Древаль Елена
Конспект занятия по внеклассному чтению «С. П. Алексеев. Рассказ «Малютка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по внеклассному чтению
С. П. Алексеев. Рассказ: «Малютка».
Автор-составитель: воспитатель,
Древаль Елена Владимировна.
Цель: воспитание гражданственности и патриотизма у обучающихся на примере героев произведений детской литературы о Великой Отечественной войне.
Темочки:
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Литературное чтение
- Чтение, детская литература
- Чтение, книги. Конспекты занятий
- Чтение. Конспекты
- Темочки
Задачи: расширять знания обучающихся о Великой Отечественной войне; формировать уважительное отношение к участникам ВОВ, труженикам тыла, детям войны; воспитывать чувство гордости за свой народ, свою Родину; совершенствовать навыки выразительного, осознанного, беглого чтения; корригировать и развивать монологическую речь и логическое мышление.
План:
1. Орг. момент.
2. Дыхательная и речевая гимнастика.
3. Вводная беседа.
4. Знакомство с биографией писателя.
5. Словарная работа. Главный вопрос (на доске).
6. Первичное чтение рассказа «Малютка».
7. Главный вопрос (ответы детей).
8. Работа с текстом: чтение выборочное (по абзацам, чтение по цепочке (по предложениям, зачитывание ответов на задаваемые вопросы.
9. Вопросы по тексту.
10. Работа над пословицей, загадками военной тематики.
11. Итог. –Что читали? –О чём? –Чему учит рассказ?
Ход занятия:
1 .Орг. момент.
2. Дыхательная гимнастика.
Представьте, что вам необходимо:
-Сдуть с рукава пушинку;
-Подуть на горячее молоко, сдувая пенку;
-Раздуть огонь в потухающем огне.
Речевая гимнастика. Упражнение для интонации.
Произнести предложение: Скоро праздник 9 мая.
с вопросительной интонацией;
с восклицательной интонацией;
с радстью.
3. Вводная беседа.
-Какой праздник будет отмечать наша страна? (День Победы)
- Какого числа будет это событие? (9 мая)
Ещё тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты, подарили вы планете
Великий май, победный май!
Ещё тогда нас не было на свете,
Когда в военной буре огневой,
Судьбу, решая будущих столетий,
Вы бой вели, священный бой!
Ещё тогда нас не было на свете,
Когда с победой вы домой пришли.
Солдаты мая, слава вам навеки
От всей земли, от всей земли!
Юные безусые герои,
Юными остались вы навек.
Перед вашим вдруг ожившим строем,
Мы стоим, не поднимая век!
Р. Рождественский
- Сегодня наше занятие посвящено великому дню – Дню Победы.
Мы познакомимся с рассказом Сергея Петровича Алексеева «Малютка», расскажу вам об этом замечательном человеке.
4. Знакомство с биографией писателя.
- Послушайте внимательно биографию автора и узнаете, какую интересную жизнь прожил этот писатель.
- Сергей Алексеев родился в маленьком городке Плискове. Отец его был врачом, а мама медицинской сестрой. Родители Серёжи мечтали видеть сына образованным человеком и обязательно врачом. Но дома была только начальная школа и после долгих раздумий его отвезли в Москву к сёстрам матери, которые были учёными.
В старших классах Серёжа записался в аэроклуб. Тогда все мальчики мечтали стать лётчиками. Он поступил в авиационное училище.
Наступила Великая Отечественная война. В училищах будущих лётчиков учили летать по ускоренной программе. Так как Сергей был одним из лучших, то вскоре он знал все современные самолёты. Без отрыва от лётной учёбы он окончил педагогический институт.
По окончании училища надо было показать умения владеть машиной, стрелять, вести воздушный бой. Сергей отлично справился с заданием, и ему предложили стать инструктором, то есть учить других. Однажды у его самолёта отказал мотор, и Алексеев получил тяжёлые травмы в аварии. Врачи запретили ему летать.
После этого Сергей Петрович стал редактором издательства “Детская литература”. А однажды он решил принять участие в конкурсе на новый учебник по истории страны и победил. По его учебнику дети учились много лет.
Книги С. Алексеева не только об истории, они ещё и о человеческой храбрости, честности, патриотизме, о том, что нет ничего ценнее человеческой жизни.
5. Словарная работа. Главный вопрос (на доске).
6. Первичное чтение рассказа «Малютка» (Вполголоса).
7. Главный вопрос (на доске).
-Чем прославился танк «Малютка» в годы ВОВ? (ответы детей).
8. Работа с текстом: чтение выборочное (по абзацам, чтение по цепочке (по предложениям, зачитывание ответа на вопрос.
9. Вопросы по тексту рассказа «Малютка».
-Из скольки человек состоял экипаж танка?
-Чем прославился танк «Малютка» в годы ВОВ?
-Чем особенно отличился танк?
-Как танк попал в западню?
-Почему немецкие снаряды не могли попасть в танк?
-Какие боевые характеристики танка помогли «Малютке» выйти из окружения? (увёртливость, манёвренность).
-Чем восхищались батарейцы однополчане после боя?
-Какие подвиги совершил танк «Малютка» под руководством лейтенанта Дмитрия Ивановича Осатюка и старшины Ивана Михайловича Макаренкова?
-Какие боевые награды получили командир-лейтенант и механик-водитель?
10. Работа над пословицей,загадками военной тематики.
- Прочитайте пословицу на доске:
Родина - мать, умей за неё постоять.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Сейчас я вам загадаю загадки, которые относятся к войне.
(Воспитатель загадывает загадки и дети находят картинку с правильным ответом на доске):
1. Крышкой закрыта, в землю зарыта
Ждет – поджидает фрица-бандита. (Мина)
2. Летит ворон, весь окован,
Кого клюнет, тому смерть. (Пуля)
3. Петушок без глаз, а метко клюет. (Ружье)
4. Ползет черепаха - стальная рубаха,
Враг в овраг, черепаха – куда враг. (Танк)
5. Стоят три старушки, вздохнут они да охнут,
Вблизи все люди глохнут. (Пушки).
11. Итог. - Какой рассказ читали мы сегодня? Кто его автор?
- Чему нас учит этот рассказ?
- Что вам запомнилось?
-Рекомендую вам еще прочитать рассказы С. П. Алексеева, думаю, они вам также понравятся.