виктория ладыгина
Конспект занятия по социальному развитию: «Любовь к земле родится в сердце!»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-экологическое путешествие. Знакомство дошкольников с бытом и укладом жизни первых славянских поселений, традициями и обычаями древнерусской культуры наших предков- славян.
Программное содержание
1. Воспитывать у детей любовь к своей Родине, к своим родителям, близким.
2. Развивать чувство национального достоинства и гордости за творческое наследие наших предков-славян.
3. Дать понятие красоты родного края, познакомить детей с различными лекарственными свойствами ягод, трав и листьев.
Публикация «Конспект занятия по социальному развитию: „Любовь к земле родится в сердце!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2021
4. Познакомить детей с особенностями русской избы. Рассмотреть обрядовые праздники и значение берегинь. Рассмотреть разные формы одежды русских славян. Познакомить детей с естественными красителями холста: листья дуба, черника, цветки липы, ежевика.
Ход занятия
Воспитатель:
-Мы с вами стоим перед домом наших далеких предков-славян. В доме никого нет, но вход охраняет главный хранитель рода, а зовут его Дид. Посмотрите рядом с ним лежит клубок. У наших предков был такой обычай: на новоселье хозяин дома втягивал за нить всех домочадцев. Давайте и мы с вами последуем этому обычаю. (Дети входят).
Воспитатель:
- Когда вы входили, вы заметили что-то необычное?
Дети:
- Дверь была открыта, низкая дверь, высокий порог.
Воспитатель:
- Наши предки были очень гостеприимными людьми, и дверь в доме была открыта для гостей. Давайте теперь подумаем для чего делали высокий порог?
Дети:
- Для того, чтобы холодный воздух зимой не проник в дом, т. к. он располагается внизу. Низкую дверь делали для того, чтобы в холодное время года теплый воздух не выходил из дома, т. к. он поднимается вверх.
Воспитатель:
- Вход в дом делали обычно с южной стороны. Ели мы станем спиной к двери, мы узнаем, с какой стороны ставили печь. "Без печи изба - не изба", - говорили в старину. Она и людей обогревала, в ней готовили еду, на ней можно было даже спать, и сколько сказок было рассказано здесь долгими зимними вечерами. А хранил эти сказки Баюнок. Давайте вспомним, в каких сказках упоминается печь?
Дети:
- "По щучьему веленью" и т. д.
Воспитатель:
- Давайте заглянем на печь. Что вы здесь видите?
Дети:
- Сушатся грибы, травы.
Воспитатель:
- В те далекие времена не было аптек и больниц. И за лекарствами люди ходили в лес, на луг. Так, постепенно, они узнали, что многие травы являются лечебными.
Воспитатель:
- Печь топили дровами, но подходило для этого не каждое дерево. Вы узнали эти деревья?
Дети:
- Это дубовые дрова. У них кора шероховатая, они очень тяжелые. Это березовые дрова. Кора у них белая с черными точками. Это сосновые дрова. Мы их узнали по запаху.
Воспитатель:
-Куда же закатился наш клубок? Наверное, это Прокуда шалит. Давайте его поищем. (Дети находят).
Воспитатель:
-Вот наш клубок, в уголок закатился. Этот угол у печки назывался закутком. Здесь командовала хозяйка дома. А чтобы дела ее спорились и ладились,ей в этом помогала берегиня Спорынья. Здесь вы видите знакомые предметы?
- Дети:
- Шерсть, клубок, веретено, кудель.
Воспитатель:
- Веретено и кудель нужны для того, чтобы из шерсти домашних животных прясть пряжу. Шерсть каких животных для этого использовали?
Дети:
- Козы, овцы.
Воспитатель:
- На какое слово похоже слово "веретино"?
Дети:
- Вертеться.
Воспитатель:
- Правильно. Давайте попробуем это сделать (вертят, не получается).
- А чтобы веретено вертелось быстро и долго, на него одевали пряслицу. На какую детскую игрушку теперь стало похоже веретено?
Дети:
- На юлу.
Воспитатель:
- Когда нить была готова, для чего могли ее использовать?
Дети:
- Из толстых ниток вязали, из тонких - ткали ткань.
Воспитатель:
- Из ткани затем шили одежду. Как вы заметили, в доме нет шкафов. Хранили одежду в сундуках. Давайте с вами заглянем в сундук (достают рубаху).
- Одежду обязательно украшали вышивкой или тесьмой. И эти украшения служили оберегами. Какие детали одежды украшали?
Дети:
- Воротник, подол, рукава.
Воспитатель:
- Славяне украшали одежду не только оберегами. Они научились красить ткань. И использовали для этого природные красители. Вы их, наверное, узнали.
Дети:
- Шелуха лука, лист березы, ягоды черники и т. д.
Воспитатель:
- Из этого готовили отвары и в них опускали ткань (дети красят ткани).
Воспитатель:
- У вас испачкались руки. Нам надо их помыть. Где мы можем это сделать (подходят к рукомойнику).
- В домах славян не было водопровода, и для мытья рук использовали рукомойник и лохань с водой. Давайте заглянем в лохань. Что вы там видите?
Дети:
Видим свое отражение. Это похоже на зеркало. (Дети моют руки).
Воспитатель:
- Как я уже говорила, славяне были очень гостеприимные люди. И на столе всегда стояла какая- нибудь еда. Если вы отгадаете мою загадку, то узнаете, какое угощенье было главным на столе. Черная гора, всем мила.
Дети:
-Хлеб.
Воспитатель:
- Давайте с вами вспомним, как хлеб приходит к нам на стол.
Дидактическая игра "Как хлеб пришел на стол".
Воспитатель:
- Ранней весной землю пахали, удобряли, боронили, а потом сеяли зерна ржи и пшеницы. (дети разбегаются по залу и садятся).
- Что нужно для того, чтобы эти зерна проросли?
Дети:
- Им нужно солнце, вода, воздух, земля.
Воспитатель:
-Что делали из зерна?
Дети:
- Из него делали муку. Из муки пекли ароматный хлеб.
Воспитатель:
- Давайте отведаем и мы этого свежеиспеченного хлеба. (дети едят хлеб).
Воспитатель:
- Нам пора покидать этот гостеприимный дом. Но наши предки славяне были не только хорошими хлебопашцами и ткачами. С другими ремеслами мы с вами познакомимся в другой раз.