Наталья Миронова
Занятие по валеологии с элементами экспериментирования «Мои верные помощники» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
1. Сформировать у детей представление о различных средствах и способах познания окружающего мира.
2. Определить роль органов чувств в восприятии окружающего мира.
3. Помочь понять детям, почему мы называем органы чувств нашими добрыми помощниками.
Задачи:
1. Развивать зрительное, слуховое, вкусовое, тактильно-двигательное восприятие. Учить понимать, что правильное восприятие предмета является необходимым для дальнейшей деятельности.
2. Закрепить у детей знания о необходимости тщательного ухода за нашими органами чувств, о соблюдении правил личной гигиены.
Публикация «Занятие по валеологии с элементами экспериментирования „Мои верные помощники“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Осанка. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
Предварительная работа:
- беседы об органах чувств у животных и человека;
- чтение художественной литературы: “Мойдодыр”, “Доктор Айболит” К. И. Чуковского, “Неболейка” И. Семеновой;
- сюжетно-ролевые игры “Больница”
Материал и оборудование:
шарф для завязывания глаз, “чудесный мешочек”, набор мелких предметов;
ширма, бумага, ножницы, 2 стакана с водой, поднос с ароматизированными предметами, салфетка, овощи и фрукты
Ход занятия:
Воспитатель показывает детям коробочку.
Восп. Как вы думаете коробочка пустая или в ней что-то лежит?
Ответы детей.
Вспитатель трясет коробочку (в ней что-то гремит)
Восп. Что помогло вам узнать что в коробочке что – то лежит? (уши)
А сейчас я хочу проверить хороший ли у вас слух.
(за ширмой рвет бумагу, переливает воду в стаканах, гремит погремушкой)
Восп. У вас хороший слух. Сколько ушей у человека?
Дети: Два
Восп: У всех людей по два уха и расположены они по обе стороны нашей головы. Наши уши постоянно слышат, улавливают какие-то звуки, даже когда человек спит. Поэтому уши одни из первых могут сообщить нам об опасности. Они хорошо слышат разные звуки: кто как кричит и разговаривает, как шумит море, деревья, шуршит листва и т. д.
- Слух для человека - это большая ценность. Чтобы уши были здоровыми, хорошо слышали все звуки, надо за ними ухаживать, беречь их.
Нельзя: - Ковырять в ушах
Не допускать попадания воды
Не использовать для чистки ушей неподходящие предметы
Отгадайте загадку:
На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются. (Глаза)
– Ребята, а зачем человеку глаза?
(Ответы детей)
Воспитатель предлагает детям выяснить с помощью эксперимента, зачем человеку глаза? Вызывает одного ребенка и завязывает ему глаза:
– Скажи, что у меня в руках? (Ребенок не знает.)
– А что я делаю?
(Воспитатель делает 2–3 бесшумных действия. Ребенок этих действий не видит и ничего о них сказать не может.)
– Теперь сними шарф и скажи: зачем человеку глаза?
(Ответ ребенка; его дополняют другие дети.)
– Как бы мы жили, если бы у человека не было глаз?
Дети: Нам пришлось бы плохо.
Восп: Природа заботливо оберегает глаза: они расположены в специальных углублениях – глазницах (домиках). Закрывает этот “дом” специальная “дверца” под названием – веко. А если появится опасность, веки по приказу мозга молниеносно захлопнутся. Только тогда, когда глаза прикрыты веками, они находятся в покое. Когда же глаза открыты, человек постоянно рассматривает то, что находится перед его глазами. Они движутся то влево, то вправо, то вверх, то вниз, как бы ощупывая изображение.
- Посмотрите вокруг, что видят ваши глаза? (ответы детей)
Восп. Но чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь. Вы знаете правила по охране зрения?
- Нельзя тереть глаза грязными руками.
- Нельзя близко и долго смотреть телевизор, играть в компьютерные игры.
- Нужно оберегать глаза от попадания едких и опасных жидкостей.
- Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов.
- Нужно гулять на свежем воздухе.
- Нужно тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль.
Зрительная гимнастика «Пчелка Майя»
(Дети следят глазами за полетом пчелки)
Восп: Что на лице у нас одно?
Дети: Нос
Восп: Для чего человеку нужен нос?
Дети: Чтобы дышать, нюхать запахи.
Есть прямые носики,
Есть носики – курносики.
Очень нужен всякий нос
Раз уж он к лицу прирос.
Жарким летом на лужочке
Носик нюхает цветочки.
В огороде чует нос
Где чеснок и лук подрос.
Апельсины кто принес?
Все пронюхает наш нос.
Нос не должен быть простужен,
Нос здоровый всем нам нужен,
Еще можно пожелать:
Пальцем в нос не залезать.
Днем на солнце не сидеть-
Носик может обгореть.
А зимой, в большой мороз
Не высовывать свой нос!
Ну, теперь понятно вам,
Зачем носик малышам?
Восп: Некоторые считают, что нос – это только украшение лица. Другие думают, что природа дала нам нос, чтобы задирать его кверху. Есть даже выражения: “Ишь, ты, нос задрал!” или “Ну, что, ты, нос повесил?” Это шутка. На самом деле даже самый маленький нос весьма важная часть тела. Носом мы дышим. А еще нос помогает почувствовать и различать запахи. Вот это мы сейчас с вами и проверим.
Воспитатель проводит игру “Определи по запаху”.
На большом подносе на тарелочках лежат ароматизированные предметы (фрукты, овощи). Воспитатель завязывает ребенку закрыть глаза и подносит к носу любую тарелочку. Ребенок должен определить по запаху, что лежит в этой тарелочке.
Восп: Как можно еще определить продукт на вкус не видя его? (на вкус)
Какой орган поможет нам определить на вкус? (Язык)
- Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус. Скажите, что бывает (сладким, соленым, кислым)
Проводится игра : "Определи на вкус"
(Дети с закрытыми глазами определяют на вкус разные продукты)
Восп: Есть еще орган чувств мы с вами ещё не вспомнили. (Кожу). Для чего нужна кожа? (с помощью кожи человек определяет качество предмета: горячее, холодное, твердое, мягкое, мокрое, сухое и т. д.) . Кожа выполняет защитную функцию организма. Я предлагаю вам поиграть в игру «Чудесный мешочек». Надо на ощупь определить форму предмета.
Восп: Ребята так что же лежит в коробочке хотите узнать? Давайте ее откроем.
(открывают, там картинки органов чувств)
- Это наши незаменимые помощники - органы чувств (уши, глаза, нос, язык, руки)
Проводится игра : «Покажи не ошибись»
Видеть папу, видеть маму,
Видеть небо и леса
Помогают нам (глаза)
Запах хлеба, запах меда,
Запах лука, запах роз
Различать поможет (нос)
Есть у зайца на макушке,
У тебя, твоей подружки,
Бывают слушки и неслушки
Что же это? Наши (ушки)
Чтоб попробовать компот,
Есть у человека (рот)
Мягкое и твердое, острое, тупое,
Горячее, холодное, мокрое, сухое…
Разобраться в этом сложно.
Нам поможет наша (кожа)