? (В стакане с водой.)
Капелька : А как вы думаете, почему в чистой воде видны эти предметы, а в стакане с молоком – нет? (Потому что вода прозрачная.)
Капелька : Правильно, прозрачная. Какой бы предмет вы ни опускали в воду, он будет виден. Опустите свой пальчик в стакан с водой. Видите вы его? (Да.)
Капелька : А почему вы его видите? (Потому что вода прозрачная.)
Капелька : Ребята, а я знаю, что вода может изменить свой цвет. Хотите в этом убедиться?
На моем столе два стакана с водой, йод, гуашь красного цвета.
Капелька : Я сейчас опущу в воду кисточку с гуашью. Что вы видите? Вода стала красной. А теперь добавлю в воду волшебную капельку (йод). Посмотрим, что произойдет с водой. Вода изменила свой цвет. Она стала коричневая.
Капелька : Значит, делаем вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в нее добавили.
«Вода не имеет запаха».
Капелька : А теперь я предлагаю вам понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь? (ответы детей)
Капелька : Вода ничем не пахнет, у нее нет запаха.
Капелька : Сегодня вы очень многое узнали о воде. Давайте еще раз вспомним, что же вы узнали:
• Вода - это жидкость
• Вода - бесцветная
• Вода не имеет запаха.
• Вода - безвкусная.
• Вода – прозрачная.
А сейчас я предлагаю вам отдохнуть.
Физкультминутка.
Очень всем нужна вода.
Делай раз и делай два. (приседания)
Звери у ручья напились,
Влево, вправо наклонились. (наклоны)
Вместе на носочки встали,
Тучку лапками достали. (руки вверх,потянулись)
Дружно хлопнули в ладоши,
До чего же день хороший!
Капелька : Ребята, для чего же нужна вода? (Ответы детей.)
Капелька : Правильно, человек ни дня не может прожить без воды: из нее он готовит пищу, она нужна растениям. Человек может не есть чуть больше месяца, а вот без воды всего несколько дней. Вода – добрый друг и помощник человека. Вода побеждает засуху, оживляет пустыни, повышает урожай. Вода минеральных источников оказывает лечебное действие. Вы, наверное, знаете, как приятно и весело плескаться в речке летом, как приятно утолить жажду в жару.
Всему живому необходима прозрачная, чистая вода. Это значит, что водоемы загрязнять нельзя. Но чистой воды на земле становится все меньше и меньше. Заводы и фабрики потребляют много воды и потом загрязняют ее отходами своего производства, сбрасывая их в реки, озера. От этого гибнет рыба и вообще жизнь в воде. Воду надо беречь, потому что без нее невозможно жить на земле.
Ребенок читает стихотворение:
Родник иссяк, ручей ослаб,
А мы из крана – кап, кап, кап.
Мелеют реки и моря –
Не тратьте воду зря…
А то пройдет немного лет –
И нет водицы – нет, нет, нет…
Капелька : К сожалению, ребята, у меня закончилось время, и мне надо путешествовать дальше по сказочной стране воды. Я обязательно приглашу вас еще раз ко мне в гости. Понравилось вам проводить опыты, как настоящим ученым? (Да.)
Садитесь на ковер-самолет и отправляйтесь обратно в детский сад. Закрыли глазки, вот вы летите надо лесом, озером, лугом. Вдалеке показался детский сад.
Звучит тихая музыка, в это время я снимаю шапочку Капельки.
Воспитатель: Ребята, а я от вас отстала и вы улетели без меня! Где же вы были? (В сказочной стране воды, в гостях у Капельки.)
Воспитатель: Что вы там узнали? (Дети делятся впечатлениями, рассказывают о новых знаниях.)
Воспитатель: Теперь я тоже буду знать о воде: она прозрачная, бесцветная, не имеет запаха, безвкусная, это жидкость. Воду надо беречь. Вода – основа жизни. Для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много трудов и сил.
Вот почему нужно беречь воду, плотно закрывать кран.