Наталья Видус
Конспект занятия по экологии для детей старшей группы «Как лесные звери, белка и медведь готовятся к зиме»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Дать детям представление о том, как дикие животные (белка и медведь) в лесу готовятся к зиме, приспосабливаются к зимним условиям.
Задачи:
-Дать детям представление о том, что лес - это среда обитания диких животных, белка и медведь приспособлены к жизни в лесу круглый год;
-Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей - от лета к зиме;
Публикация «Конспект занятия по экологии для детей старшей группы „Как лесные звери, белка и медведь готовятся к зиме“» размещена в разделах
- Белка, белочки
- Белка. Конспекты занятий
- Белый медведь
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные осенью
- Дикие животные осенью. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
-Воспитывать бережное отношение к лесу и его обывателям.
Возрастная группа : старшая
Предварительная работа: Чтение художественной литературы о жизни животных, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, дидактические игры: «Чей хвост?», «Кто это?», «Четвёртый лишний» рассматривание альбома «Дикие животные», чтение энциклопедии о животных.
Методы и приё мы: сюрпризный момент, создание проблемной ситуации, игровые задачи, вопросы.
Материалы и оборудование: Конверты с заданиями, музыка П. И. Чайковский «Времена года» «Осень», карточки с условными обозначениями для дидактической игры «Правила поведения в лесу», дидактическая игра «Кто где живет?», презентация.
Словарная работа: берлога, дупло.
Ход занятия:
Организационный момент
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня нас ждёт много интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение! А вот, что нас ждёт, вы узнаете, если отгадаете мою загадку:
Белки в нём живут и волки,
В нём растут берёзы, ёлки
Высоченный – до небес!
Называют его (лес)
Воспитатель: - Да, верно, вы угадали.
Воспитатель: - Ребята, я хотела бы с вами поговорить о лесе.
Лес – это очень интересное место в природе. Самое главное в лесу – это деревья. Какие деревья растут в лесу? Что ещё растёт в лесу? Еще там растут разные кустарники, грибы и ягоды. Кто в нём живёт? В лесу звери птицы, маленькие букашки находят и пищу, и дом, и укрытие от врагов. Среди деревьев, кустов, разных трав – они охотятся, выводят потомство – в общем, круглый год заняты делом и чувствуют себя хорошо потому, что все лесные обитатели приспособлены к жизни в лесу.
Ход занятия.
Воспитатель: - Ребята, сегодня к нам в группу пришло приглашение из леса. Вот что в нем написано:
«Пишут белки,
Пишут зайцы и медведи,
Ждем вас в гости.
Приходите в лес осенний
Будем с вами мы дружить,
Веселей мы будем жить».
Воспитатель: Ну что, ребята, отправимся в гости к лесным зверям?
- Да! (ответы детей).
Воспитатель: Прежде чем зайти в лес, мы должны вспомнить правила поведения в лесу.
Дидактическая игра «Правила поведения в лесу».
• Береги муравейники. Помни, муравьи санитары леса!
• Не подходи близко к гнездам птиц. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, иначе птицы-родители могут насовсем покинуть гнездо. Не разоряй птичьих гнезд!
• Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков!
• В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. От этого погибают насекомые и растения!
• Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны природе!
• Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе!
• Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых!
• Не ломай, не руби ветви деревьев и кустарников!
• Не разжигай костер: от огня погибают и задыхаются многие растения и насекомые!
• Не шуми! Не оставляй после себя в лесу мусор.
(Все названые правила сопровождаются показом карточек с условными обозначениями
Воспитатель: - Молодцы, ребята. Пришло время зайти в осенний лес (показывается презентация с изображением леса, СЛАЙД 1 Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года» «Осень») и погулять по лесу, вдруг кого-нибудь и встретим из лесных жителей. - Какое время года (поздняя осень?
Воспитатель: - Ребята, смотрите конверт (открывает, здесь задание). Если мы его выполним, то мы узнаем какое животное от нас спряталось. Нас просят назвать осенние приметы. А поможет нам в этом осенний листочек. (передавая листок дети называют осенние приметы)
Дидактическая игра «Приметы осени».
• Осенью солнышко светит меньше и совсем не греет. Холодает. День становиться короче, а ночь длиннее.
• Часто идут дожди, на дорогах лужи. Дует холодный ветер.
• Листья желтеют, краснеют и опадают. Начинается листопад.
• С полей и огородов убирают урожай.
• Животные и птицы готовятся к зиме. Перелетные птицы улетают на юг.
Воспитатель: Ребята вы справились с этим заданием, правильно назвали осенние приметы, а сейчас посмотрите на экран (СЛАЙД 2 появляется тень белки, И определите какое это животное?
Воспитатель: Белка немного хочет рассказать о себе. Ребята, я вам предлагаю присесть на стульчики и послушать. СЛАЙД 3
Белка : Летом у меня появляются бельчата. К осени они вырастают и становятся самостоятельными. Сами добывают себе запасы на зиму. В зимнее время нам очень сложно добывать еду, можем стащить морковку у снеговика. СЛАЙД 4
Воспитатель: - Ребята, а вы знаете как белка готовиться к зиме? (ответы детей : приносит в свое жилище орехи и грибы, которые находит в лесу. Белочка — заботливая хозяйка, она заранее сделала запасы еды в кладовых и теперь может спокойно зимовать. СЛАЙД 5; меняет свою шубку на серенькую, мех становиться гуще, пушистее). СЛАЙД 6
Воспитатель: Как вы думаете, почему у белки зимой серая шерсть? Правильно, чтобы ее было трудно заметить на деревьях, так белка спасается от хищников. Шкурка у белочки стала такой же, как ствол дерева: если ей нужно будет сбегать в кладовую, ее даже не будет видно. А теплая шерсть белке нужна, чтобы не бояться морозов зимой.
Игра «Собери грибы и шишки»
Воспитатель: Ребята, перед тем, как нам отправиться вглубь леса, нам надо немного отдохнуть. Я предлагаю вам потанцевать.
Физминутка «Как танцуют зайки» СЛАЙД 7
Воспитатель: Ребята, ну что отдохнули? Я предлагаю отправиться дальше. СЛАЙД 8 (ЛЕС (Нахожу конверт)
Воспитатель: Чтобы узнать какое животное мы встретим, надо выполнить очередное задание – «Кто где зимует?» (на столах картинки). Ребята, на столе лежат картинки, жилище животных и сами животные, каждый возьмите по одной картинке, посмотрите внимательно и определите, где зимует животное?
Дидактическая игра: «Кто где зимует?»
- Заяц? (нора под кустом).
- Ёж? (нора под пеньком).
- Волк? (логово).
- Медведь? (берлога).
- Белка? (дупло).
- Лиса? (нора).
Воспитатель: Женя, ты выбрал ежа, а где зимой живёт ёжик? –Таня, у тебя какая картинка (дупло, а кто живёт в дупле? (белка)
Воспитатель: Молодцы ребята, справились с заданием. Присаживайтесь на стульчики и посмотрите на экран. Тень какого животного вы видите на экране? СЛАЙД 9 (Появляется медведь.)
Дети: Медведь.
Воспитатель: Медведь нам хочет рассказать немного о себе, послушайте. СЛАЙД 10
Медведь : Я очень люблю лето, так как летом я могу добыть себе много разнообразной еды. И купаться в речке и ловить в ней рыбу вместе со своими медвежатами. К осени мы становимся толстенькими, так как наши запасы — это жир, который помогает нам пережить зиму. Ещё мы уходим в спячку вместе медвежатами в берлоге, которую сами и раскапываем.
Воспитатель: Ребята, а чем питался медведь летом и осенью, чтобы запастись на зиму? (ответы детей : рыбой, травой, ягодами, корнями растений и др.). СЛАЙД 11-12
Воспитатель: Как называется жилище медведя, в котором он спит?
Дети: Берлога.
Воспитатель: СЛАЙД 13 Зимой он будет спать в берлоге, но ведь дом — берлогу сначала надо подготовить! Медведь делает берлогу для зимовки под вывернутом с корнями деревом в сухом месте. Перед тем, как лечь в берлогу и уснуть, мишка путает свои следы, чтобы никто его не нашел. Он ходит по лесу петлями, шагает по бурелому, по деревьям, чтобы скрыть свои следы. СЛАЙД 14 Медведь ложится спать еще до первого снега, чтобы его следы не были заметны на снегу. Перед зимней спячкой медведи тоже меняют шубу на зимнюю, теплую, густую, длинную и пушистую. Только шуба у медведей и летняя, и зимняя одного и того же цвета. Медведи спят в берлоге до самой весны, пока не появится солнце и все не начнет цвести.
Игра «Вокруг себя обернись и в зверя превратись»
Воспитатель: Ребята, наша прогулка подошла к концу и нам пора возвращаться в детский сад. Закроем глаза и тихонько, не спеша, покружимся. (Звучит музыка «Времена года»).
Воспитатель: Открываем глаза и вот мы снова в нашем детском саду. СЛАЙД 15
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, где мы с вами сегодня побывали? В каком лесу? Что было для вас интересно сегодня? А кого мы встретили в лесу? Надо любить и оберегать животных и природу. И если случится беда, то всегда приходить на помощь!
Воспитатель: Ребята, а это нам подарок из леса от животных. А подарок — грибочки.