Ольга Андреева
Конспект занятия по экологии для детей старшей группы компенсирующей направленности «Сохраним природу вместе»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №7 «СКАЗКА»
ДАНКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
Конспект НОД по познавательному развитию (ознакомление с миром природы)
«Сохраним природу вместе»
для детей старшей группы компенсирующей направленности.
Воспитатель:
Андреева О. А.
2021 г.
Публикация «Конспект занятия по экологии для детей старшей группы компенсирующей направленности „Сохраним природу вместе“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2021
Цель: Формирование ответственного отношения к окружающей среде у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
• Формировать у детей первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
• Дать элементарные знания и представления о природе и природных явлениях.
• Расширять и углублять знания детей о роли природы в жизни человека.
Развивающие:
• Развивать кругозор, мышление, умение логически мыслить, делать выводы, умозаключения.
• Развивать коммуникативные умения, связную речь, умение вести диалог.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к природе и проблеме ее охраны.
• Воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
Предварительная работа: наблюдения на прогулках; беседы, загадывание загадок, чтение художественной литературы.
Материалы и оборудование: проектор, ноутбук, презентация, «Жалобная книга природы», природоохранные знаки, Березка, деревья, пенечки, сундучок с одеждой для Эколят, глина, дидактическая игра «Посели птичку в свое гнездо», эмблемы «Защитники природы», первоцветы.
Ход занятия:
Слайд 1.
1. Организационный момент (дети заходят, становятся в круг)
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Давайте поздороваемся с нашими гостями.
Послушайте стихотворение.
Слайд 2.
Ефим ШКЛОВСКИЙ
Я ОБНЯЛ ГЛОБУС
Я обнял глобус – шар земной.
Один – над сушей и водой.
В руках моих материки
Мне тихо шепчут: «Береги».
В зеленой краске лес и дол
Мне говорят: «Будь с нами добр.
Не растопчи нас, и не жги,
Зимой и летом береги».
И птиц, и рыб я слышу всех:
«Тебя мы просим, человек,
Ты обещай нам и не лги,
Как старший брат нас береги».
Я обнял глобус – шар земной,
И что-то сделалось со мной.
И вдруг шепнул я: «Не солгу,
Тебя, родной мой, сберегу».
- О чём говорит поэт в этом стихотворении?
Ответы детей.
2. Основная часть.
Воспитатель: Правильно. Сегодня мы с вами будем говорить о бережном отношении к природе. Ребята, а что такое природа?
Дети: Это лес, деревья, реки, моря, почва, воздух.
Воспитатель: Да, ребята, это поля и луга, солнце и небо, почва и воздух, все живое. И человек тоже часть природы. Природа – это все предметы и явления вокруг нас, не созданные руками человека.
Воспитатель: Для чего человеку нужна природа?
Дети: Чтобы жить, дышать, питаться, любоваться.
Воспитатель: Правильно, она кормит человека, одевает, обувает, дает все необходимое для жизни. А человек, что делает для природы?
Воспитатель: Ребята я хочу вам предложить отправиться в гости к природе и посмотреть, нужно ли ей чем-то помочь? Согласны? Но сначала я предлагаю вспомнить правила поведения на природе, играя в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам действия, если действие правильное, хлопаем 3 раза, если плохое, то все вместе топаем!
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)
Если мусор уберу,
Банку закапаю? (да)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)
Воспитатель: Правила поведения в природе вы помните. Тогда в путь!
Возьмемся за руки, друзья,
И по тропе лесной
Отправимся туда, где лес
Зовет своей листвой.
Слайд 2. (Музыка)
(Звучит музыка «Звуки леса») (идут змейкой)
Слайд 3.
Воспитатель: Ну вот, мы с вами в лесу. Как красиво здесь! Ребята, какой воздух в лесу?
Дети: Чистый, свежий.
Воспитатель: Как вы думаете, он отличается от воздуха, которым мы дышим в городе?
Дети: Да, отличается.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому, что в лесу много деревьев, они защищают нас от пыли, грязного воздуха, от загазованности машин.
Воспитатель: Давайте все вместе вдохнем глоток свежего воздуха!
Дыхательная гимнастика
Воздух свежий мы вдыхаем,
Руки к солнцу поднимаем.
Выдохнули, опустили
И ещё раз повторили.
Воспитатель: А теперь можно присесть и подумать. А зачем нужен воздух, что произойдёт, если не будет воздуха? (Ответы детей.)
Воспитатель: Давайте проведём небольшой опыт и узнаем, что произойдёт, если воздух не будет поступать в наш организм. Закройте рукой нос. Вы можете дышать? почему? Воздух нам нужен, без него мы не сможем жить.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, кому ещё нужен чистый воздух, кто ещё не сможет жить без воздуха? (Животные, птицы.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите: какой то сундучок стоит на пенечке. Посмотрим, что в нем лежит (открывают сундучок. Достают шапочки, накидки, ботиночки Ёлочки, Шалуна, Тихони, Умницы).
Воспитатель: Как вы думаете, чья это одежда? Да, верно, это костюмы Эколят и Ёлочки – подружки Эколят. Природа предлагает нам стать Эколятами, чтобы помогать ей и защищать её. (Дети одевают костюмы).
Воспитатель: Эколята, мы готовы помогать природе. Может нужна наша помощь?
Слайд 4.
Ё лочка: ребята, природе очень нужна наша помощь. Сегодня я нашла вот эту книгу. Давайте её поближе рассмотрим.
Слайд 5.
Много жалоб накопилось
У природы на людей.
Воды речек замутились,
Пересох в лесу ручей.
Стали сохнуть липы, клены
На обочинах дорог.
Скоро свои птичьи песни
Соловей нам не споет.
Воспитатель: Ребята, что это за книга?
Дети: Жалобная книга природы.
Воспитатель: Молодцы. Люди часто ведут себя в природе неправильно и не осторожно, наносят ей вред. И все свои жалобы природа собрала в этой книге. Давайте мы вместе с вами полистаем её.
Воспитатель: Открываем первую страницу!
Слайд 6.
Ё лочка: Жалуется берё за: «Когда- то была я берёзой — красавицей, но пришли люди собрать берёзовый сок, сделали надрезы, собрали сок и ушли. Вытекает моя кровь – берёзовый сок. Плохо мне!».
Воспитатель: Ранней весной многие люди собирают берё зовый сок: сделают надрез, и сок стекает, набирают нужное количество сока и уходят. А сок продолжает течь. Спустя некоторое время на этом месте образуется красная полоса. В народе говорят: «берёза плачет кровавыми слезами». Ребята, кто знает, как можно помочь берёзе?
Дети: надо замазать ранку на стволе глиной или землёй.
Воспитатель: Вот тогда берёзка обязательно выздоровеет. Ребята, а как можно предупредить других людей, чтобы когда они придут в лес, не совершали таких поступков. (Ответы детей,
Слайд 7.
Сейчас, ребята, давайте найдем знак «Не повреждай кору деревьев!» (Дети выбирают знак из предложенных). Мы поставим его в берёзовой роще.
Воспитатель: Давайте заглянем на следующую страницу нашей книги.
Умница, о чем там говорится?
Слайд 8.
Умница: Просят помощи перелетные птички. Вернулись весной они в лес. Но пришли люди, устроить отдых в лесу. Включили громкую музыку и стали веселиться. Перепугались, взволновались птички. А от испуга забыли, кто где живет. Как же вернуться в свой дом?
Воспитатель: Ребята, как же нам помочь птицам?
Дети: надо поселить каждую птичку в свое гнездо.
Воспитатель: Верно Но сначала, давайте вспомним у какой птички какое гнездо и где она его вьёт.
Слайд 9 - 36.
Презентация «Птица и её гнездо».
Воспитатель: А теперь помогите птичкам.
Дидактическая игра «Посели птичку в свой дом».
Слайд 36 (Музыка).
Воспитатель: какой же знак нам нужно установить здесь?
Дети: не включай музыку и не шуми в лесу.
Воспитатель: Давайте найдем этот знак и установим его.
Слайд 37.
А теперь мы немножко поиграем.
Физкультминутка:
Ну-ка, птички, полетели
Ну-ка, птички, полетели,
Полетели и присели,
Поклевали зернышки,
Поиграли в полюшке,
Водички попили,
Перышки помыли,
В стороны посмотрели,
Прочь улетели. (Ходьба, переходящая в бег.)
Воспитатель: Тихоня, о чем еще рассказывает нам книга?
Слайд 38.
Тихоня: Следующая страница: «Как только растаял снег, протянули навстречу ласковому весеннему солнышку свои нежные цветочки первоцветы. Но пришли люди, потоптали, порвали эту красоту»
Воспитатель: Ребята, какие цветы называются первоцветами?
Воспитатель: Ребята, чтобы цветы появились на полянке, отгадайте загадки
Слайд 39.
Самый первый, самый тонкий
Есть цветок с названьем нежным.
Как привет капели звонкой,
Называется (подснежник).
У занесенных снегом кочек, под белой шапкой снеговой,
Нашли мы синенький цветочек,
Полузамерзший, чуть живой. (Пролеска)
Он и мачеха и мать,
Как цветочек этот звать? (Мать и мачеха)
Слайд 40.
Как гусята разбежались
Желтые цветочки.
Улыбнулись детворе
Нежные комочки (Гусиный лук)
Шмель цветочку очень рад, ах, медовый аромат!
И цветки красивые – розовые, синие. (Медуница)
Воспитатель: Какая красота в лесу! Молодцы, ребята! Как помочь первоцветам? Что нужно сделать, чтобы такого не повторилось? (Ответы детей.)
Слайд 41.
Слайд со знаком «Берегите первоцветы!»
Глядя на эти великолепные растения, так хочется сказать:
Берегите первоцветы -
Весны первые шаги!
Ранним солнцем чуть согреты
Эти первенцы весны.
Воспитатель: Но, в «Жалобной книге» есть ещё страница. Перевернем её. Шалун, расскажи, пожалуйста, ребятам, о чем просит нас природа в этот раз?
Слайд 42.
Шалун: «Ой, беда, беда, беда
Пропала муравьиная нора,
На муравейник кто-то наступил,
Потом камнями завалил!».
Воспитатель: Ребята, из чего делают свой дом муравьи? (Ответы) Муравьи строят свой дом из веточек, соломинок, песка, хвои. Мы поможем муравьям? Давайте мы временно превратимся в муравьёв и построим новый муравейник.
Подвижная игра «Муравей» (дети становятся в круг)
Муравей нашёл былинку, (наклоны)
Много было с ней хлопот,
Как бревно, взвалив на спинку (идут по кругу, «держа бревно»)
Он домой её несёт.
Он сгибается под ношей, (полуприсед)
Он ползёт уже с трудом (присед)
Но зато такой хороший (поворачиваются в круг, подняв руки к центру)
Муравьи возводят дом!
(Дети выполняют движения в соответствии со словами)
Слайд 43.
Воспитатель: Посмотрите, вот и получился муравейник. Как мы можем предупредить других людей, что здесь муравейник? (Ответы) Давайте возле него мы поставим знак «Не разоряйте муравейники!»
Слайд 44.
Слайд 45 (Голос).
Слайд: «Ребята, спасибо вам! Оставайтесь друзьями природы, берегите лес. Я - Жалобная книга природы хочу, чтобы мои страницы оставались всегда чистыми, чтобы никто не жаловался» (голос)
Воспитатель:
Возьмемся за руки, друзья,
И по тропе лесной
Вернемся вместе – ты и я,
В наш детский сад родной.
Дети идут змейкой и становятся в круг.
Воспитатель: Чтобы сохранить природу, мы должны соблюдать простые правила. Я думаю, что после сегодняшней нашей встречи вы не только не будете нарушать правила поведения в природе, но и научите этому других.
Детям вручаются эмблемы «Защитники природы!»
Дети произносят КЛЯТВУ «ЗАЩИТНИКОВ ПРИРОДЫ»
Клянусь всегда защищать братьев наших меньших.
Клянусь беречь растения, высаживать деревья и ухаживать за ними.
Клянусь беречь водоёмы от загрязнения.
Клянусь убирать за собой мусор всегда и везде.
Клянусь заботиться о природе, животных и растениях.
Клянусь! Клянусь! Клянусь!
Рефлексия.
Ребята, где мы с вами побывали сегодня?
Какую книгу мы листали?
Кому мы помогли?
Вы будете защитниками природы?
Природу надо охранять : («рисуют» руками круг)
Зверей и птиц не обижать, (грозят пальцем)
Цветы напрасно не срывать, (приседают)
В лесу костры не разжигать. (топают ногами)
С природой будем дружно жить. (берут друг друга за руки)
Живое на Земле любить. (прижимают руку к груди)
Вот Земля, наш общий дом. («рисуют» руками круг)
Много есть соседей в нём.
И пушистые козлята, (показывают рожки)
И весёлые котята, (прыжки)
И извилистые речки, (изобразить сложенными ладонями речку)
И кудрявые овечки. (крутят кудряшки)
Травка, птички и цветы,
И, конечно, я и ты. (показывают на себя и детей)
В этом славном доме нужно (руки друг другу на плечи)
Жить со всеми очень дружно.