Людмила Бочарова
Открытое интегрированное занятие с элементами экспериментирования в старшей группе «Воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
МДБОУ Детский сад комбинированного вида №17 «Жемчужинка»
Конспект занятия по теме «Воздух»
Старшая логопедическая группа
Воспитатель: Бочарова Людмила Георгиевна
г. Минусинск, 2013г.
Самоанализ НОД
1. Тема «Воздух».
Задача: развитие познавательного интереса через экспериментальную деятельность, способствовать развитию у детей любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
2. Правила безопасности жизнедеятельности детей:
- работа под наблюдением взрослого;
Публикация «Открытое интегрированное занятие с элементами экспериментирования в старшей группе „Воздух“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- осторожно обращаться со стеклянными емкостями;
- грязными руками не трогать глаза;
- не брать руки в рот.
3. Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдения на прогулке, чтение, игра.
4. Приемы:
- создание развивающей среды;
- проблемные ситуации;
- сюрпризные моменты;
- наводящие вопросы;
- уважительное отношение к любым высказываниям ребенка, его действиям;
- предоставление свободы выбора, действий и перемещения в пространстве;
- проблемные вопросы.
5. Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами эксперимента:
- развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
- развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности
- создание предпосылок формирования практических и умственных действий.
6. Постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
- целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
- проверка гипотез;
- анализ полученного результата (подтвердилось — не подтвердилось);
- формирование выводов.
7. Психологическая оценка.
При проведении НОД учитывались индивидуальные и психические особенности детей, присутствовала доброжелательная обстановка, воспитатель вместе, рядом с детьми, поддерживал каждого ребенка улыбкой, кивком, чтобы каждый ребенок почувствовал свою значимость.
8. Задача, поставленная перед детьми, была решена на данном этапе и намечены цели и задачи ознакомления со свойствами воздуха.
Задачи: развитие познавательного интереса через экспериментальную деятельность, способствовать развитию у детей любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи экспериментальной деятельности:
- расширение представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;
- развитие у детей представления о свойствах воздуха;
- развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов;
- развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;
- социально-личностное развитие каждого ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Оборудование: стеклянная банка, воронка, картон, тазик, бутылка, пластмассовая соломка, бумажный водолаз.
Ход занятия
Вводное слово воспитателя:
- Дети, хотите узнать, что находится в емкостях, стоящих на столе? Тогда подойдите ко мне и давайте вместе посмотрим, что в бутылочке, в банке, в мисочке, в тазике?
(Ничего нет)
- А в стеклянной баночке что лежит?
(Нет ничего, пусто)
- А я думаю, что внутри этих предметов что-то есть.
- Хотите узнать, что в них?
(Да)
- Тогда вперед.
Опыт: На двух столах емкости с водой и по одной пустой пол-литровой банки. Вода подкрашена акварелью.
- Еще раз уточните, что в банке?
(пусто)
- А что произойдет, если я возьму банку вниз горлышком и медленно отпущу ее в емкость с водой?
(ответы детей)
Крепко держа баночку за дно осторожно горлышком вниз, отпустить в подкрашенную воду.
- Что происходит? Вода в баночку входит, не входит?
(Ответы детей)
- Что ей мешает? Ведь банка-то пустая? Или нет? А может быть здесь притаилась невидимка?
(Ответы детей)
- Нельзя ли заставить его показаться – стать видимым? Попробуем?
Опыт: Берем эту же баночку и опускаем ее вверх дном в емкость с водой. Давим на дно баночки, но какая-то сила мешает нам, выталкивает банку из воды. Прижимаем горло баночки ко дну тазика, а потом осторожно наклоняем ее.
- Бульк! Бульк! Бульк! Невидимка подает голос. Большие пузырьки выскакивают из баночки, устремляются к поверхности воды и бульк - «исчезают».
- Так что же в банке?
(воздух)
-Мы услышали воздух?
-Можно увидеть невидимку?
На столе стоит 3-х литровая банка с водой, приготовленная заранее. Внутри банки видно много мелких пузырей.
- Что это?
(воздух)
- Мы его увидели?
(да)
Вывод: в банке воздух, который не пускал воду внутрь. А воздух вышел – вода попала в банку. Банка не пустая, в ней воздух.
- Что такое воздух? (ответы детей)
- Для чего нам нужен воздух? (дышать)
Возьмите картонки и взмахните возле лица. От движения окружающий воздух качается, колыхнется и словно слышен его голос: «Я есть! Я вокруг тебя!»
Не такой уж он и таинственный, этот невидимка, если знать, как за дело взяться.
Опыт: Возьмем бутылочку и вороночку. Обмотаем стебель воронки полоской бумаги, чтобы он входил в горлышко как можно плотнее. Место стыка промажем пластилином. Осторожно нальем в воронку немного воды.
- Что происходит? (ответы детей)
- Почему вода не входит в бутылку? (Воздух в бутылку не пускает воздух.)
- Как же заставить его потесниться?
Возьмем пластмассовую соломку, пропустим ее сквозь воду в воронке в бутылку, высосем часть воздуха.
- Что слышим? (бульканье)
- Что произошло? (Воронка вмиг опустела)
Вывод: воздух занимает место.
Люди уже давно научились использовать многие свойства воздуха. И то, что воздух занимает место, на этом свойстве было основано действие водолазного колокола, который в старину, когда не было водолазных костюмов и аквалангов, давал возможность ненадолго опуститься под воду.
Опыт: опустить на дно тазика с водой бумажного водолаза, да так, чтобы он вышел сухим из воды. Водолаза садим на плотик. Банкой осторожно накрываем фигурку и осторожно опускаем сооружение на дно тазика, крепко держа банку. Когда снова поднимаем водолаза со дна тазика, то что мы увидим?
Вывод: водолаз сухой, потому что в банке воздух не пустил воду.
Человек заставил воздух работать на себя. А вот как они это сделали, посмотрим об этом фильм.
Итог: с чем мы сегодня повстречались?
И вы бы хотели узнать о воздухе побольше? Какой нужен воздух человечеству? Что для этого надо делать?